Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Дмитрий Гришин, г. Химки Моск. обл

Поход IV категории сложности по Алматинской области Казахстана с 5 по 18 мая 2007 года
Часть 2 Часть 3

Начало читайте здесь

14 мая
Утром температура ~-2, тент палатки изнутри весь обледенел. Вижу какую-то уходящую вниз помеченную тропку, оказалось что она ведет к родничку. Вот что значит искать что-то ночью. Смотрю в сторону перевала и вроде различаю витки серпантина, раз нам говорили что их можно отсюда разглядеть, то получается что и вчера мы тоже увидели их. Только вот опять видна только пара верхних витков, ниже по склону ничего не просматривается. Выезжаем снова к водопаду, погода сегодня опять отличная безоблачная, и теплеет с каждой минутой все быстрей. Проезжаем небольшой водопад слева, девчонки его и вчера видели, а я его даже не заметил раздумывая где же находится Буркамбулак. Проезжаем ур. "Святой камень", здесь довольно много Тянь-Шаньских елей, появляются и пятна стланика. Вдоль Коры много березок с почему-то пожелтевшими листьями? Хотя все это очень красиво смотрится на фоне блестящей на солнце реки. Но вот наконец-то справа над елями мы видим Буркамбулак. Нам сказали что это самый высокий водопад в Джунгарии - 120м., версия происхождения названия водопада приведена тут . Бросаем велосипеды и идем к нему по курумнику между деревьями. Сам водопад трехступенчатый, водность его не маленькая, вблизи стоит сплошной туман из брызг. Вода проточила себе желоб, с близкого расстояния водопад кажется еще более высоким, очень красиво. Фотографируемся и возвращаемся к велосипедам. Дорога идет дальше вдоль Коры, но нужно бродануть Буркамбулак. Брод простой, но не замочив ног его не пройдешь. По карте дорога идет еще километров 12, судя по отчету она потом становится хуже, но проехать можно. Впереди видно что ущелье вновь заворачивает на юг и ледников верховьев Коры отсюда не видно. Время уже 11-00, если поехать по дороге до конца то это мы только к вечеру вернемся, а нам сегодня нужно спустится в Капал. Так что разворачиваемся обратно к "Еловой". На обратном пути замечаем отдельно лежащий огромный камень, на котором красиво растет ель. Сейчас ракурс намного лучше чем по пути на водопад, поэтому тогда на него и не обратили внимания.
Возвращаемся к "Еловой", Аня не заметив базу проезжает дальше, а видевшая все это Оя даже не пыталась ее остановить. Еду вдогонку за Аней, но я догнал ее только через несколько километров. Возвращаемся обратно забираем вещи, потеряли 1,5 часа. Теперь двигаемся вновь вниз к перевалу. Сейчас опять не видим никаких отворотов к нему от дороги. Снимаю координаты с GPS и сверяюсь с картой где нарисовано начало серпантина. Доехав до места где по карте должен быть отворот, присматриваюсь на верхние серпантины внимательней с целью увидеть их продолжение. Наконец-то вижу едва заметную дорогу и ниже по склону, но ближе к нам совершенно ничего не просматривается. Проезжаем дальше по дороге еще метров 500 и отсюда пойдем вверх насколько возможно близко к линии падения воды. Набираем 3 бутылки воды из текущего рядом ручья, снимаем рюкзаки с велосипедов и надеваем на плечи. Начинаем подниматься и не набрав и 50 метров выходим на дорогу (см wp23). Видно что ниже буквально в 10м она полностью исчезает в траве. Начинаем лезть наверх, Дмитрий нас предупреждал что дорога довольно хорошая и только последние метров 150 плохие. Уклоны серпантина в районе 15%. На склоне очень красиво растут 2 одиноких дерева, больше на склоне деревьев нет вообще. Набрав около 300м, встречаем еле заметный ручеек. Набрать из него бутылки очень сложно, да и вообще рассчитывать на него не стоит, скорее всего он пересыхающий. Вскоре выезжаем на горизонтальный участок на отроге. Пытаюсь проехать прямо с рюкзаком на плечах, немного даже получается. Дальше серпантин продолжается, на противоположном от Коры хребте уже видны великолепные заснеженные вершины. Вскоре доходим до разрушенных выветриванием скал, чувствуется что набрать осталось немного. Но тут на дороге появляется сыпуха, да и уклоны начинают достигать 20%, видимо про это ухудшение и говорил Дима. Метров на 20 ниже перевала дорога разветвляется, Оя проверила что левая кажется более накатанной так что идем по ней. В 17-30 на перевале, высота 2422м. поднимались 2,5 часа, набор высоты ~700 метров. Виды с перевала отменные, внизу виден весь наш сегодняшний путь по долине, прямо перед нами излучина Коры. А в другую сторону открывается вид на плато со снежниками с очень далекой степью на заднем плане. Видно нашу уходящую на север дорогу. Непонятно куда выходил правый отворот на серпантине - он должен был перевалить метрах в 200-х от нас но там ничего не видно. Смотрим скалы у перевала и фотографируемся. Через 40 мин уезжаем дальше. Дорога буквально через 600-700 м заворачивает на запад, как и предупреждал Дмитрий. Вместо спуска начинается сильная пересеченка по плато. Снежников много, они тают и заболачивают местность, приходится искать пути обхода. Но все трудности компенсируются красивейшими видами в лучах вечернего солнца, на плато растут редкие деревья с многочисленными пятнами стланика. Весь кристально белый хребет на заднем плане и многочисленные снежники на переднем создают непередаваемый контраст. По плато вниз уходят многочисленные овраги, а вдалеке виднеются невысокие горы Ескиульмес. Наша дорога так и заворачивает вслед за Корой на ЮЗ, так что мы теперь чуть ли не в противоположную от Капала сторону едем. Проехав 1,5 часа мы совершенно не сбросили высоту, так и едем вниз-вверх, даже перевал куда взобрались видно. По карте эта дорога идет в сторону Березовки. От нее нарисован отворот но он выходит на шоссе намного больше чем в 8 км от Капала, существует ли он вообще? Да ну и ладно, тут так красиво, если приедем в Березовку значит в Березовку. С территории, на которую у меня была 1км карта, мы уже съехали, так что теперь ориентируюсь только по пятерке. Вскоре перед нами неожиданно открывается небольшое озеро (по карте дома я посмотрел что оно называется Жасылколь, выс. 2390). На его берегу лежат снежники, на заднем плане еще невысокие хребты Джунгарского Алатау - очень красиво. Вообще в Джунгарии чуть ли не все озера называются Жасылколь (зеленое озеро), но наше вроде не зеленое, может освещение сейчас не такое? У озера фотографируемся и выезжаем дальше. Вдруг видим впереди вдалеке 2-х горных козлов?? Но они нас конечно же заметили и быстро убегают. Но вот наконец-то мы увидели и долгожданный отворот на север. Здесь снежники уже довольно большие, широко перекрывают с обоих сторон дорогу, карабкаемся вверх по склону обходим их. Солнце садится и красиво окрашивает красным цветом хребет за Корой - Alpenglühen как это называл еще Семёнов Тянь-Шаньский. А внизу под нами понижающееся плато, уже погруженное в полумрак. Видно какую-то вышку к СВ от нас, вероятно пограничники. Начинаем спускаться, снежников уже больше нет, так что можно ехать. Время 20-30, думаю спуститься то быстро, лучше завтра это сделаем, а заночуем на высоте откуда открывается красивый вид. Видим стопку дров и рядом горизонтальную полянку, тут и заночуем. Под ночь ветер усилился, старался найти максимально тихое место для горелки, но не сильно то в этом преуспел. Раскочегарил горелку, но резкие порывы ветра направили огонь на топливный шланг, оплетка оплавилась и он разгерметизировался и загорелся. Быстро затушив его, смотрю как это можно все починить, но имеющимся у нас подручным инструментом это не сделать. Придется завтра искать мастерские по ремонту бытовой техники или СТО. Ну что ж, гречневая каша, которая сегодня планировалась на ужин, плавно переходит на завтрак - сама разбухнет за ночь, а сейчас едим перекусы. Уже совсем темно и внизу видны огни от нескольких поселков.


