Полезное > Снаряжение >

Автор: Владимир Хитриков, Днепропетровск

Снаряжение

Mountain.RU, раздел СНАРЯЖЕНИЕ - более 50 статей по теме.

Под впечатлением очень понравившегося обзора снаряжения, который написал Тимур Ахмедханов, после восхождения на Torres Del Pain, хотелось бы тоже поделиться какими-то своими находками и мнениями.

Сразу хочу предупредить, что пишу только о понравившемся снаряжении, имеющем как минимум две особенности. Во-первых, оно далеко не «эконом класса» и во-вторых, почти все приобреталось, не выходя из дома, через интернет, в основном в американских магазинах. При этом одним из основных критериев, после функциональности конечно, являлся вес.

Начать вероятно следует с рюкзаков. Копаясь в Интернете я обнаружил фирму «Go Lite» которая выпускает несколько моделей рюкзаков из ткани Dainema. Сайт фирмы: http://www.golite.com . Были приобретены модели JAM 2 и ION. И если ION используется в основном как пристежной карман, том JAM 2 уже два сезона используется как основной рюкзак, т. е. и для подходов и для восхождений. Он позволяет навесить по бокам палатку и веревку, а остального объема хватает даже на большой выход. С двумя такими рюкзаками мы шли в прошлом году Тютю с ущелья Тютю Су. Общий вес рюкзаков был чуть больше 20 кг, при этом вес самого рюкзака 620 гр. Понятно, что излишеств в нем нет, но основное – поясной ремень, пена под спиной и один большой карман - есть. Самое смешное, что по такой же схеме мы шили рюкзаки еще 30лет назад.

Рюкзак из Дайнемы

Рюкзак из Дайнемы на вершине
Ама Даблама

Трекинговая палка
Телескопические
лыжные палки. Учитывая, что во время подходов и высотных восхождений рука с лыжной палкой делает много движений и всегда возникает вопрос, куда их деть после подхода, я выбрал самые легкие телескопы, которые смог найти. Это оказались углепластиковые палки австрийской фирмы «Komperdell», модель «Peak UL». Выпустили они их для фирмы «Rei». Сайт: http://www.rei.com . Вес пары палок 335гр. Т.е. нагрузка на руку меньше 170гр. – это легче некоторых рукавиц и брать с собой их можно не задумываясь. Несмотря на кажущуюся хлипкость они пока исправно служат – пик Ленина, Ама Даблам и три сбора на Кавказе.

Кошки. Конечно первое, что захотелось приобрести, это настоящие кошки, для «настоящего льда» и это были «Grivel» G -14. Очень хорошие кошки, с правильными передними зубьями – вертикальными и регулирующимися. Но вес одной кошки с антиподлипом 650гр. И сразу – же возник вопрос, нужны ли хорошие кошки на всех маршрутах, которые мы ходим? А если и нужны, то всем ли в группе? Выяснилось, что нет. Для эксперимента были приобретены кошки «Camp» XLC – 390. Вес одной кошки с антиподлипом оказался 245гр. Ну-ну подумал я, и начал их нагружать с пристрастием. В общем – держат. И даже на осыпях стираются, но не разваливаются. Брать одну такую кошку, в качестве запасной на группу, вообще очень мудро. Но, конечно не следует пытаться ходить в них по жесткому и крутому льду, особенно первым. Хорошие кошки для сложного льда мы испытали этой зимой. Это «Camp» Vector Nanotech. Они явно легче всех подобных моделей, очень хорошо работают, но передняя скоба подходит не на все ботинки. Т.е. нужно мерять.

Кошки Camp XLC 390

Зубья после 3х сезонов

Кошки Camp Vector Nanotech

Ледовые инструменты. Может - быть то, что я сейчас напишу, совсем уж субъективно, но я считаю, что лучший инструмент для крутого льда - это пара хороших айс-фи. Эту мысль, подтверждает и то, что часть современных «спортивных» инструментов являются, как бы вариациями на тему айс-фи. В этом плане летом мы планируем попробовать «Grivel» модель «Lil Monster». Интересно насколько она хуже или лучше прародительницы.

Еще наша команда, в 80е годы, пройдя в рамках Чемпионов СССР несколько серьезных ледовых маршрутов ( Тютю м-т.Петриченко, Мижирги м-ты Грищенко и Хитрикова, Шхара З. через центр ледопада, правее м-та Бланковского) пришла к выводу, что на снежно-ледовом маршруте, каждому в связке, лучше всего иметь айс-фи в левой руке и ударный инструмент в правой. Это позволяет быстро преодолевать крутые участки или натечный лед, передавши первому две айс-фи и не терять скорости, при одновременном движении по основному рельефу.

