Горы мира > Каракорум >

Автор: Михаил Дэви, Екатеринбург

Шингу Чарпа, Восточная стена.
Never more

Читайте на Mountain.RU

Новый маршрут на Шингу-Чарпa, Каракoрум
Шингу Чарпа (5600м). Восточная стена
Шингу Чарпа.

Ужасающий грохот разорвал тишину ночи и, нарастая каждую секунду, в сопровождении вибраций скалы, передаваемых на платформу, вывел меня из зыбкого сна. Как часто бывает, проснувшись, не сразу осознаешь, где ты находишься. Однако сила звука и скорость его нарастания не оставляет никаких сомнений, что через одну-две секунды тысячи тонн каменных глыб будут здесь. Первая мысль – неужели на этом ВСЕ закончится? И сразу спасительная вторая – мы же находимся на платформе под огромным монолитным карнизом, под который не долетают даже капли воды во время ливня. Через мгновенье в метре от нашей платформы начался настоящий апокалипсис – безумный грохот, искры, запах серы. Мелкие камушки, меняя траекторию от вращения, прилетают по краю палатки, но мы уже сидим, прижавшись к стене, и благодарим судьбу, что это случилось не тогда, когда мы находились в кулуаре под нашим первым лагерем. Спустя несколько минут все стихло, и опять наступила тишина, которая и сопровождала наши разведывательные выходы, из которых мы сделали ошибочный вывод, что стена совершенно безопасна. Масштаб произошедшего обвала мы смогли оценить только через двадцать дней, на спуске, когда обнаружилось, что пройденный нами на подъеме кулуар длиной 300 и шириной 50 метров полностью покрыт сплошным слоем толщиной 1-2 метра из свежеотколотых гранитных глыб и часть из них докатилась даже до ледника. За время восхождения еще дважды в этом же месте происходил камнепад, но уже гораздо более слабый и мы были не на линии падения камней.

Северное ребро, справа - корейский кулуар
Идея совершить восхождение на Шингу Чарпа родилась у меня два года назад, после прочтения на Mountain.RU перепечатки статьи из Монтань-магазин о перспективных, еще непройденных маршрутах в разных частях света. Северное ребро Шингу Чарпа сразу привлекло мое внимание своей красотой, логичностью и, что немаловажно, умеренной абсолютной высотой, т.к. лазание по обледенелым скалам в кошках (чем обычно сопровождается любое более или менее технически сложное восхождение на вершины выше 6000 метров) никогда не было моим любимым занятием. Однако в 2006 году так и не удалось собраться в Пакистан, а осенью оказалось, что ребро пройдено сразу двумя командами. Однако в отчете Чаплинского было замечательное фото стены и обнадеживающая заметка, что на ней они разглядели несколько маршрутов, которые могут быть пройдены свободным лазаньем. Идею первопрохождения восточной стены поддержал мой друг и напарник Саня Кленов, а также я решил пригласить в нашу маленькую экспедицию Саню Шабунина из Нижнего Тагила, с которым мы никогда не ходили вместе, однако во время очного чемпионата в Ергаках мне он показался достойным альпинистом – сильным, спокойным, простым в общении. Для прохождения таких стен тройка представляется мне оптимальным составом, позволяющим проходить маршрут в более высоком темпе по сравнению с двойкой, и, в то же время, дающая, по сравнению с более многочисленной командой, больше возможностей для лидирования каждому участнику команды, и позволяющая более безопасно проходить маршрут, из-за более короткого «хвоста» группы, который постоянно находится под потенциальной опасностью попасть под камень, случайно скинутый впередидущим.

