Автор: Юра Половников

Узкая Улочка

История Северного Урала необычайно богата на мифы и легенды. Одна из них, наверное, самая красивая - легенда об Узкой Улочке. Находится это примечательное место недалеко от поселка Ныроб. Не доезжая до него несколько километров надо свернуть направо (прямо перед речкой Люнвой) и проехать около трех километров по грунтовой дороге. Между двух возвышенностей, на большой поляне вы увидите щит, информирующий о том, что вы находитесь на особо охраняемой природно-исторической территории «Искорское городище». Чтобы попасть на Узкую Улочку, надо повернуть направо, и, пройдя буквально двести метров по лесу, увидите одно из чудес уральской природы. На вершину скалы, вид которой перед вами откроется, ведут две параллельных расщелины. Ширина одной достигает двух-трех метров, а другой - едва пятидесяти сантиметров. Это и есть Большая и Узкая Улочки соответственно. Наиболее примечательна Узкая Улочка – она имеет длину около 40 метров и по форме, (конечно, очень условно) напоминает глубокую лестницу, вырубленную прямо в камне, и ведущую до самой макушки горы. Бытует предание, что, поднявшись по ней, человек очищается от всех грехов.

Если же от информационного щита вы обратите свой взгляд налево, то увидите еще одну небольшую гору, с очень крутыми и отвесными стенами. Обойдя ее, и, поднявшись по единственному пологому склону, вы увидите перед собой белую часовню. Построена она была в 1891 году, вместо деревянной. Часовня примечательна внутренней росписью сводов, к сожалению изрядно испорченной природными явлениями и вандалами. Как говорят, часовня стоит на месте древнего городища, столицы одного из Великопермских княжеств – городка Искор. Вот что написано о древнем Искоре в книге «Туризм в Пермской области»: «В Перми Великой городку Искор отводилось важное стратегическое значение – он прикрывал верхнекамские земли со стороны Печоры и Вычегды. Городок выглядел настоящей крепостью: он занимал площадку высокой горы с неприступными скалистыми стенами, путь на которую по единственному пологому склону прикрывали пять насыпных валов». Доподлинно известно, что во время знаменитого похода князя Федора Пестрого на Пермь Великую искорцы были против московитов и были покорены ими самыми первыми. Среди жителей сегодняшнего Искора также существует предание о царе Коре, который бесстрашно сражался с татарами. Недалеко от исторического Искора посреди поля растут две рощицы. Местные их называют «русским и татарским островком». По легенде на этих местах похоронены воины с обеих сторон, павшие во время битвы. Вот только какая именно это была битва (то ли искорцев с князем Пестрым, то ли царя Коры с татарами), сегодня мы вряд ли уже узнаем. Как говорят старожилы, в «русском островке» стояла часовня с чугунной плитой, где были написаны имена всех убиенных. Ежегодно в Семик жители Искора приходили сюда крестным ходом и совершали панихиду по убиенным.

Примечателен один факт. Известный пермский писатель Алексей Иванов в своей книге «Сердце Пармы» городище Искор располагает не в том историческом месте, где он действительно находился (где и стоит часовня), а на соседнем камне, как раз на том, где Узкая Улочка. По сюжету книги одной из главных героинь даже удается убежать от преследователей именно по Узкой Улочке. Что это, авторская интерпретация истории родного края или дань народным легендам и желание покруче завернуть сюжет? Кстати, в оправдание Алексея Иванова может быть приведен следующий факт: среди местных жителей есть предания о битвах именно на Узкой Улочке.

Есть на что посмотреть и в окрестностях Искора. Возле исторического городища есть пруд. В конце 1950-х годов тут еще стояла старинная мельница. Теперь от нее остались лишь дамба да мельничный жернов.

Для туристов и любителей истории родного края Искорское городище и Узкая Улочка поистине кладезь впечатлений и новых знаний. На одно это место, относительно небольшое, можно потратить день, а то и два дня своего времени и с большим удовольствием полазить по сопкам, пофотографировать часовню, поклонится святым местам.

Сайт посвященный туризму на Северном Урале

Водный туризм на Урале - тоже неплохо!

Любители Водного туризма найдут на Урале маршрут на любой вкус. Поклонников экстремального рафтинга и каякинга в мае каждого года мы приглашаем на Акчим, на фестиваль экстремальных видов спорта. Во время весеннего половодья пороги Акчима превращаются в маршрут 4-ой категории сложности. Те же, кто любит сплавы по рекам, но предпочитает более спокойное течение, могут попробовать свои силы в верховьях Вишеры, на Березовой, в верховьях Колвы и на всех притоках Вишеры и Колвы. Если же вы любитель и знаток истории, вам нравится осматривать древнюю архитектуру, то для вас сплав по реке Колва. Колва протекает по Чердынскому району, одному из исторических центров царской России. Рафтинг на Северном Урале