Из чисто ударных инструментов, этой зимой, очень понравилась « Black Diamond» модель «Cobra». По сравнению с остальными нашими инструментами она была намного «злее» и устойчивей.

Ледобур Irbis и покрытый
оксидом титана
Ледобуры
. Для меня тут все понятно. Всю жизнь мы ходили с правильно заточенными титановыми, а не стальными ледобурами. Разница в весе между ними 80 – 90 грамм на одном ледобуре. Для увеличения твердости режущей части ледобуры покрывались оксидом титана, а ухо делалось скользящим, что позволяло использовать ледобур при неполном закручивании.

Крутой девайс с Блошиного рынка

Съемное ухо

Скай-хук с фиксацией
Позволю себе поместить фото еще одного «крутого» девайса, купленного на хозяйственном рынке и слегка доделанном. Скорость закручивания и выкручивания ледобура с ним заметно повышается.
Кстати о самодельном снаряжении. Как бы в рамках всеобщего разоружения, размещаю фото дырочного скай-хука , позволяюшего надежно закрепить на нем площадку для пробивки следующего отверстия. С этим скай хуком мы пробивали маршруты на Асане в 86-87годах. Рычаг, двигая конус внутри, позволяет быстро закрепить и вынуть его из отверстия. Необходимая глубина отверстия порядка 8 - 12мм. В закрепленном состоянии, человек на нем стоящий, вырвать его не может. В психологическом плане это нечто подобное айс-фи на льду.

Зажим nForce
Зажим.
Год назад была приобретена пара зажимов «Black Diamond» модель «nForce». Вот ссылка: http://www.blackdiamondequipment.com Очень замысловатая штука. Но, вероятно за счет дополнительного шарнира, прекрасно держала на веревке, по которой с вечера текла вода, а утром она оказалась как бы внутри сосульки. Конечно немного тяжелее и сложнее обычных «ручек», но если веревки могут оказаться сильно обледенелые, то особенных альтернатив я не знаю.

Палатка Bibler Fitzroy на Тютю-Баши
Палатка.
Три сезона использую палатку «Bibler tent»модель «Fitzroy». Вес палатки 2кг плюс вес стоек 900гр. Несколько лет планирую поменять в ней стойки на углепластиковые. Это позволит облегчить ее практически на 500гр. Но в решающий момент жаба побеждает. Более подробно о углепластиковых стойках можно посмотреть здесь: http://www.fibraplex.com/tentpoles2B.asp .

Как правило, на выходах и высотных восхождениях живем в ней вдвоем.

Палатки под С. стеной Чегема.

На технические восхождения на Кавказе (Чегем м-т Форостяна, Тютю м-т Гарфа) брали ее на четверых. Когда очень холодно, внутренняя поверхность покрывается изморозью. Но когда включаешь горелку или выходит солнце, изморозь угодит без образования конденсата. Конденсат образовывается только на стойках, но это не принципиально.
И еще немного об одежде. Точнее о среднем слое. Практически все большие фирмы выпускают одежду, в которой в качестве утеплителя используется Primaloft или Polarguard Delta. Многие в качестве ткани при этом используют очень легкие Pertex Quantum или Pertex Endurance. У меня собрался комплект канадской фирмы «Integral Designs». Сайт фирмы: http://www.integraldesigns.com. Что я могу сказать – очень удобно. Толком не намокает, хорошо греет и очень не много весит. Основной недостаток, очень легко рвется, особенно Pertex Quantum. Но, порвавшись, совершенно не теряет своих свойств. То, что сделано из Pertex Endurance , немного прочнее.

Бивуачный мешок
. Т.к. я пока не преодолел любовь к пуховому спальнику, то приходится иногда бороться за его ненамокаемость при помощи бивуачного мешка. Я выбрал легкий мембранный мешок японской фирмы «Montbell». Сайт: http://en.montbell.jp. Несмотря на игрушечный вес, 190гр он дышит. Внутри конденсат не собирается даже зимой в однослойной палатке. Не дышат только проклеенные швы, но влаги на них собирается очень не много.

Коврик. В этом плане у нас существует целая система. Во-первых, большой тонкий фольгированный коврик на который ставится палатка. Кроме того, что он отражает тепло, он еще и предохраняет дно палатки. Во-вторых коврики толщиной 9мм фирмы «Artiach».Вот сайт: http://www.artiach.com . Для летнего Кавказа этого вполне достаточно. Если предстоит ночевка зимой или на высоте то, добавляем еще надувной коврик. Это «TorsoLite» размером 81 х 46см. толщиной около 2 см . и весом 295гр. Посмотреть о нем подробнее можно здесь: http://www.backpackinglight.com . Или надувной матрасик c пухом, фирмы «Exped» модель «DownMat 7 shot» его размер 120 х 52см и толщина 7см. Вес 595гр.Очень теплая штука и вероятно кроме нее ничего и не нужно, но в плане надувных ковриков у меня всегда имеется вопрос – что если я его с вечера проткну, то как я буду спать эту ночь, даже если вдруг, не забуду ремкомплект, и клей в нем окажется не высохшим?