ур. Святой камень

водопад Буркамбулак

водопад Буркамбулак

водопад Буркамбулак

ур. Святой камень

елка растет на камне

начали подъем на перевал

одинокое дерево

ухудшение дороги
перед перевалом

излучина р. Коры

вид с перевала на
излучину Коры

овраги-каньоны

вид с перевала на
долину р. Коры

плато Мыншукыр

пересеченка сильная

вдали горы Ескиульмес

оз. Жасылколь (2390)

оз. Жасылколь

Alpenglühen

Alpenglühen

место ночевки

Итого за день проехали 33 км., набор высоты 1584 м., чистое ходовое время 6ч

15 мая
Хоть мы и ночевали сегодня на большей высоте чем вчера, но заморозка не было, ледяной воздух с СЦХ (Северный Центральный Хребет Джунгарского Алатау) как раз стекает в долину Коры. Впереди насколько хватает взора растилается плато, куда идет дорога отсюда не видно. Осталось 3 ходовых дня и план доехать через перешеек на Алаколе, далее перевалить через Тарбагатай и выбрасываться из Аягуза уже неосуществим. Поедем тогда как нам советовали на турбазе в Текели вдоль северного склона СЦХ Джунгарского Алатау, через Сапак на Алаколь в Коктуму и потом выбрасываться вернемся в Учарал.
Съедаем холодную кашу со сгущенкой и спускаемся дальше вниз. Дорога идет вдоль р. Улькен-Шынбулак. Её долина все сильней врезается в плато, склоны местами живописные обрывистые. Проезжаем еще раз стоянку пастухов со стопкой дров. Серпантин быстро прекращается, опять начинается небольшая пересеченка, но теперь мы хоть и медленно, но высоту все-таки сбрасываем. Но вот мы доезжаем до следующей "ступеньки" плато, быстро сбрасываем 50м, но потом опять уклон еле заметен. Виды вокруг красивые - вокруг везде пятна снежников, позади до сих пор виднеется хребет за Корой. Съезжаем с еще одной ступеньки и теперь уже едем по лугам. Местами заболоченность сильная, едем параллельно дороге, там воды меньше. Как же грамотно поставлена вышка, которую заметили еще вчера - где бы по плато мы не виляли, мы ее отовсюду видим, соответственно и "АНА НАС". Вышка становится все ближе, чувствую что скоро опять предстоит встреча с пограничниками.
Мы все сильней забираем на запад, от Улькен-Шынбулака давно уехали. Это сходится с картой, но как же можно выехать недалеко от Капала как говорил Дмитрий? Чем ниже мы спускаемся тем больше появляется каких-то дорог, но наша наиболее накатанная так что едем по ней. Левее уже давно виднеется какой-то длинный белый барак, вероятно дорога и ведет к нему. Так оно и оказалось, и от барака наконец-то появляется не нарисованный на карте поворот на север. Сворачиваем и опять начинаем приближаться к вышке. Дорога опять заболоченная, здесь умудряюсь даже словить прокол. Вскоре опять начинается спуск в долину-овраг, но дорога дальше идет не вниз, а забирается на противоположный склон, преодолеваем тягунок на 80м вверх. Впереди вновь видно только плато, но через 1км наконец-то начинается долгожданный спуск. Уклоны в среднем 15%, на дороге сыпуха. И вот вскоре внизу виднеется асфальт. Выезжаем на него в 10 км западнее Капала. Время уже 12-00, а ведь рассчитывал что мы еще вчера вечером сюда спустимся. Интенсивность движения 5-10 маш/час. Начинаем ехать по шоссе, и справа на плато вновь видим ту самую вышку - и все-таки мы ее объехали! Проезжаем небольшое водохранилише на р. Улькен-Шынбулак, за которым начинается 1,5км тягунок наверх.
Перед Капалом стоит обветшалый монумент, возвещающий о том что поселение основано в 1847г. Вообще по Семёнову это было первое русское поселение в этом районе, а затем базовой точкой на пути в Верное (совр. Алмату). Сейчас же здесь все производит жалкое впечатление, много недостроенных с советских времен или уже разрущенных домов. Никаких реммастерских тут нет. Подъезжаем к магазину, он был закрыт, но продавщица увидела нас и пришла открыла. Закупаемся и обедаем за углом в тени. Возврашаясь обратно на шоссе, вижу что люди с пластиковыми бутылками сходят куда-то вниз по ступеням. Если там родник надо бы тоже сходить пару бутылок набрать. Спускаюсь вниз и вижу что родник представляет собой бесконечное число струек, просаживающихся из отвесных склонов. Красиво, но тут уже все завешано тряпочками, которые повязывают чтобы возвратиться. Стоящие тут мужики говорят что этот родник Тамшибулак приезжала даже как-то съемочная группа снимала. Возвращаюсь наверх, Аня с Оей идут смотреть на струи, а я расспрашиваю группу мужиков, стоявших рядом у машины, про дорогу до с. Екиаша (Покатиловка) в объезд шоссе. Они говорят что проехать то можно, но именно там стыкуются районы ответственности 2-х соседних погранотрядов. Разговор сперва с одними а потом с другими это уже чересчур, придется проехать этот участок по трассе. Выезжаем из Капала, дорога довольно горизонтальная. Через 15 км увидели указатель на котором было написано что-то на