Горы мира > Тибет >

Автор: Антон Миронов, г. Улан-Удэ.

«Четыре девушки» и четыре парня
или восхождение на пик Селестиал

Ссылки по теме:

Золотой ледоруб 2002: "Hidden Line" на С.стену Сигуньян. Мик Фаулер, Поль Рамсден.

Район Сигунианг Шан (Siguniang Shan). Описание, автор: Андрей Лебедев.

Маршрут: Улан-Удэ – Благовещенск – Хэйхэ – Харбин – Пекин – Чэнду – Жилун – р. Чанпингоу и обратно.

Сроки: 16 января – 9 марта 2006 г .

Участники: команда альпинистов из Улан-Удэ и Благовещенска.

Описание района: Горы Сыгунян, массив Цюнлай, провинция Сычуань, 250 км на северо-запад от Чэнду. Провинция Сычуань находится на юго-западе Китая, западная часть провинции сплошь покрыта горами, основное население тибетцы. Раньше эта часть Тибета называлась Амдо. Здесь находятся всемирно известные источники Хуанлун, включенные в 1992 г в список памятников природы мирового значения ЮНЕСКО, и пейзажный район Цзючжайгоу, буддийская святыня гора Эмэйшань и самая большая в мире статуя Будды на горе Лэшань. И конечно горы, много красивых гор. Одни из них это горы Сыгунян, что переводится как Четыре девушки. По тибетской легенде, давным давно, четыре добрые красавицы-сестры защитили от плохого снежного барса свою любимицу панду и превратились в четыре горы стоящие в ряд. Кстати, на самом деле, пик, который все привыкли видеть на фото под названием Сыгунян, называется Яомэй, то есть Младшая сестра. Наименьшее количество осадков здесь бывает в декабре-январе, в это время года стабильная ясная теплая погода, несколько недель может не быть снега. В феврале начинается весна и с нею ухудшение погоды. Добраться сюда очень легко, примерно 250 км от Чэнду по хорошей дороге до тибетского поселка Жилун и отсюда 15- 18 км по обустроенной тропе верх по ручью Чанпингоу до подножия Сыгунян и других гор. Наша гора Помиу 5413 м. (по-английски Celestial) прямо напротив Сыгунян, чуть вверх по долине красивейшая гора Кэмэл пик, правее от него не менее красивая гора правильной пирамидальной формы. Район очень перспективный, многие вершины еще ждут своих первопроходцев, на других количество восходителей можно пересчитать на пальцах одной руки. Ведь до последнего времени Китай был относительно закрытой страной, тем более для буржуинов и тем более тибетские районы. Только недавно, может даже после триумфа Фаулера и Рамсдена, об этих местах узнал мир.

Прочитал недавно отчет о велопутешествии по горам Сычуани и вспомнил о нашем восхождении на гору Селестиал, по-китайски Помиу, в районе известного массива Сыгунян. Места на самом деле очень красивые и интересные и в спортивном и познавательно-туристском смысле. Поэтому, хотя уже и прошло два года, но горы никуда не делись да и курс юаня особо не менялся, подумал тиснуть что-то вроде отчета о нашей экспедиции. Надеюсь кому-нибудь это может пригодится.

16 января 2006 года наша команда после долгих, как это обычно бывает сборов, наконец ступила на китайский берег Амура. Дорога от пограничного города Хейхэ до Чэнду на поезде с пересадками в Харбине и Пекине заняла 4 дня, то есть 19 января в 8-9 вечера мы выгрузились в Чэнду. Здесь надо упомянуть что с собой мы завезли 13 тяжеленных баулов с «железом», веревками, частью продуктов и прочим шмутьем. Поэтому чтобы не переть их с собой через весь Китай было решено отделить зерна от плевел, то бишь багаж с Харбина дальше поехал отдельно от нас, по плану мы должны были получить его на следующий день после нашего приезда в Чэнду. Поэтому дальше мы ехали уже «налегке» только с личными вещами в виде 4 неслабых кулей.

Чэнду
Если не хватает денег на самолет, но зато есть время, то дорога до Чэнду стоит того чтобы проехать ее на поезде. Туннели, мосты, глубокие ущелья, горные речки, горные храмы и рисовые террасы – очень красивая дорога, тем более под пиво и разный китайский снэк.