И вот 19 июля наша маленькая команда, в сопровождении нашего друга и частого спутника Сергея Породнова вылетела рейсом «Узбекских Авиалиний» из Екатеринбурга в Ташкент и далее в Лахор. В Ташкенте сухое пекло при плюс 42, но это совсем не так плохо, как влажная баня Лахора и плюс 36, несмотря на глубокую ночь. Таможенник, увидев наши баулы, широким жестом приглашает нас в «зеленый коридор», хотя всех остальных пассажиров основательно досматривают. Пока меняли валюту, последний рейсовый автобус до Исламабада уже ушел, до утра по такой жаре ждать не хочется. Обычные торги с местными таксистами (по-моему, они везде одинаковые) и на небольшом арендованном автобусе к утру мы достигаем Исламабада. Там только что прошли известные события со штурмом «Красной мечети», на улицах полицейские блок-посты, но особых проблем это не доставляет. За более чем 20 лет занятий альпинизмом нам много раз довелось побывать в различных горячих точках, и нигде это не вызывало сколь либо значительных проблем. Большее беспокойство вызывает погода, из-за сильных дождей Каракорум Хайвей может быть размыт.

Мотель Конкордия с потрясающим
видом на разливы реки Инд

Delux food centre

Схема прекрасного Балтистана
Днем встречаемся с нашими спутниками в этой экспедиции, известными английскими альпинистами, проповедниками тред лазания Джоном и Анной Арран, и, закупив высотные продукты, на следующий день выезжаем в Скарду. Там все знакомо, мотель Конкордия с потрясающим видом на разливы реки Инд , где пересаживаемся на видавшие виды джипы и отправляемся дальше.

Остановка на обед в потрясающе красивом месте, в мотеле в деревне Каплу (Kaplu), здание в виде современного альпийского шале, окруженное зеленью и цветами, кругом отвесные гранитные стены. Идеальное место для скалолазных соревнований. По приезду обязательно предложим «Манараге» провести очередной Онсайт-марафон здесь:) . Чувствуется, что мы находимся вблизи противостояния индийских и пакистанских войск – по пути три блок-поста, где нас всех записывают в амбарные книги, а на обратном пути тщательно сверяют, чтобы все уехали обратно. Конечный путь автомобильной части путешествия – деревня Канде (Kandey), недавно наполовину разрушенная селем и сейчас отстроенная на новом месте, прямо напротив нашего ущелья. Вносим и свой вклад на новую школу – 1000 рупий. Местное население очень доброжелательное – все, особенно дети, улыбаются, здороваются, говорят несколько слов на английском.

Мотель в Каплу

Анна Арран разговаривает с детьми

Ночлег в красивой зеленой роще

Ночуем уже в полевых условиях и с утра с караваном носильщиков выходим вверх по ущелью. Всего несколько часов ходьбы и вот уже остановка на ночлег в красивой зеленой роще с чистейшим ручьем, вытекающим прямо из под крутой гранитной скалы. Отсюда уже видна вершина Шинга Чарпы, только с обратной стороны – ее предвершинный западный снежно-ледовый склон. Вечером носильщики режут бычка и устраивают праздник с песнями и танцами у большого костра. Как они умудряются так веселиться в полном отсутствии алкоголя и женщин – остается загадкой :). С утра снова небольшой переход и вот мы уже на месте своего базового лагеря. Место потрясающее – березы, кусты шиповника, изумрудно зеленая трава, широкий разлив реки, со всех сторон стоят отвесные гранитные стены, с одной из них временами течет 600-метровый водопад.

Отвесные гранитные стены, с одной из них временами
течет 600-метровый водопад

И все это прямо напротив нашей цели – восточной стены Шинга Чарпа, до которой не более двух-трех часов ходу. У нас некоторая эйфория, поэтому в этот же день решаем подняться на близлежащую вершинку прямо напротив нашей стены. Это было ошибкой. Несколько часов подъема по зарослям кустов и осыпным склонам и последующий спуск в лагерь вымотали нас до предела, но зато мы посмотрели и сфотографировали вблизи нашу стену и заодно выбрали– небольшая, но крутая стенка на эту же вершинку .