Казахском. Причем он стоял метров на 30 дальше того поворота направо, куда он указывал. Впереди метрах в 200-х по той грунтовке видны какие-то каменные изваяния. Возвращаемся едем к ним, но совершенно не понятно что же здесь такое, вроде чьи-то захоронения. Стоит подобие какого-то надгробия, 2 камня, и 2 огороженных участка в неск квадратных метров. Ну и высеченный из камня "языческий идол". Немного в недоумении выезжаем обратно на асфальт. Проезжаем р. Теренозек, после долгой степи ее долина радует небольшими скальными выходами. Мы все больше удаляемся от гор Каратау и СЦХ, но ледники четырехтысячников отсюда отлично видны. Доезжаем до Арасана, вначале поселка развилка, как раз проезжает какая-то машина, узнаю про дорогу на Суыксай и про СТО. Отвечают что починить горелку мы тут точно не сможем, только на трассе. Дорога же направо объездная, туда и сворачиваем. В Арасане находится известный минералогический курорт, мы как раз его и проезжаем. Множество достаточно дорогих автомобилей здесь смотрится как-то непривычно. Сразу же за Арасаном хорошая дорога заканчивается, до Суыксая сильно раздолбанный асфальт. В Суыксае протекает 3-я река Семиречья - Биен. Рядом с мостом через нее на несколько метров выше реки бьет родничок, набираем тут воду. Узнаем про дорогу на Джансугуров, говорят что за рекой надо ехать по дороге налево на север. Но нужный поворот чуть не проскакиваем, так как эта была какая-то грунтовка, а по карте предполагается асфальт. Но увидив выехавшую с этой грунтовки "Ниву", узнаем что это и есть нужная нам дорога на Джансугуров. Последний хребет Джунгарского Алатау уже совсем недалеко, нам нужно будет через него перевалить. Едем по грунтовке, взбираемся на небольшой уступ и видим уходящие вдаль 2 параллельные дороги. Сперва плавный спуск, а потом уже более длинный тягунок вверх. Стиральная доска имеется на обоих дорогах, но ее меньше то на одной то на другой, соответственно видно как и следы машин тоже туда-сюда перестраиваются. Забираемся наверх, здесь небольшой горизонтальный участок, за которым дорога начинает спускаться вниз по ущ. р. Солдатсай. Уже обрадовавшись разгоняемся, думая что это уже спуск с перевала, но не тут-то было. От реки мы уходим, сперва начинаются качели, а потом и вовсе опять забираемся по серпантину наверх. И вновь выезжаем на плато с уходящей вдаль дорогой. Но по карте пер. Гасфорта мы уже пересекли. Проезжаем 2 км и чуть левее за крутыми обрывами плато уже видны до самого горизонта прибалхашские степи. И еще через пару километров начинается спуск. Уклоны ~8-12%, как обычно на таких участках часта сыпуха. Дополнительную опасность представляют еще и проезжающие иногда машины. После очередного витка серпантина открывается вид на Джансугуров. Отсюда создается впечатление что смотришь на него как с Останкинской башни - настолько близко он расположен к подножию гор, а мы видим его с крутого склона как раз с высоты метров 300. Над обрывом стоит машина и рядом мужик показывает детям на что-то в посёлке, ну прям картина маслом "Смотри сынку, мы покорили степь".
Спускаемся к круговому движению на трассе у Джансугурова. Примерно одновременно с нами спустилась машина и спрашиваю у сидящих в ней мужиков про СТО. Они говорят что в поселке он есть, надо проехать вглубь 1 км по главной улице, а там будет видна надпись "Вулканизация". Девчонки едут в находящееся прямо у перекрестка кафе, а я искать автосервис. Проехать приходиться не 1,а 3км, и наконец-то я его и нахожу. Хозяин сервиса русский мужик, посмотрев на шланг, сказал "сделаем". Он срезал кусок с разгерметизировавшейся оплеткой болгаркой, а оставшуюся часть шланга пристыковал к горелке и обжал обычным хомутом. Получилось герметично, что и проверили сразу же на месте. Он говорит: "Ну совсем как примус!". "Конечно, на ней и написано PRIMUS :)".
Возвращаюсь к девчонкам, они уже поужинали, съедаю свою порцию и уезжаем дальше. Уже наступили сумерки, надо искать место для ночевки. Интенсивность движения по трассе 50-100 маш\час. Через 2 км проезжаем 4-ю реку Семиречья - Аксу. Слева видим вновь кладбище, но тут оно уже намного богаче чем то что мы видели у Терсаккана - с пирамидами под 4 м и другими более крупными мазарами. В целом же по обоим сторонам дороги сплошная голая степь с редкими деревцами, уединенного места не видно. Но вот перед поворотом на Есебулатово появляется лесопосадка, чуть дальше за ней была группа деревьев. Я хотел уже было тут вставать, но Аня с Оей захотели уйти еще дальше - к деревьям на другом конце поля, так что проходим к ним пешком 1,5км. Здесь как раз арык течет, так что с водой проблем нет. Испытываем починенную горелку и делаем 2 кана чая вечером. Сегодняшний план доехать до Екиаша-Покатиловки не выполнен, придется делать график еще плотнее.