Сразу оговорюсь, что особых проблем в общении с местным населением, магазинами, общепитом не было и т.д. у нас не возникало, так как волею судеб, помимо увлечения горами и походами, в универе пришлось изучать китайский, да и английскому не совсем чужд. Во время стажировок также удалось вдоволь поездить по Китаю, поэтому кое-какой опыт в этом деле имелся.

В Чэнду теплынь – можно ходить в легкой куртке, что очень радовало после харбинских холодов. Остановились в неплохой гостинице Траффик отель (Цзяотун фаньдянь), в центре города, рядом автовокзал. 4-х местный номер по 40 юаней за шконку, Интернет, 2-3 турагентства, через них можно нанять транспорт куда надо и заказать билеты, в том числе и на оперу. Зима считается не сезон и обычно с местами в гостиницах проблем нет. Из других плюсов: рядом просто замечательная (если бы не легкий аромат фекалий от реки при северном ветре) набережная, рядом за гостиницей находится самый обычный продуктовый рынок с мясом, овощами и прочими яйцами (очень трудно кстати найти такой в незнакомом большом городе, кругом одни супермаркеты), и еще куча разных неплохих экипировочных магазинов (но если ваш рост превышает 175 то придется поискать подходящий размерчик, так как здесь на юге народец довольно мелковат).

Дорога на перевал Балун
В Чэнду, по вине чудаков из харбинского багажного отделения, мы проторчали 10 дней, пока дождались своего багажа, а то уже были опасения, что на этом наша экспедиция так и закончится не начавшись. Оказалось, что все это время наши баулы мирно лежали в холодном Харбине и продолжали бы лежать и дальше, если бы не жалкая кучка из 4 иностранцев, которые устроили скандал в багажном отделении ж/д вокзала Чэнду. После чего их доставили нам на следующий день самолетом прямо в фойе гостиницы. Думается, что в России такой исход событий просто нереален, пришлось бы ждать еще столько же. Надо сказать, что весь наш запас питьевого спирта тоже был в тех баулах, о чем мы не раз пожалели короткими зимними теплыми вечерами в Чэнду. Так как, кто не знает, чтобы пить китайскую водку и при этом еще и получать удовольствие, а не только похмельный синдром, надобны долгие тренировки.

Но, как говорится, что ни делается – все к лучшему, зато за эти 10 дней мы смогли посмотреть почти весь город, обойти все магазины со снарягой J, не торопясь закупиться продуктами, встретить китайский новый год (Чуньцзе) и даже насолить сала(!), которое впоследствии сыграло решающую роль в нашем рационе. Закуп пищеблока это целая отдельная история, так как прежде чем все купить надо сперва все это перепробовать на предмет съедобности, потому что вкус и внешний вид содержимого банки или пакета может оказаться совсем не тем, что ожидаешь увидеть и почувствовать, прочитав этикетку. Короче, с собой из России мы завезли копченой колбасы (когда через пол-месяца мы доели последний кусочек, принятие пищи сразу потеряло былую привлекательность), шоколадных конфет (это вещь!), сгухи(!) – в Китае только дорогая и невкусная сгуха Нестле, нормальный черный чай тоже лучше везти с собой, в Китае только пакетированный Липтон, остальной черный чай фуфло, наших обычных приправ, гречку – в Чэнду такой деликатес мы не нашли. На месте закупили рис (как же без него), лапшу, овощи, лапши сублимированной, джемов, сухофруктов, печенюшек, этого добра там море. Из консервов выбрали тунца в собственном соку, такого нейтрального вкуса, сосисок каких-то невнятных, из мясных консервов взяли процентов 30 свиной тушенки (была такая в постсоветский период тушенка «Великая стена») и процентов 70 консервированной ветчины, еще набрали говядины, типа буженины для перекусов и килограмм 5 вышеупомянутого соленого сала, которое засолили в тазу прямо в номере :-).