Наша стена вблизи

Маршрут для тренировочного восхождения

Погода пасмурная, под стать настроению
Следующий день пришлось отдыхать. Погода пасмурная, под стать настроению. Цитаты из моих записей в дневнике: «есть острое желание не ездить больше ни в какие экспедиции. Воспоминания о прошлых поездках и победах не приносят никакого удовлетворения.» Однако чуть дальше: «а Стена тем временем стоит прямо над лагерем и заставляет вновь и вновь обращать на себя внимание. Должно пройти какое то время, чтобы мысли о трудностях и опасностях предстоящего восхождения сменились ясным намерением просто пройти этот маршрут. Тогда все будет просто отлично. Надо постараться забыть об моральных обязательствах перед другими (ведь это я «сгоношил» парней на этот маршрут) и просто проникнуться этим духом стены.»

Лазание по травяным карнизам
28 июля выходим на тренировочное восхождение. Планируем вернуться к вечеру с вершины, однако лазание по травяным карнизам (это не метафора), забитым землей трещинам и постоянно меняющаяся от солнца к снежной буре погода вносит свои коррективы, за день удается пролезть только три веревки. Оставляем закрепленные веревки и к ужину спускаемся в лагерь. На следующий день надеемся долезть маршрут за полдня, но удается вылезти на вершину только в сумерках и спуститься в лагерь уже в полной темноте. Полдня, проведенные на стене в праздном ожидании (я лез последним) приводят мысли в порядок, наконец удается решить проблему, решение которой которая ускользало от меня в течении целого года. Уже одно это делает эту поездку оправданной.

После очередного дня отдыха первый раз выходим под стену Шинга Чарпы. Ледник очень разорван, найти оптимальный проход непросто, однако в итоге находим единственно возможную практически прямую линию, по которой можно пересечь ледник и выйти прямо под маршрут.

В обсуждении тактики предстоящего восхождения у нас с Кленовым некоторые разногласия. Он предлагает пройти маршрут в тред стиле, только свободным лазанием, пусть для этого и придется проходить некоторые участки по нескольку раз и планирует уложиться в 20 дней со спуском. Я же за более логичный, на мой взгляд, стиль – где лезется, лезть лазанием, где не лезется онсайт – использовать ИТО, и планирую, по аналогии с проложенными нами маршрутами на Северной стене Аксу, сравнимыми по перепаду и крутизне, примерно 9-10 дней на подъем, и 2 на спуск. В итоге принимаем решение взять продуктов на 20 дней а по стилю лазания определится на месте. Однако никто не мог предположить, что даже при предложенном мною стиле лазания мы проведем на этой стене 24 дня, из которых только два были полностью нерабочими из-за непогоды!

Первые карнизы на стене
В сборах и ожиданиях хорошей погоды проходит еще два дня и вот 4 августа назначен выход на маршрут! До заброски на леднике дошли бодро, далее 4 веревки довольно крутого лазания и тот самый кулуар, выводящий под нависающую стену. Почти комфортная ночевка на наклонной полке под огромным карнизом. Пока все идет по плану. На следующий день решаем ночевать на том же месте, т.к. шансов, что мы сможем пройти четыре веревки по сложным и разрушенным карнизам, совсем немного. Кленов лезет, Шабунин на страховке, а я фотографирую, набираю воду в многочисленные бутылки, делаю заброску лишнего рюкзака и лыжных палок поближе к линии спуска. Маршрут через карниз идет зигзагами, Саня пролазит 4 участка по 30-40 м., а потом спрямляет все двумя веревками. Находим 3 старых скальных крюка и шлямбур, видимо, оставшиеся после неудачной попытки американцев, за которую, тем не менее, они получили национальную альпинистскую награду.

6.08 с утра дождь, но пробуем лезть дальше. У нас всего 4 веревки, поэтому без переноса платформы, в лучшем случае, сможем пройти еще две, но и этого не получается. Я прохожу до последней станции, вытаскиваю промежуточные точки, и, совершенно промокший под водопадом, решаю спускаться обратно в платформу. Удалось только занести один баул и воду на одну веревку вверх. На следующий день погода не лучше, поэтому решили хотя бы подготовить место для следующей ночевки. Чуть правее маршрута есть огромный карниз, вода туда не попадает, поэтому прохожу до него полверевки и забиваю несколько шлямбуров для подвески платформы. Могли бы и переехать, но решаем под дождем не шарахаться.