везде снежники

дорога болотистая

Капальский родник

погребение?

вид на СЦХ на подъезде
к Суыксаю

на спуске с пер. Гасфорда

маковые поля

Итого за день проехали 99,8 км., набор высоты 1517 м., чистое ходовое время 7ч 47мин

16 мая
Утром уже чувствуется духота, что же будет днем. Мужик со СТО говорил мне что вчера в Джансугурове было +32, сегодня будет явно не лучше. Вижу что к нам направляются 2 мужика, причем один из них верхом. Вот до чего думаю любопытные, не помогло даже то что мы так далеко пешком по целине прошли. Но они поздоровались и начали заниматься свои делами около арыка.
Выбираемся обратно на трассу и едем дальше. На дороге небольшая пересеченка, часто вдоль нее растут ветрозащитные лесополосы. Здесь мы опять видим обширные красные маковые поля, они красиво смотрятся на фоне гор. По дороге едет довольно много фур, большинство китайские. Их экологичность конечно оставляет желать лучшего. За несколько километров до Сарканда начинается еще и ремонт дороги, так что грузовики тоже еле тащатся и обдают нас клубами выхлопов. Наконец-то доезжаем до Сарканда и на въезде в городок заруливаем в колоритную кафешку, в которой стены сделаны из пустых стеклянных бутылок. "Заправившись", выезжаем дальше, жара стоит уже нехилая. Проезжаем 5-ю реку Семиречья - Сарканд. Нам надо бы разменять еще денег для оплаты за выброску. Узнаем у местных можно ли здесь это сделать, говорят можно, езжайте в сбербанк. Расспрашиваем про дорогу к нему и народ делится тех кто указывает в одно место, и на тех кто в другое. Может их тут два? Но вот наплутав, наконец-то банк находим. У зарешеченного входа стоит большая толпа народа, но едва ли думаю что все они резко деньги захотели менять, может коммунальные платежи хотят оплатить? Подхожу узнаю что все стоят за пенсиями, деньги менять никому не надо. Вперед меня никто не пропустит, но говорят ты передавай деньги, а там обменяют и тенге вернут. Конечно жителя Москалии такое предложение шокирует, сразу представляется что бы случилось в столице нашей родины. Но ждать тут можно целый день, так что отдаю по рукам 3 тыр. Охраннику говорят что это на обмен, он их уносит и вскоре возвращается отдает обратно разменянные тенге. Все доходит до меня в целости и сохранности. Узнаем теперь как найти дорогу на пос. Екиаша и выезжаем из города. Потихоньку начинаем забираться вверх по долине р. Желисай, после чего едем около 5 км по не сильно холмистому плато. Асфальт довольно таки разбитый. Тут ехавшая навстречу машина останавливается и из неё вылезает местный участковый. Говорит что тут уже погранзона, спрашивает наши документы и переписывает себе данные в записную книжку. Интересуется куда мы едем, говорю что в Лепсинск и показываю по карте. Он говорит поаккуратней в Екиаша и Тополевке - это т.н. "дурной квадрат". Но почему это "дурной квадрат" он объяснять не стал. Рассказал как проехать Екиаша в сторону Тополевки, пожелал счастливого пути и уехал. Здесь уже начинается спуск вниз к 6-й реке Семиречья - Баскану. Вдали открывается вид на самую высокую часть СЦХ, в т.ч. и на высшую точку Джунгарского Алатау - пик Бесбаскан 4622м (по другим данным он называется пик Семенова Тянь-Шаньского). К сожалению на переднем плане все занимают сплошные поля и когда мы спускаемся ниже они практически полностью перекрывают все виды. Проезжавший мимо на машине мужик спросил у девчонок куда мы все едем и узнав что в Лепсинск сказал что здесь неправильная дорога, надо ехать в объезд по трассе. Переезжаем реку, спрашиваю у мотоциклиста еще раз про проезд по поселку. Но здесь подъезжает тот мужик еще раз и говорит что мы едем не туда, но мотоциклист обрывает: "Все правильно, им же не нужны банальные пути." Едем дальше, асфальт на дороге практически совсем исчезает. Навстречу едет какой-то джип, спрашиваю у 2-х мужиков в нем дорога ли это на Тополевку и они подтверждают что она. Узнав что едем на Лепсинск говорят: "Не верь тому что нарисовано на карте". Показываю им 5километровку и они указывают на то что главное найти мост у кордона Жаланаш. И основная дорога дальше идет вверх к оз. Жасылколь и оттуда возвращается в Лепсинск, они таким образом там проезжали. Они говорят также что на руч. Мал. Жаланаш создан пруд, там есть обитаемый дом где можно расспросить про дальнейшую дорогу. Едем дальше, вскоре выбираемся из Екиаша и на дороге вновь появляется асфальт с колдобинами. Интенсивность движения ~ 5 маш/час, умеренная пересеченка.
Но вот впереди внизу уже виднеется Тополевка, а за ней поперечный хребет, который надо будет перелезть по пути к Жаланашу. Спускаемся вниз и узнаем у выезжающего из поселка автомобиля про дорогу. Водитель говорит ехать дальше по асфальту пока он не кончится за мостом через Теректы. Дальше пойдет грунтовка, она будет разветвляться, но надо держаться максимально севернее. Сам перевал расположен вплотную к примыкающим с севера горам Шатырбай. Едем по грунтовке, проезжаем мимо красивого гранитного выхода на берегу Теректы. Встречаем небольшой родничок-ручеек, вскоре за ним обещанная развилка, едем налево. Дорога сильно петляет и "качелит", лазаю повыше смотреть туда ли мы едем. Но других дорог уже не видно, так что едем (точнее уже идем) дальше. Отсюда видно что с Тополевки идет какая-то автомобильная грунтовка в сторону гор Кокжота. Вдалеке же опять появляются из-за предгорий четырехтысячники СЦХ. Подъём осложняет только сильная жара. Наконец-то добираемся до перевала, внизу за ним виднеется обещанный пруд. Незадолго до этого встретили еще одну развилку, уходящая налево дорога вела куда-то дальше вверх, так что на нее не поехали. Спуск представляет глубокие глинистые колеи, круто уходящие вниз, в непогоду все это непроходимо ни для велосипедов ни для автомобилей - здесь просто скатишься как по маслу. Сбоку это тоже не обойдешь - справа крутой склон, а слева высокий порог, за которым опять же сразу начинается склон. Сейчас сухо, но съехать по такому невозможно, так что свозим велы по середине между колеями. Крутой спуск быстро заканчивается, дальше уже едем. Слева виднеются развалины каких-то построек, но дорога их обходит. Едем вдоль пруда и вскоре видим домик, который действительно обитаем. Подхожу спрашиваю у хозяина Юры как проехать в Лепсинск. Он отвечает что надо ехать дальше вниз вдоль текущего из озера ручейка и вскоре увидим поперечную дорогу, налево она уходит вверх в гору, а направо идет между 2-мя большими холмами. Надо сворачивать направо, дорога выведет на брод через Бол. Жаланаш, и потом Юрий опять говорит что главное найти мост через Аганакты, так как бродануть её нельзя. Он говорит что надо держаться как можно ближе к месту где Аганакты выходит из ущелья. Едем как указал Юрий - вскоре наша дорога спускается в заболоченную местность, но видно что левее параллельно идет более хорошая дорога. Перелазием через ручей и вылазием на нее. Вскоре выезжаем на обещанную развилку и сворачиваем направо. Здесь нам приходится еще 3 раза перебраться через ручьи-истоки Мал. Жаланаша. Они шириной полметра-метр и достаточно глубокие, чтобы не мочить ноги встаем по разные стороны от ручья и передаем друг другу велы. Вскоре доезжаем до брода через Бол. Жаланаш. Брод простой, глубиной ~30см. Тем временем погода быстро портится - с СЗ натягивает грозовые тучи. После брода дорога сперва идет вдоль одного из притоков Бол. Жаланаша, но потом начинается подъем наверх. Оказываемся на невысоком отроге, а внизу уже видна ревущая Аганакты. Моста отсюда не видно, но может он просто скрыт за скальным уступом справа. На другом берегу виден добротный домик кордона, но активных признаков жизни там не видно. Вдоль реки идет дорога, думаю проехать по ней вверх по течению ближе к выходу Аганакты из ущелья, такая хорошая дорога должна вести как раз к мосту. Но время уже 20-00, потихоньку начинает накрапывать, а со стороны пруда уже везде идет дождь. Спускаемся чуть ниже по склону и ставим палатку. И вовремя, через 15 минут ветер резко усиливается и льет уже вовсю.