Теперь о том что из всего этого вышло во время экспедиции. Как показало время и желудки, брать надо было тушенки и ветчины не 30 на 70, а хотя бы 50 на 50, так как уже дней через десять эта специфическая ветчина в горло без спирта не пролазила, а тушенку приделали сразу, она хоть и была наполовину из жира, но все-таки мясо, а жир очень хорошо шел на жарку. Из овощей в живых остался только чеснок, все остальные луки и моркови не выдержали смены температур с плюса днем, на минус ночью и сдулись уже на 4 день, поэтому лучка нам очень не хватало. Лапшу купили самую простую, какую обычно варят в харчевнях, но на высоте больше 3500 м по мере приготовления она все больше напоминала какую-то размазню, наверное надо было брать макаронные изделия из твердых сортов пшеницы. С рисом получилось все наоборот, его мужики покупали без меня и решили взять какой подороже. Потом в горах при варке он начал издавать какой-то тошнотворный аромат, и во-вторых тоже разваривался оставаясь при этом полусырым. Когда стали выяснять причину вони, оказалось что на упаковке написано «Тайский ароматный рис». Зато гречка и сало сработали на все сто! «Греча по-сыгунянски» выглядела так: обжаривается соленое сало, туда крошится чеснок, немного опостылевшей ветчины и вареная греча. Вот это было дежурным блюдом на каждый день.

Наконец все приготовления были завершены, багаж получен и можно выезжать в Жилун, так называется тибетский поселок, откуда начинается тропа на Сыгунян. Автовокзал, откуда идут автобусы на это направление, находится на самом северо-западном краю города и называется Чадяньцзы. Автобус идет в 7 и в 9 утра, билет стоит 73 юаня, еще около 200 юх пришлось выложить чтобы разместить весь наш багаж, который вместе с продуктами достиг просто ужасающих размеров.

30 января, после бурной встречи китайского нового года, мы выехали в Жилун. Наш отъезд совпал с новогодними каникулами и пол-автобуса были китайские туристы, все яркие, с иголочки, с головы до ног обвешаны всякими сумочками, плеерами, рациями, GPS, очками, фляжками и прочей хренью, видимо дресс-код такой: чем больше ты похож на новогоднюю елку, тем круче в глазах окружающих.

Первый подъём под маршрут

Путь в Жилун проходит через Улун – знаменитый на весь мир питомник больших панд. После Улуна дорога стала резко набирать высоту, пока не забрались на перевал Балун 4500, тут остановились кому в толчок, кому еще куда. Пара китайцев склеилась, потому как набор высоты очень резкий – Чэнду находится в котловине, а тут за 5 часов резко поднялись почти на 4 км. С перевала потрясающий вид на все горы и уже видно четвертую вершину Сыгунян. В три часа приехали в Жилун, такой чистый туристский поселок с архитектурой в тибетском стиле, но много и настоящих тибетских домов. Впервые после приезда в Китай увидели здесь ясное синее небо и яркое солнце. Здесь нас ждал «мистер Ма Гобин» - известная в поселке личность. У него постоялый двор, а также организовывает заброски на лошадях в окрестные горы. По его словам в молодости он много ходил по горам в том числе и на восьмитысячники. Гостиница Ма стоит 30 юаней за койко-место, но условия мягко говоря хреновые, маленькие каменные каморки с бетонным полом и двухярусными железными шконками больше походили на карцер. Впоследствии оказалось, что еще и постель здесь никогда не меняют. Договорились с Ма на завтра на 12 лошадей по 150 юаней за лошадь и еще впарили нам 3 человек сопровождающих конюхов по 30 юаней за человека, на том и порешили. Так совпало, что 30 января был Новый год по-бурятски – Сагаалган (белый месяц), поэтому вечером нам накрыли праздничный стол, Ма познакомил нас с двумя америкосами – ледолазами, которые сегодня приехали из долины Шуанцяо – будущей Мекки ледолазания. Один из америкосов – Джон, работает горным гидом, и видимо довольно известный у себя в Штатах чувак. Короче откупорили мы спирт и веселье понеслось, на веселье стали подтягиваться любопытные китайские туристы, которые тоже жили здесь, пришлось переводить одновременно с трех языков. В итоге напоили всех окружающих и еще переместились в бар, где тоже угощали всех подряд к большому неудовольствию бармена, но зато в эту ночь благодаря нам в баре был аншлаг. Наутро мы проснулись самыми знаменитыми людьми в поселке, хотя изначально план был совершенно другой - тихой сапой незаметно выдвинуться в горы. Кстати, для тех, кто захочет совершить восхождение в этом районе, то здесь уже действуют пермиты. Ма принес нам какую-то официальную бумагу, на которой черным по белому написано, что если гора меньше 6000 м. - то 30 долларов с человека, если больше 6000 м. – то 700 долларов с команды. Времени на оформление пермита у нас не было, но Ма успокоил, что сам все оформит. Наша гора Помиу 5400 м.( Celestial – по-англ.), поэтому мы оставили у Ма 960 юаней по курсу, за пермит для 4 человек.