Подробней о нем: http://www.exped.com Нет сомнения, что по каждому из пунктов описанных в статье можно сколь угодно много добавлять информации, обмениваться мнениями или спорить. Но еще раз прошу учесть , что все здесь написанное, это мое субьективное мнение.

опыт

Спасибо за передачу опыта.Побольше бы таких статей.Хотя далеко не со всем согласенюНо по крайней мере знаешь что как носится

Как заказать оборудованеи GoLite?

Добрый день! прочитала отзыв, впечатлилась, хочу голайт, но...они поставляют только по США. Как Вы заказывали рюзак? С уважением, Мария

немного о снаряжении ультра лайт :-)

сразу начну с самогого вкусного: лучше ковриков Term-a-rest серии пролайт никто ничего пока не придумал, единственный их реальный конкурент это Airtech но он тбудет чуть тяжелее и объемнее при той же теплозащите. скажу сразу, что на термарест действует РЕАЛЬНАЯ пожизненная гарантия, не зависимо от того, когда вы его приобрели вам его поменяют :-) в росии их офицальный диллей Альпайн-Трейд www.alpine-trade.ru если вы фанат летнего туризма то ваш выбор серия надувных ковриков NeoAir: http://www.cascadedesigns.ru/Therm-a-Rest/catalog/fastlight/prod393.html согласитесь, иметь полноценный коврик весом 260гр это дествительно круто -) еслы вы ходите в горы, да еще и зимой тогда вам нужна серия ProLite 4: http://www.cascadedesigns.ru/Therm-a-Rest/catalog/fastlight/prod554.html вес 480гр фактор реплоизоляции 3.2 в проколотом состоянии греет не на много хуже обычной ижевской пенки. в упакованом виде размером с два кулака. заклеевается все течении 5-6 минут обычной вело аптечкой с вулканизированным клеем за 100 руб :-) Если говорить о самых легких кошках, то фирма Camp хромает на обе ноги. Прочность оставляет желать лучшего, но альтернативы им нет, они действительно самые легкие в своем классе. про карбоноые дуги скажу, что все это действительно круто, но абсолютно не применимо на морозе. зазобрать обледеневший на морозе стык можно только отогрев на горелке... %-( ставил карбон из лавинный зондов фирмы Camp скинул 170гр от общего веса палатки но при первом же морозе конструкция приказала долго жить :-( ИМХО вольцованые каркасы фирмы Dac fezerlight куда выгоднее для высоты. вес примерно на 20% больше чем у карбона, но В РАЗЫ прочнее вместо мультитопливной горелки таскаю с собой одну только топливную линию, кладу ее между камней, и кастрюльку сверху. (на снегу совсем хреновый вариант)

палатка Fitzroy

По-моему это не четырех-сезонка а максимум трех и для теплого Узункола. Были мы в ней сейчас на Хан Тенгри и на Победе в четвером. Итог - во-первых, внутренние люверсы для стоек, приклеенные, на второй день отклеились. Далее, утром вся внутренняя часть палатки покрывается не изморозью, а сантиметровым слоем льда, особенно с низу, коврики отрываешь от палатки. Плюс, к тому же, стойки, расположенные внутри, примержаюи аз вел, их потом отогреваешь, чтобы сложить. Когда утром готовишь еду, палатка немного отмерзает, но после, пока собираешся, на морозе замерзает опять, и вместо 2кг весь день несешь 5кг, да плюс такого объема, который в рюкзак не сложишь. Вечером сложенную палатку уже не разложить, примерзла сама к себе, отрываешь стенки друг от друга, что естественно портит материал. Не пойму, зачем они вообще сделали это внутреннее покрытие. Далее, одному ставить ее можно только где-то в поле или в лесу, но не на сложном пятачке на стене, залезая внутрь и ставя стойки, можно свалиться с полки. Далее, защелки для стояк-надо было карабины делать, в четвером, да и в троем, их постоянно задеваешь и они растегиваются. А когда на высоте еще пальцы трескаются, то их вообще больно застегивать.И это токо вкраце о минусах. Плюсов не нашел. По-моему полное Г. от ВD, за бешенные бабки, хотя все остальное их снарежение служит исправно.