маковые поля

маковые поля

вдали пик Бесбаскан

Джунгарский Алатау
у с. Екиаша

р. Теректы у с. Тополевка

вдали СЦХ

приближающийся ураган

Итого за день проехали 87 км., набор высоты 1923 м., чистое ходовое время 7ч 27мин

17 мая
Дождь как шел всю ночь, так утром и не закончился. Но времени пережидать нет, так что собираемся и выезжаем. Спускаемся вниз к дороге вдоль Аганакты. Глина вся размокла и налипает на колеса, едем рядом по траве. Дорога же вдоль реки плотно укатанная и по ней едятся нормально. На кордоне опять все тихо, но в такую погоду едва ли кому захочется на улице находиться. Проехав 2 км видим что дорога заворачивает на железный мост. Его не было сверху видно так как тут растет довольно плотная группа деревьев. Здесь в Аганакты впадает правый приток Карбушка, но мост сделан на несколько метров выше только через основную реку! Сразу за мостом видна отворотка, идущая вброд через Карбушку напрямик к кордону. Но после дождя речка сильно вздулась, вода мутная, тут не пройти. Основная же дорога идет дальше вдоль Карбушки. Едем по ней, но тут появляется развилка. Более накатанная взбирается вверх по склону ущелья Аганакты, по словам мужиков из джипа получается что это дорога на оз. Жасылколь. Да и на карте нечто похожее нарисовано. Судя по всему озеро Жасылколь очень красивое, оно помечено на рекламном проспекте фирмы STEK так же как и водопад Буркамбулак. Да и все эти места отведены под Лепсинский заказник. Но по раскисшей дороге туда ехать очень долго, да и сегодня у нас последний ходовой день, надо выбираться ближе к населенке. Продолжаем ехать вдоль Карбушки, проезжаем совсем малозаметный отворот к речке. Едем дальше прямо но вскоре колея выводит на брод. Брод примерно 2А к.с. по пешеходной классификации, с велами и без веревок другой берег так и останется недосягаемым. Дальше же на нашем берегу начинаются прижимы. Возвращаемся сворачиваем на тот малозаметный поворот, но и тут попадаем вновь на брод, здесь река разбивается на 2 рукава. Первый легко проходим, но основной поток то во втором, так что опять облом. Ну хотя бы дождь закончился, и то хорошо. Иду вдоль берега вниз по течению смотрю может где-то все-таки можно перейти. Надеялся еще может докричаться до кордона, может у них там машина есть, чтобы они нас перевезли. Но кордон скрыт за деревьями, да и рев реки все заглушает, перебраться нигде не получится. Остается последняя надежда - проехаться по дороге вдоль Аганакты вниз по течению и посмотреть куда мы так попадем. Переезжаем обратно по мосту и едем по дороге на север. Проезжаем поворот наверх, откуда мы спустились утром, и едем дальше. Но менее чем через 1 км дорога заворачивает на запад, туда же откуда мы вчера и приехали. Значит не судьба, придется возвращаться обратно к пруду. Вспоминаются слова мужиков на джипе: "не верь тому что нарисовано на карте". Мост к кордону на ней в логичном месте - после впадения Карбушки. Какой же придурок установил мост через реку рядом с впадением притока, но только через основную реку? В 30 м ниже река такой же ширины, был бы мост там и ничего бродить не надо. Такого идиотизма и представить то нельзя было, но вот уж действительно реальность всегда превосходит любую выдумку. Ладно поедем обратно к Юре, по карте оттуда на север идет дорога на Шатырбай (Веселое), откуда уже асфальт до Койлыка(Антоновки). Он уже на трассе, оттуда будем выбрасываться, закончить маршрут на Алаколе не вышло...
Брод через Бол. Жаланаш на обратном пути усложнился намного меньше чем я ожидал, глубина ниже колена, он все равно не дотягивает до 1А. Думаю надо попроситься к Юре пообедать и пообсушиться, хоть приготовим нормально поесть и укроемся от ветра. Едем дальше по траве вдоль дороги по которой и сюда ехали, но тут чуть не проскакиваем дом Юры. Ведь мы когда ехали от него поднялись на нашу укатанную дорогу с заболоченной местности, а на обратном пути места где мы выбрались не разглядеть. Наша же дорога уже идет за холмом от пруда. Обходим этот холм и выбираемся к домику. Юра и его жена спрашивают: "Получается мост не нашли?". Говорю что не смогли пройти вброд через приток. И тут они вспоминают что забыли сказать про брод через Карбушку. Говорят