Первого февраля караван из четырех нас и пятнадцати душ обслуживающего персонала, включая коней и погонщиков, вышел из Жилуна. От Жилуна до поляны у подножия Сыгунян около 15- 18 км., горы находятся на территории нацпарка, по этому вход платный. У начала тропы стоит КПП с кассой и шлагбаумом, вход стоит 50 юаней с человека и еще 12 юаней с человека за сутки пребывания. У начала тропы находятся развалины буддийского монастыря, по слухам взорванного когда-то хунвейбинами. От Жилуна до развалин монастыря можно подняться пешком или на рейсовом нацпарковском автобусе за 20 юаней с человека. Пешком дорога займет около часа. Есть еще партизанская тропа внизу по руслу ручья, выше в горах эти две тропы соединяются. КПП работает с 8 утра до 7 вечера, поэтому, если миновать его раньше или позже, то можно уклониться от оплаты. Тропа проходи вдоль ручья Чанпингоу, первые три километра тропа выложена деревянным настилом, есть площадки со скамейками и урнами, потом настил заканчивается и тропа сливается с конной тропой. На тропе есть две площадки где можно отдохнуть и перекусить, примерно в полчасе друг от друга. Под конец тропа выходит из леса на широкую поляну у подножия Сыгунян и Помиу, где мы и поставили свой лагерь, GPS показал высоту 3600 м., место называется Мулоцзе. Поляна очень живописная, открывается вид на все окрестные горы, посреди долины речка, вокруг пасутся стада яков. Кстати о китайских туристах, почти все эти разодетые в пух и прах товарищи, дойдя до поляны и сфотографировавшись на фоне Сыгунян с флагами и вымпелами своих клубов, свалили сразу же обратно в Жилун, отмечать свой крутой поход, и только несколько, видимо самых отчаянных и суровых, разбили палатки и остались на пару дней. Наверняка внизу их встретят как настоящих героев!

Два последуюших дня у нас ушли на акклиматизацию и разведку подходов к маршруту. 4 февраля поднялись до штурмового лагеря у подножия стены Помиу на высоте 4400 м., Паша и Игорь поставили палатку и завтра начнут обрабатывать стену, а мы с Саней будем челночить пока не перетаскаем все необходимое наверх. Склон горы южный, поэтому густо зарос лесом и кустарником в отличие от противоположного склона. Тропы не было, поэтому пришлось самим искать проходы между сбросов и каньонов к верхнему лагерю, крутой подъем осложнялся всевозможными колючими кустарниками с когтеобразными шипами по 1,5 см. длиной, по сравнению с которыми наш шиповник просто пушок.

Первый раз подъем занял 5 часов, спуск около 2 часов, в последующие дни, пообвыкнув, забегали за 3 часа, спускались за 1,5. К 13 февраля Паша с Игорем добрались до полки примерно на 4800 и поставили там платформу, а мы с Саней спрятали внизу все пожитки и переселились в лагерь 4400 и оттуда бегали вниз за грузом. Такой хитрый ход был сделан, чтобы на поляне была видимость полного безлюдья, дабы не мозолить лишний раз глаза парковским инспекторам. Дело в том, что здесь в это время сухой сезон и нельзя разводить костры, только примусы и горелки. А мы, после того как последние китайцы слиняли вниз, расслабились и стали жечь костры, не у примуса же вечером сидеть. И вот в одно утро нас взяли тепленькими, пока мы кипятили чай. Отобрали пилу и топор, сфотографировали костер и свежесрубленные ветки и нас заодно, пообещав, что внизу нам впарят штраф мало не покажется, и вдобавок по нам «гунаньцзю» (китайская ФСБ) плачет. Потом во время связи с Ма оказалось, что они просто брали нас на понт, и посоветовал, если они еще появятся, то втуплять и делать вид, что ничего не понимаем. Мы успокоились, но все равно решили убраться от греха подальше наверх, куда не дотянутся длинные руки китайского правосудия. Кстати, если убежать вниз километра на три, то уже можно звонить по сотовому, что мы и делали каждую неделю. У китайского оператора еще в Чэнду выбрали подходящий тариф и получалось гораздо дешевле, чем по спутнику.