После дождей с водой на стене проблем нет
8.08. У Сани Кленова день рождения. С вечера я решаю подарить ему хорошую погоду, и мое желание исполняется! Уже в шесть утра солнце освещает нашу желтую палатку, привнося надежду на успешное продолжение маршрута. Шабунин лезет, Кленов страхует, я занимаюсь перестановкой лагеря и таскаю вещи и наши многочисленные запасы воды. Однако, после двух дней ливней, на стене воды хоть залейся, поэтому решаем облегчится и нести с собой воды только на 1-2 дня, а не на 10, как мы планировали вначале. Это позволит нам обойтись без вытаскивания баулов, которое из-за сложного угловатого рельефа стены практически неосуществимо и более или менее быстро передвигаться со всем нашим скарбом. Последнему, правда, приходится проходить каждые перила по два раза, один раз с баулом, второй раз – с рюкзаком и платформой, но он вполне это успевает, пока первая двойка проходит следующую веревку.

Подъем последнего с баулом

И с платформой

Назавтра переезжаем на следующее место ночевки, здесь уже над нами нет большого карниза, а только некоторое нависание, что заставляет очень тревожно спать, вскакивая после каждого ледового обвала на ледопаде, которые, особенно ночью, происходят довольно регулярно. Посреди ночи начинается сначала капель, а потом конкретный дождь среди ясного неба. Какой-то поток воды пробивался по нависанию все ниже и ниже и, наконец, начал литься прямо на нашу палатку, а сквозь нее – и в спальник к Кленову. Хорошо, что с утра вновь вышло солнце и, пока я лез первые веревки, Кленову удалось все просушить. Лазание предельно сложное из-за характерной для нижней части этой стены проблемы, вызванной тем, что фактически она представляет собой огромное нависание, покрытое трещинами, через которое постепенно просачивается вся вода от дождей и таяния снегов из верхней части стены. Из-за этого гранит вблизи трещин частично превращается в глинообразную массу, частично покрывается лопухообразными кристаллами, напоминающими отложения в пещерах. Часто огромные блоки висят непонятно на чем, прилепленные на этой глине. Все это осложняет не только лазание, но и представляет серьезные проблемы при организации страховки.

Прохождение траверса и
маятника под карнизом

Огромные блоки висят непонятно на чем

Из-за такого состояния скалы о прохождении маршрута полностью свободным лазанием приходится забыть, т.к. для этого нужно сначала полностью прочистить линию маршрута, а мы и так за неделю прошли всего несколько веревок на основной части стены. Самое большее, что удается пройти при идеальной погоде – это три веревки за день, при непогоде это расстояние еще сокращается. Одно радует, что очередная ночевка опять под огромным карнизом и можно спокойно поспать. Для того, чтобы обеспечить более или менее безопасные условия ночевки, иногда приходится переезжать всего на одну веревку вверх, чтобы на следующий день достичь следующего карниза. Единственная радость – потрясающие виды, открывающиеся со стены на окружающие отвесные стены и вершины, на многие их которых еще не ступала нога человека.

Следующий раз моя очередь лезть первым выпадает на понедельник, 13-е. Из-за суеверных соображений, а также по причине плохой погоды, решаем не переезжать, а только обрабатывать маршрут. Кроме того, как раз кончается диагональный разлом, по которому мы пересекли нижнюю нависающую часть стены, и маршрут выходит в огромный кар, из которого каждое утро вылетали куски льда, отламывающиеся со свисающих с гребня огромных ледовых карнизов и сосулек, так что вопрос выбора безопасного места для ночевки встает снова со всей остротой. Несмотря на моросящий дождь, мне удается повесить все свободные веревки и присмотреть очередное место для ночевки на стене кара, до которого не должны прилетать камни и лед. На следующий день переносим лагерь. Оказывается, вчерашняя непогода была только разминкой перед настоящей снежной бурей. Начавшийся с утра дождь перешел в мокрый снег и затем в мощные заряды снежной крупы. С трудом растягиваем платформу и, мокрые до трусов, забираемся внутрь. О том, чтобы лезть дальше, не может быть и речи. Температура чуть ниже нуля, но это и плохо, т.к. все промокает и затем смерзается. Чтобы как то просушится, делаем из горелки «печку-каменку»: укладываем на «Шторми» несколько камней и нагреваем их пламенем. Так сразу становится теплее. Только к вечеру удается более или менее высохнуть и согреться.