что как-то один мужик, что приезжал к ним с Лепсинска, после дождя на том броде на мотоцикле с коляской перевернулся. Спрашиваю можно ли мы сделаем обед у них внутри. Они разрешают говорят идите на кухню, она расположена в открытой пристройке под навесом, ветра тут нет. Пока готовится еда, расспрашиваем Юру о том можно ли проехаться отсюда к Шатырбаю-Веселому. Он говорит что можно, надо ехать от его дома к тем постройкам что мы вчера видели а от них идет серпантин через хребет Шатырбай. На спуске слева увидим МТФ, надо съехать к ней, а оттуда уже идет грунтовка до Весёлого. Они туда так за продуктами ходят. Спрашиваю также про вчерашнюю фразу "дурной квадрат". Он говорит что в этих поселках - Екиаша и Покатиловке, работы нет, люди озлоблены. И чем же отличается этот квадрат от всех других кругов и треугольников в любой глубинке что Казахстана что России? Погода вроде начинает улучшаться, видны небольшие просветы в небе. Выезжаем как нам сказали в сторону построек. Отсюда дорога идет вверх переваливает через Шатырбай-Ешкиольмес. Виднеется 2 серпантина - менее крутой но длинный и тот что идет чуть ли не по ЛПВ. Так как все равно придётся идти, то полезем по более крутому. Уже практически поднявшись, видим что со стороны поперечного хребта, который мы вчера перелезали из Тополевки, на наш перевал идет дорога, траверсируя склон. Получается что это грунтовка от того поворота налево, который мы встретили вчера перед самым перевалом. По ней можно пройти связку перевалов через тот поперечный хребет и горы Шатырбай, практически не теряя высоты. Забираемся наверх, от КГНшек не осталось и следа, все небо везде серое. Впереди вдаль расстилается холмистое понижающееся плато, так что спуск с перевала более пологий. Опять едем рядом с глинистыми колеями по траве. Но вот чуть левее уже видим нужную МэТэФэ, а вскоре и поворот вниз к ней. Спустившись, встречаем за 500м до фермы развилку - на запад к ферме и на север. Поедем на север, думаю это и есть дорога до Шатырбая, про которую говорил Юра. Но вскоре на ней опять разветвление и более накатанная уходит восточнее вверх. Нам туда не надо, поедем прямо. Вскоре дорога превращается в тропу, но по ней нормально едется. Только когда уже осталось не более 1 км до посёлка тропа стала намного хуже и грязней. Все-таки я думаю что от самой фермы шла автомобильная дорога, хоть мы ее с тропы не видели. В Шатырбае долго ищем "магазин" в частном доме, а потом его хозяйку. Закупаемся и выезжаем отсюда, за нами увязывается наперегонки местная пацанва на велосипедах. Но конец деревни для них незримая граница и они все возвращаются. Наконец-то начинается асфальт. Проезжаем фундаментальный мост через р. Теректы и забираемся вверх на противоположный берег. Здесь чистимся после сегодняшних говен. Тем временем практически полностью темнеет. Дальше катится очень хорошо, ведь едем вниз вдоль р. Ащибулак. Начинает накрапывать дождик, сперва мелкий но потом все сильнее и сильнее. Интенсивность движения на дороге ~5 маш/час. Вскоре видим что фары от машин впереди заворачивают налево, да и там зарево виднеется уже. Это уже развилка на Койлык-Антоновку и Петропавловское. Переезжаем мост через Ащибулак и начинается тягунок вверх, за которым такой же длинный пологий спуск и мы в Койлыке. Вчерашний ураган повалил большое дерево, перегородив всю дорогу, но его убирать никто и не парился, по обочине уже хорошо укатаны объездные колеи. Выезжаем на трассу, ищем где какую кафешку но они все уже закрыты, только один магазин 24ч есть. У них надо бы спросить и переночевать, так как мы сейчас все под дождем мокрые, да и палатку собирали утром тоже под дождем, и туда лезть что-то совсем не тянет. Но женщина продавщица отвечает что переночевать не пустит. Мы уже начинаем ужинать под навесом магазина, но через несколько минут она выходит и говорит что ее муж в соседнем доме собирается делать еще один магазин, сейчас там ничего еще нет, можно переночевать там. С радостью соглашаемся и заходим внутрь вместе с велами. Тут просторно, даже палатку поставили в углу сушиться. А дождь на улице так и лил всю ночь.
Итого за день проехали 50 км., набор высоты 1176 м., чистое ходовое время 7ч 15мин