5 февраля выпал снег, до этого, по словам китайцев, уже почти месяц ничего с неба не падало, все горы стояли совершенно сухие и чистые, а наша южная стена вообще была черная. Так как днем температура была плюсовая, то к обеду почти весь снег растаял. Но с этого дня периодически шел снег, который тут же таял. После снегопада Стена становилась вся белая от снега, и, по словам мужиков, к часам десяти тающий снег превращался просто в какие-то водопады, отчего веревки отсырели и покрылись наледью. 17 февраля снег идет уже двое суток без перерыва, наши палатки на 4400 м. периодически заносило снегом, приходилось вылазить и откапываться. Местные сказали, что наступает весна, поэтому портиться погода, теперь так и будет всегда.

20 февраля Паха с Игорем переезжали в лагерь на 5000 м., Саня тоже ушел наверх. Все что можно мы уже перенесли, теперь появилось свободное время. Спустился в долину и решил сходить дальше вверх по ручью. Дальше долина резко поворачивает на запад, никаких пологих седловин не видно, долину замыкают крутые стены, перевал явно не из простых. Пару раз на тропе попадались убежища, где прячутся от непогоды пастухи яков, когда приходят проведать свои стада.

24 февраля поднялся на небольшую вершину западнее Кэмэл пика, пупырь хотя и ниже Кэмэл пика, но тоже какой-то пятитысячник. Вообще –то хотел попробовать зайти на Кэмэл пик если получиться, снизу вроде казалось нормально, но когда поднялся на маленькую вершинку рядом, то стало видно, что там тоже надо серьезно поработать, поэтому не стал лезть дальше, чтобы не устроить непредвиденные спасработы. Ограничился этим скромным достижением, сделал турик, написал записку.

Наконец 27 февраля настал исторический момент, которого мы все уже давно ждали, в 12 дня все трое вышли на вершину. Ура!!!! Две ночи перед вершиной парни словили холодную ночевку, хорошо еще горелочка была с собой и было место окопаться. В этот же день к семи вечера все трое слиняли в лагерь 5000, и погода испортилась. Главное гора дала им реальный коридор, все эти дни с 25 по 27 стояла хорошая теплая погода.

2 марта окончательно спустились на Мулоцзе, вызвали лошадей на завтра, и 3 ночью наш караван по партизанской тропе мимо постов вернулся в Жилун к Ма. Тут же отметили с тибетцами - проводниками это дело, на вечеринке особым успехом пользовалось то, что до этого мы пренебрежительно называли «какая-то трава». Все-таки соскучились по овощам, зелени и вообще другой пище, кроме лапши и гречихи. Мы наворачивали зелень и мясо, а нашим тибетским товарищам пришелся по душе наш спирт. Ма сказал, что завтра нам надо тихонько загрузиться и уехать без шоу, так как в офисе нацпарка висят наши вещдоки и фотки с подписью «их разыскивают». Оказывается за пермит Ма не заплатил и поэтому вернул нам деньги, чему в общем –том мы были даже рады, все равно билеты на автобус уже куплены и завтра утром нас здесь уже не будет. 4 марта утром сели в автобус и вечером к 6 часам приехали в Чэнду, когда снова заселялись в Трафик отель, то было ощущение, как будто вернулись домой. Все, позади остались горы, снег, тибетцы, яки, пермиты и штрафы. Теперь главной целью было помыться, не дожидаясь пока грязь упадет сама. Трехэтажная баня больше походила на дворец, чем на баню. Билет стоил что-то около 50 юаней, куда входили помывка, шведский стол, видеозал и прочие приятные вещи. Следующий день посвятили стирке, погуляли по городу, купили разных сувениров, забрали билеты на завтрашний поезд. 6 марта вечером попрощались с Чэнду и 10 утром приехали в Благовещенск.

инфа

Ребята, пожалуйста, дайте больше инфы по этому району, фотоматериал по стенам и пр. Можно напрямую puchinin@mail.ru. Шибко интересно! Вы молодцы!