Снежные заряды не прекращаются еще сутки, ссыпающаяся сверху снежная крупа иногда так барабанит по крыше, что невозможно расслышать друг друга. Чтобы спастись от безделья, расписываем «пульку», целых 4 раза за день, еще одно преимущество тройки перед двойкой :).

16.08. снегопад чуть уменьшился, решаем хотя бы обрабатывать дальше. Кленов проходит две веревки и немного не доходит до следующего большого карниза, где можно организовать безопасную ночевку. На следующий день я работаю первым, погода вроде становится получше, но залежи снега на скале осложняют движение. Удается дойти до карниза, организовать точки подвеса платформы и пройти прямо вверх сначала нависающий, а затем вертикальный участок полностью в ИТО.

18.08. первым работает Шабунин, Кленов на страховке, а моя очередь челночить последним. Выходит солнце и весь выпавший снег начинает быстро таять и сливаться потоками воды вниз. Прямо по нашему маршруту настоящий водопад, который Саня пересекает практически бегом, я же грустно представляю себя опять мокрым до трусов, т.к. с платформой и баулом не очень то побегаешь, но, к счастью, пока очередь доходит до меня, солнце уходит за гребень и водопад прекращается. Маршрут не становится проще, но справа появляются какие то выполаживания, типа контрфорсов, хотя по альтиметру ясно, что до выхода на гребень нам еще лезть и лезть. Долго ищем относительно безопасное место для ночевки, в итоге забираемся в палатку уже в темноте.

Траверс по полочке и снова вертикальная стена
с глухими закальцованными щелями
С утра впереди Кленов, кажется, что впереди выполаживание, на самом деле небольшой перегиб и снова нависающий внутренний угол, затем траверс по полке, снова крутые скалы с огромными «живыми» блоками. Наконец, выходим на относительно пологое (градусов 75) место, в начале которого, под огромным камнем, можно повесить платформу. После двух дней на отвесах это уже почти курорт. Однако через веревку более или менее простого лазания снова траверс по полочке и снова вертикальная стена с глухими закальцованными щелями. Продолжаю лазание на следующий день уже я. Мудрый Кленов, видя дальнейший рельеф, предлагает остаться на этой же ночевке и обрабатывать, мне же кажется, что рельеф должен когда то появится и темп нашего продвижения ускорится. Решаем действовать по обстановке. Прохожу начатую Кленовым веревку, выхожу за перегиб, дальше волнами идут монолитные гранитные плиты без явного рельефа.

Волнами идут монолитные гранитные
плиты без явного рельефа
Приходится опять делать психологически непростой траверс по узенькой полочке с отсутствием каких-либо зацепов под руки. Дальше движение по глухим щелкам с многократными переходами маятником из одной в другую и обратно. Если бы не якорные крючья, забиваемые практически в монолитную породу на несколько миллиметров, пришлось бы шлямбурить, но в итоге, к концу дня, удается выйти на какую то открытую трещинку. Спускаемся к платформе уже в сумерках, пройдя за день только неполные две веревки.

На следующий день меняемся только мы с Шабуниным, Кленов же, как отдыхавший вчера, работает последним, это наиболее тяжелое место в связке, хотя продуктов и газа с каждым днем становится все меньше и баулы уже не такие неподъемные, как в начале. Саня Шабунин довольно бодро проходит начатую мною вчера веревку, забив при выходе на полочку три скай-хука (единственные на всем маршруте). Дальше вроде чуть более пологий разлом, за ним перегиб на фоне неба. Саня проходит метров 10 и встает, долго простукивает отщепы, звук не предвещает ничего хорошего, потом разлается глухой звук начавших падение камней и… тишина. Саня делает точку и просит меня спустить его вниз. Когда он подходит, на лбу у него кровь и подавленный вид. Оказалось, что ему при простукивании скалы, прямо на голову упало несколько скальных блинов весом по 10-20 кг., один из них ударил по лбу под каской, хорошо, что попал в шапку, а не в лицо. Саня смог поймать их и разложить по полочкам, но при этом продолжать лазание уже не смог. Убедившись, что срочной помощи ему не требуется, я сменил его и попробовал лезть дальше. Оказалось, что отколовшиеся блины – это еще цветочки, огромные многометровые плиты с острыми, как бритва, краями, при нагружении френдом, начинают отходить от стены. Если они отколются, могут запросто перерезать обе веревки и вдобавок пришибить остальных. Чтобы хоть как то продвинуться вверх, приходится ставить по три точки в разные щели и одновременно нагружать их через распределяющую нагрузку петлю. Уже в сумерках удается закончить эту проблемную веревку и выбраться на прочные скалы.

На следующий день Кленов, наконец, достигает некоторого выполаживания. Темп сразу ускоряется, удается пройти пять веревок и встать на ночевку немного не доходя гребня. Настроение улучшается, завтра, если позволит погода, выходим на штурм вершины, уже без платформы и всего скарба.

Последняя ночевка перед гребнем

Вот на этом висит платформа

Последняя веревка перед гребнем
С утра лезу первым. Нависающие участки, проходимые на ИТО, сменяются более пологими скалами, по которым можно лезть лазанием и вот долгожданный гребень! Виден выходящий на гребень с противоположной стороны корейский кулуар, нашли спусковую петлю украинцев с американским карабином.

Спусковая петля украинцев с
американским карабином
Дальше маршрут идет по снежно-ледовому склону с редкими скальными пятнами. Наше ледовое снаряжение далеко не идеальное, только один ледовый молоток, всего два ледобура, кошки и фифы затупились на скалах, однако это лучше, чем одна пара кошек на всех, упомянутая в отчете Чаплинского. Прохожу три веревки косого траверса по склону, стараясь страховаться на скальных выходах, выхожу за перегиб и понимаю, что вершины мы сегодня сможем достичь в лучшем случае к позднему вечеру, а спускаться придется уже в полной темноте. Решаем закрепить веревки и повторить попытку назавтра.
С утра встаем в 4 утра, первым лезет Шабунин, я на страховке. Погода переменчивая, то солнце, то туман и заряды снежной крупы. Думал, что уже к обеду сможем спуститься к платформе, однако расстояние до вершины оказалось больше, чем казалось вчера, и в итоге вылазим на вершину лишь после обеда. На вершине снежный гребень, не удалось встретить никаких следов первопроходцев на протяжении последних нескольких веревок, хотя корейцы, если у них было больше ледового снаряжения, могли бы лезть чисто по льду. Неожиданно, как в награду, облака раздувает, появляются Амин-Бракк и К6.

Вершина

На заднем плане – Амин Бракк

Делам фото и видео и начинаем спуск. Снова резко ухудшается погода, оба Сани в своих довольно тесных скальных ботинках начинают усиленно отмахивать ноги. Спускаемся в платформу уже в сумерках. Какого то особого счастья не чувствуется, т.к. предстоит еще долгий и опасный спуск, однако удовлетворение, что дальше путь идет только вниз, конечно, присутствует.

Ночевка у отколовшегося камня
Спуск и вправду оказывается непростым. Косые дюльфера, траверсы, застревающие и перебитые веревки (у нас к тому времени осталось лишь две относительно целых веревки) не позволяют нам быстро двигаться. В одном месте, чтобы перебраться через отвесный гребешок, забрасываю лассо на выступ. Однако становится ясно, почему Чаплинский написал о возможности прохождения восточной стены свободным лазанием. Гранит на ребре просто великолепный, никаких кристаллических наростов, песка и глины нет и в помине – прекрасные монолитные блоки, четкие и ясные трещины – мечта, да и только! В итоге, к 16 часам нам удалось спуститься только до места последней ночевки украинцев. Решаем вставать на ночевку, т.к. дальнейший путь не очевиден, а видимость отсутствует. Там довольно ровная, но небольшая площадка, так что нам удобнее повесить платформу рядом на отвесной стеночке. Вечером съедаем последний супчик и грустим, т.к. спустились за день от силы на четверть стены. Ночью вдобавок начало катастрофически падать атмосферное давление, как будто надвигается какой-то тропический циклон. С утра, возможно из-за этого, у всех типичные признаки горняшки – слабость, нарушение координации. На первых дюльферах, пока нашли старые петли, опять потеряли время, но потом я решил спускаться по перебитой веревке с кучей узлов, пока последняя двойка выдергивает веревки и дело пошло быстрее, хотя висеть с тяжелым рюкзаком на отвесах, перещелкивая спусковуху через каждые три-пять метров - не самое приятное занятие. К ночи спускаемся к огромному заклиненному камню, отколовшемуся от скалы и заклинившемуся, образуя арку. Начался небольшой снегопад, прямо под аркой сухое место, но решаем не испытывать судьбу и вешаем платформу рядом. Лишь на третий день удается спуститься к подножию стены, оставляем на полке часть снаряжения и почти бегом проскакиваем кулуар, заваленный свежими камнями после грандиозного обвала. Только на леднике, в относительной безопасности, можем поздравить друг друга со спуском, но сил на бурную радость уже не остается.

Останавливаемся у первой воды, впервые за день отпиваемся, съедаем несколько последних орешков, завалявшихся в перекусном мешочке, и медленно бредем к лагерю. Однако уже в начале ледника, к нашей неописуемой радости, нас встречают наш повар Хамид с двумя портерами, поят и кормят нас, забирают наши рюкзаки и вот спустя полчаса мы уже в базовом лагере! Именно здесь, за праздничным столом, приготовленным к нашему приходу, наконец, приходит осознание и радость от того, что мы совершили. Наверное, ради этого момента мы и ходим такие маршруты.

Наш повар Хамид

Иногда стена показывала свои колючки

Иногда свою красоту

Но все-таки флаг России оказался на ней

P.S. Название маршрута родилось в результате долгого обсуждения, спустя несколько дней после нашего возвращения. Выяснилось, что никто из нас не проходил раньше более сложного и проблемного маршрут, чем этот, с другой стороны, никто из нас не хотел бы, чтобы кто либо подвергал свою жизнь опасности при повторении пройденного нами маршрута. Поэтому и родилось это название – «Never More». Если у вас есть такая возможность – не ходите на этот маршрут, друзья, если с вами что-то случится, нам вас будет не хватать....

«Еще немного фотографий с возвращения»

Альпинисты бывают в этих местах

Ожидаемая встреча в Скарду с восходителями на К2

«Спальный район» в Исламабаде

Автостанция в Равалпинди

Михаил Дэви. Екатеринбург, сентябрь-октябрь 2007.

Безумству храбрых поем мы песню

Хочется отметить не только выдающееся достижение российских лидеров альпинизма, но и прекрасный отчет Михаила. Даже, скорее, не отчет, а очерк. Читается на одном дыхании. Приятно, когда человек талантлив во многих областях. Есть ли у Михаила книги и планируются ли в скором времени новые? Желаю ребятам удачи, новых супервосхождений, буду ждать на Mountain.RU очерки о их новых восхождениях. Марк, Киев

Суппер

Огромное спасибо ВАМ ребята за ваши старания и за эту статью в частности, я очень вас ценю и горжусь знакомством с ВАМИ !!!