18 мая
Утром пошел искать автостанцию. Хозяева магазина говорили что она дальше по дороге. Но там вижу только еще один магазин. На вопрос где же автостанция мне ответили: "да вон напротив таксисты стоят, это и есть автостанция". Подхожу к ним спрашиваю про автобусы и они говорят что будет до Аягуза в 8 утра. А дальше уже там надо узнавать, а городок этот говорят очень криминальный. Узнав что нам с 3-мя велосипедами надо до Усть-Каменогорска, один таксист говорит у него есть прицеп, туда можно велы положить. Предлагает довести нас за 300 долларов, но довольно быстро сходимся на 200-х. Хозяева магазина дали нам картонные коробки чтобы проложить их между велосипедами. Все, теперь ехать около 600км до Усть-Каменогорска. Водитель говорит что конечно же знает Юру, у которого мы вчера были – он там далеко не с первой женой живет. Вскоре проезжаем ГЭС на последней 7-й реке Семиречья - Лепсы, до которой мы так и не дошли. До Учарала трасса довольно сильно пересеченная. Но после начинается равнинная степь. Виды вокруг очень унылые, но и трафик на шоссе сильно уменьшился, большинство фур ушло на Джунгарские ворота. Проезжаем ровную как стрела, уходящую за горизонт желдорогу на Дружбу, она только подчеркивает пустынность ландшафта. Облачность здесь уже закончилась, стоит сильный зной. Не доезжая Аягуза справа начинает виднеться хребет Тарбагатай, который мы должны были пересечь. Водитель говорит: "Вот здесь все так уныло, а там очень красиво, ландшафты разительно отличаются". На посту ДПС в Аягузе нас останавливают. Сперва вызывают внутрь таксиста в попытке состричь купоны, но потом он возвращается говорит что хотят видеть нас. Приходим к инспектору и он начинает спрашивать где же наша регистрация. Говорим что в аэропорту поставили 2 печати и это и есть регистрация на 3 мес. Он заявляет что ничего не знает о таком постановлении, нужна отдельная карточка регистрации. Но мы стоим на своём и он отстаёт. "Ну ладно, зовите тогда еще раз водителя". Но и с него он все-таки тоже обломался что-то стрясти.
После Аягуза ландшафт становится попересеченней, а когда начинается Калбинский хребет то и красивым. Особенно эффектно на трассе смотрится гора Айыртау - как из долины монументов в США. Но вот вскоре впереди виднеются хребты Рудного Алтая и мы въезжаем в Усть-Каменогорск (Оскемэн как он теперь называется). Это крупный промышленный город, не то что провинциальный Талды-Курган. Но вот в 6 вечера все обменники уже закрыты. Таксист просил чтобы мы отдали ему всю сумму в тенге, но разменять доллары так и не получилось. Он довез нас до автостанции, Оя узнала что её автобус на Новосибирск будет завтра в 3 дня. Хоть мы и аккуратно упаковывали велосипеды, но все-равно они плохо перенесли переезд. Больше всех пострадал вел Ани, у него разболтались чашки на рулевой. Но позвонив Олегу Бондаренко, она все устранила. На автостанции начали звонить по объявлениям чтобы снять квартиру. Но сейчас пятница и говорили везде что все занято. Но тут диспетчерша, узнав что мы хотим снять квартиру на 1 ночь, говорит что её знакомая сдает квартиру. Она узнает у неё что там свободно и мы уезжаем туда (стоило 3000 тенге, хозяйка была в соседней комнате).

19 мая
Узнав вчера что до аэропорта ведет самая длинная в городе улица Бажова, выезжаем на неё в 5 утра. По ней от центра города надо проехать около 15 км. Говорили что сперва город кончится, пойдут частные дома и гаражи, а там аэропорт видно будет. Но терминал стоит в стороне от дороги, к нему ведет аллея. Никакого указателя там нет, так что чуть его не проскочили. В самом аэропорту начинаем разбирать байки и тут сперва уборщица а потом охранники начали твердить: "Что вы тут свою грязь разбираете, уходите на улицу". Но прогнать они нас пытались не так усердно, и мы никуда не ушли. Доходим до стойки регистрации и тут начинается. Молодой парень-приемщик, почуяв возможность наживы, сразу же заявил что надо платить за велы. Вообще это вымогательство денег уже начинает бесить, говорю вызывай представителя а/к (теперь это Сибыръ). Он приходит и тоже говорит что велы это спортинвентарь и надо их оплачивать. Вообще есть билеты где так написано, но в наших ничего подобного не указано. Мужик говорит: "ладно, сейчас пойду найду этот пункт в правилах перевозки". Он ушел минут на 15, и парень конечно же сразу предлагает оплатить все быстренько "без кассы". Возвращается представитель и говорит что ничего в правилах про велосипеды не нашел. "Но тогда платите как за негабарит". "А почему это негабарит, мы их разобрали и запихнули в чехлы, в рентгенкамеры они влезли - габарит!". Тут вопрос уже принципиальный, у нас в сумме получился перевес на 4 кг., он говорит тогда платить за него. Говорю что по 2 кг это перевес в пределах нормы. Вообще я уверен что их весы как раз на 5-10% вес и увеличивают и если уж он начал что-то заявлять я бы ему так и сказал. Но он все-таки сказал молодому: "ладно, пусть проходят". Нам помогло еще и то, что велы, которые парень сказал грузчикам пока не увозить, они все равно забрали и уже увезли на погрузку. Тут представитель решил узнать кто же мы. "Мы велотуристы, были в походе с Алматы". "Аа, вы еще и русские"

Выводы и рекомендации

Пройден очень красивый и интересный маршрут. Я менял изначальные планы если нам говорили что где-то можно проехать где красивее и менее населённо. К озеру Балхаш не поехали так как там сказали жарко и уныло. Вместо этого поехали к озеру Алаколь. По Семенову Т.-Ш. оно запоминается тем что в нем есть высокие острова, очень красиво смотрящиеся с берега. До него к сожалению тоже не доехали по причине нехватки времени. Вообще перед прохождением маршрута по этим местам рекомендую прочесть книгу Семёнова "Путешествие в Тянь-Шань в 1856-1857 гг." (вышло переиздание Москва, Дрофа, 2007). Практически на всю нитку нашего похода там есть описание. Только надо учитывать что это не "путешествие", а скорее разведка территории на предмет основания новых поселений и добычи природных ископаемых.
Самые красивые места по маршруту - долина р. Асы "долина замков" в Чарынском каньоне (туда надо попасть в будний день и утром, чтобы не было толп). Великолепен нацпарк "Алтын-Эмель" с его эоловыми формами рельефа, мелкосопочником Актау ну и "поющим" барханом, пусть даже он и не запел. Со стороны Айдарлы в нацпарк можно проникнуть без кордонов. Да и вообще восточная часть нацпарка самая интересная для походов. В горах Актау можно ехать по высохшим руслам рек до самых верховьев, где вылезти на плато перед горами Кату и там ехать по руслам уже в них. В Джунгарском Алатау интересно посетить ущелье Коксу из Рудничного, как нам сказали в Текели там нет! погранзаставы. А ведь там можно проехать вглубь чуть ли не на 100км, также оттуда можно попасть в Текели. Красивейшее ущелье Коры просто необходимо посетить. Мы из-за нехватки времени доехали только до вдп. Буркамбулак, но там можно проехать еще километров на 10-12 в самые верховья, откуда виден крупный узел оледенения Коры. Очень красивы также плато гор Мыншукыр, там можно проехать до самой Березовки. Ну и пусть кто-то попробует проехать к оз. Жасылколь в верховьях Аганакты.
В степных и пустынных частях маршрута проблемы с водой, приходится ее возить с собой. В условиях дефицита воды единственно возможным средством для личной гигиены являются влажные салфетки .
Начитавшись Семёнова я боялся всяких каракуртов, но местные сказали что в это время они не так ядовиты, да мы их ни разу и не видели. Но вот клещей просто огромное количество. Хоть район и не энцефалитный, но все равно прививку лучше сделать. И необходимо брать какие-то репелленты против них.
Выбрасывались из Койлыка (Антоновки), но выброска проста из любого более менее крупного поселка на трассах. Везде много таксистов, которые готовы довезти куда угодно.
Цена за машину с прицепом вышла около 35 центов/км.

Благодарю Елизарова Андрея за пред- и послепоходные консультации.

© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru