Горы мира > Сибирь >

Продолжение (начало здесь)

5. Из Верхней Гутары на Прямой Казыр и в Агульские Белки

Фото 14
Иденская тропа на Казыр поддерживается промысловиками в состоянии, пригодном для вьючных лошадей. Лавинами и оползнями заваливает многие ее участки за перевалом, но новый следок вьется, пробивается в лабиринте камней, обломков стволов и вывороченных березок. На этом пути встретятся избы: сразу за бродом через Гутару, по Идену – левобережная выше Сухого Идена, в створе его долины (фото 14), и правобережная примерно через 10 км, перед болотистым участком. Затем, на расстоянии большого дневного перехода через перевал – изба покойного Мити Васюкова на правом притоке Малой Кишты (поворот с тропы), изба на Средней Киште (поворот с тропы) и левобережная (т.е. за бродом) в устье Малой Кишты. На Большой Киште, по слухам, обновлена изба в 2 км выше по реке, есть также остатки геологической базы, пригодные для ночлега, где-то в верховьях. “Чертов мост” через Большую Кишту ненадежен. Надо спуститься к ее устью сквозь мелколесье и по скальному гребешку, от нижнего конца которого идти вброд или наводить переправу по жердям с промежуточной опорой. Ветхая изба – в самом устье Прямого Казыра, до брода, который представляет опасность.

Тропу ниже по Казыру я не видел, однако по ней проводили коней Алексей Дубовцев и Галина Речкина, промышлявшие в низовьях Левого Казыра (остатки базы за бродом через Казыр), и Николай Степанец, имеющий избы против устья Левого Казыра (бывшая Базарова) и еще одну, недостроенную к 2002 году, в протоках устья Валы.

На подходе к Прямому Казыру, в мощном вывале горельника иденская тропа разветвляется: налево – к избе и броду, а правая тропа скачет у воды через скальный выход, как бы давая понять, что выше по долине и человеку, и коню придется нелегко. Промысловый участок “Прямой Казыр” заброшен с 1994 года, избушки обветшали, тропы местами исчезли. Очень крутые борта долины, обращенные к воде скалами-прижимами, не пропускают "низом" ни коня, ни пешехода. Тропа со стрелки быстро поднимается на склон, местами прямо-таки пугающе устремляясь в небо. Наверху вывал горевшего полвека тому назад леса и поднявшийся на его месте березняк. Могучие погорельцы практически все на земле, березы еще молоды и крепки, так что свежий вывал незначителен. По тропе, пропиленной последними усилиями коопзверопромхоза лет 8-10 назад, возможно, еще пройдет конь с вьюком. До устья левого притока, Богая, предстоит преодолеть 3 или 4 глубоких оврага ключей-притоков, стенки которых едва держат тропу или вовсе оплыли. Видимо, поэтому после очередного ключа тропа раздваивается, обходя гигантское пятно горельника-ветровала высоко на склоне. Правая тропа, уходящая на самый верх левого борта Прямого Казыра, выглядит более набитой. Левая благополучно обходит ветровал снизу и снова ныряет в труднодоступный овраг. Верхняя тропа, по-видимому, выведет в нижнее течение Богая, где есть, по слухам, изба. Это хотя и обходной, но более легкий путь к верховьям Прямого Казыра: тропа возвращается в его долину из Богая, срезая высокую лесистую стрелку. Я ходил лишь нижней тропой. В двух следующих оврагах она оплыла, сорвана на спусках: конь точно не пройдет. Когда половина расстояния до Богая пройдена, рельеф становится спокойней, тропа постепенно спускается на речные террасы. Тяжелейший отрезок пути позади.

Богай - маловодный приток. На большой поляне за ним тропа теряется, но остается на нижней террасе Прямого Казыра еще 1,5-2 км. В одном месте она опускается прямо в реку - это обход осыпного прижима. Наконец, начинается подъем на склон, лесом, в сторону от воды. Тропинки, остающиеся на уровне реки, менее удобны. Верхняя тропа слабеет, разбивается на следочки, исчерпав которые, надо траверсировать влево. Там, через 200-300 метров густой лес расступается россыпью камней, к ней спускается по склону овражек-водоток. По краю этого желобка сюда же очень круто сходит вышеупомянутая тропа с самого верха стрелки: траверс, начатый повыше, упрется не в россыпь, а в нее. На торной тропе за нижним краем россыпи проблем не остается.

Фото 15. Вверх по Ср. Киште
Заметив издалека широкий распадок Ванькиной речки, надо держаться на развилках левее, так как правые тропы, срезая склоном стрелку этого притока, уходят в его долину. У реки обширные поляны с кустарником по пояс, около самой воды полосой тянется высокоствольный лес. В него, независимо от троп, и надо выходить, чтобы не пропустить избу. За 900 метров до устья Ванькиной, на узком длинном острове, отделенном от берега Прямого Казыра жалкой протокой, стоит базовая избушка участка. Крыша подтекает, труба печурки кое-как залатана, сенцы разрушены – и это на 2005 год. Можно ли там согреться, высушиться теперь, не знаю. По словам бывшего промысловика, третья изба участка (вторая – на Богае) стоит выше по Ванькиной перед устьем Игонькиной. Бродится Ванькина речка в устье, мелко и безопасно. Тропа продолжается по левому берегу Прямого Казыра и на втором километре выходит на брод. Качество ее продолжения на правом берегу ниже: промысловик избегал холодных осенних бродов. Тропа в основном держится внизу, местами выходя даже на отмели есть и высокие участки с обзором. В траве и кустах лавинных прочесов путь с трудом угадывается. Единственный раз, ввиду явного прижима на правом (по ходу) повороте реки, придется перебраться на кромку левого берега, чтобы через какую-то сотню метров вернуться на правобережный пляж. Выше Ванькиной Прямой Казыр повсеместно доступен для брода. Упомянем еще левобережную избушку вблизи, якобы, устья ручья (Базового?), текущего с перевала в Большой Агул. Дважды проходя там, но не по самому берегу Прямого Казыра, я избы не заметил. Без завалов, в спокойном рельефе четкая тропа уходит выше ручья Комариного по Прямому Казыру, видимо - к перевалу Ключевому, возможно - в самый исток с переходом на левый берег, как было в 1999 году (см. раздел 1).

С этого генерального пути к перевалам и вершинам Агульских Белков надо сворачивать по хорошим тропам Средней Кишты, Большой Кишты, Ванькиной речки, а также по вышеупомянутому ручью на Б. Агул с озером, наконец, по истоку Прямого Казыра – к леднику Кусургашева. Мне знакома лишь Орзагайская группа гольцов. Для восхождения они сложны скалами и не слишком привлекательны малой высотой, зато очень красивы снизу, из Орзагая (фото 16А) или 2-ой Фомкиной (фото 16Б).

Фото 16А. Верховья Орзагая

Фото 16Б. В истоках Фомкиной 2-ой

Как цель восхождения я бы выделил господствующий в междуречье Ванькиной и Большой Кишты зубчатый скальный гребень с отметкой 2615 м.

Как с запада, так и с востока (фото 17) он выглядит издалека неприступным и, по-видимому, носит имя «Агульская Пила».

Фто 17. Пила с водораздела Кишт

Поскольку гора обижена топографами и не значится на картах – лишь на километровке, и то в виде высотной отметки – туристами она не посещается. Охотники, поднимавшиеся на хребты, пытались у меня(!) выяснить, что «торчало вдали».

Даже бывалые путешественники (см. фото из http://slazav.mccme.ru/saj03.htm , панорама с вершины 2136) метят её знаком вопроса.

Часть панорамы с вершины 2136. Фото С.Завьялова
Полная панорама

В 2005 году экипаж МИ-8 побаловал нас облётом горы с трёх сторон. Осмотр был неутешителен (фото 18 – с запада): шансы могут появиться только на южном склоне или на юго-западном ребре. Точное положение 2615 – вплотную с севера к истоку Богая.

Фото 18.

6. От прииска Покровский в верховья Уды, на пик Поднебесный

Путь из вершины Б. Бирюсы по Мурхою в Хатагу и Уду доступен даже верховому, часто используется туристами. Приведем некоторые его детали. По ручью Катышному, а затем его правому притоку, от прииска набитая тропа и колея поднимаются на низкий перевальчик к Мурхою. На спуске вправо уходит просека с колеей, зимник в В. Гутару. Тропа же круто спускается к мелкому броду через Мурхой. На левом его берегу, метров на 300 повыше, стоит изба участка Кангараевых. Мне повезло застать их на рыбной ловле, и Дмитрий довез мой груз конем на перевал. Следующая, “власовская” изба – за стрелкой Малого и Большого Мурхоев, на левом берегу последнего. Здесь пасут табун Верхней Гутары, и жилье поддерживают в порядке. По Большому Мурхою тропа идет преимущественно левым берегом. Всегда можно избежать брода, пожертвовав качеством тропы. Значительно выше левого притока Аскайли-Ой (он же Белый Ключ) в пойме Б. Мурхоя попадется т.н. трехстенник – плахи с трех сторон и на крыше, спереди – костер. Еще выше, против устья правого притока Горелый Ключ, также в пойме стоит малопривлекательная избушка “по-черному”. Наконец, новая изба стоит близ границы леса под перевалом в Сытляр-Атар. Здесь тропа ходит с берега на берег ослабевшего Мурхоя и в данный момент оказывается на правом, а изба на левом. Ее не видно за береговой порослью, отвилок с тропы направо заметен плохо.

Ориентировка и подъем на перевал в Сытляр-Атар, приток Хатаги, несложны. Долина этого ручья полога, безлесна почти до устья, тропа хорошая. Брод через Хатагу мелкий: можно сберечь сапоги, прыгая по крупным камням. Высоко правым берегом в обход водопада тропа спускается по Хатаге. Много не доходя устья она дробится, выходя на удинскую тропу: кому налево (брод простой), кому направо. Если за этим бродом подняться левым берегом Хатаги метров на 300-400 назад, попадете к избушке Валентина Мезенцева (Алыгджер). Спускаясь правым берегом, ее трудно было заметить.

Изба самая верхняя по Уде, ставилась большими трудами, убранство аскетическое. Отличная база для радиальных выходов: двухдневного на пик Поднебесный, недельных на вершину 2938 м или на пик Триангуляторов.

Фото 19. г.Трапеция, зимний рассвет
Напротив Хатаги, долина в долину – правый приток Уды, т.н. ручей Поднебесный (по устьям Хатага чуть ниже). И брод через Уду, и долина ручья легкодоступны.

Пройдя 2/3 ручья, в виду правого по ходу поворота его долины надо начинать подъем по осыпному ребру пика Поднебесного. Технически он несложен, но трудоемок, на штурм лучше выходить не из избушки, а с границы леса. Пик Поднебесный (старая отметка 2924 м, новая 2872 м) долго считался высшей точкой Центральных Саян, опережая на два метра Грандиозный.

Фото 20
Теперь он всего лишь четвертый, но обзор с него великолепный (фото 19, фото 32), и восхождение безопасно. Группы, делающие 2-3-дневное кольцо, даже траверсируют пик, спускаясь пологим южным ребром в Чело-Монго.

Из верховья ручья стоит разведать подъем (осыпной, возможно, с выходами скал) на хребет Зубчатый с перевалом в самый исток Левого Казыра. Во встречном направлении перевал, названный Ветреным, пройден зимой 1974 года. Но что скрывалось под очень крутым снегом в начале спуска и возможен ли подъем летом – осталось неясным. Этот перевал стал бы кратчайшим путем в удивительно красивые верховья Левого Казыра (фото 20).

7. Пик Триангуляторов (2881 м), гора Приозерная (2560 м), перевал Изюминка (1А)

Фото 21
Традиционный подход к пику – по набитой тропе левым берегом Уды. Она не зарастает и не завалена, отчетливо видна и имеет “дублеров”. Это связано с необычайной шириной долины: лавины и оползни ее не перехлестывают (фото 21). Кроме того, в верхней Уде нечасто встречается высокотравье, все больше карликовая березка, не затягивающая тропы. Путь к подножию пика займет около 6 часов. На первой трети пути слева по ходу откроется V-образная долина правого притока Холь-Хем (“озерная речка”) и в его “декольте” – стена пика Триангуляторов, совершенно неприступная. Вторая треть оканчивается маловодным левым притоком Уды, текущим с перевала в долину Озерной (бассейн Казыра). Впереди прекрасный вид на восточные стены горы Приозерной. Еще через 2-3 км сравнимый по водности с Удой ее правый приток. Зовут его то Треххвостым, то ручьем Триангуляторов. Тропы идут по обоим его берегам, но предпочтительнее правый. Над местом слияния трех истоков ручья, на правом берегу самого правого из них есть маленькие купы угнетенных кедров, пригодные для ночлега.

Ознакомительный подъем по правому истоку под северный склон пика Триангуляторов убеждает в технической сложности восхождения – не ниже 2Б. Утешительный приз – гора Приозерная (2560 м), так грозно смотревшаяся с востока. На нее очень просто подняться с юга, с тропки вдоль самого левого из трех истоков ручья. Выбрав прореху в кустах, нудно и равномерно круто (около 30°) поднимаешься травой и осыпями на гребень, который и оказывается вершиной. Обзор отличный. В лагерь реально вернуться через 5 часов.

Фото 22. Хр.Зубчатый и Пик в правой трети снимка –
с пика Заоблачного
Тем, кто в своем стремлении на Пик вооружен только альпенштоком, следует перевалить хребет Зубчатый и искать “слабое место” с юга (фото22) . Единственный пригодный для этого перевалИзюминка, в среднем из трех истоков ручья. Море кустов вынуждает при переходе из правого, “лагерного” истока в средний держаться вплотную к разделяющему их отрогу: там есть звериная тропа. Подъем в верхний цирк среднего ручья, с озером и снежниками, трудоемок. Цирк крутостенный, и лишь один кулуар прорезает его. Обращенный к северу, он в верхней части покрыт льдом, в средней – дресвой с грязью от таяния льда. Подъем исключительно труден, и это наводит на мысль, что изюбри ходят не тут. С озера видно, что правее кулуара от перевальной точки идет слегка на спуск удобная полка, выводящая на круто падающую, но устойчивую осыпь. Под ней снежник со следами копыт, а подняться от озера к снежнику просто. Таким образом, перевал Изюминка с севера берется обходом справа. Спуск на юг идет таким же кулуаром, но менее крутым и, главное, сухим.

Оказавшись в висячей долине Кабарожьего ручья (т.н. “Четвертого” правого притока Левого Казыра), не следует спускаться к реке, теряя до 600 метров высоты. Обратите внимание на карту. Четвертый и Третий (отсчет с истока Левого Казыра) притоки практически стыкуются висячими долинами своих верховьев, прежде чем ринуться вниз к реке по крутому залесенному склону параллельными каньонами. Между ними лишь несерьёзный отрожек Зубчатого хребта. Перейти в верховья Третьего ручья можно звериной тропой, идущей без потери высоты кустарником, верхней границей кедров. Безлесные ложе Четвёртого ручья и поворот в Третий - всё это видно в правой части фото 20. Там же можно оценить и масштабы напрасного спуска густым лесом к руслу Левого Казыра. Восточный борт истоков Третьего ручья – это отрог Зубчатого хребта, за которым Второй правый приток Левого Казыра. Только с этого отрога длинным траверсом через узловую вершинку можно без снаряжения взойти на пик Триангуляторов. Осмотрев возможные пути подъема на отрог, надо соответственно ставить лагерь в истоке Третьего ручья. Дрова захватить снизу, предусмотреть мощные порывы ветра.

Подъем на отрог и траверс займут около 5 часов. Все это время, а также на обратном пути человек беззащитен перед непогодой, особенно страшна на гребне гроза. Палатку ставить негде. Экстренный спуск с хребта по кулуарам потребует провесить сотню метров перил. На траверсе нет технических сложностей. Безымянная узловая вершинка, ближайшая с запада к Пику, легко обходится траверсом осыпного склона – с отрога на западное ребро Триангуляторов. Это длинное ребро нигде не уже 1,5-2 метров. Скалки и зазубрины в нем обходятся в основном южным откосом, и маркировка этих обходов пригодится на обратном пути. Завершающая гребень башня очень эффектна (фото 23), но скалы так разрушены, что подъем прост (фото 24).

Фото 23

Фото 24

Фото 25. Видна нижняя часть
западного гребня (подъемного)

Вершина острая, дикий камень, похоже, искромсан молниями. Места очень мало, поворачиваться со съемкой надо осторожно (фото 25).

На юг и ЮЗ сняты фото 26-28, на последнем справа от снежника – пик Заоблачный, слабое поднятие в Безымянном хребте.

Фото 26

Фото 27

Фото 28

Восхождение не то, чтобы сложнее, но опаснее остальных восьми знакомых мне Саянских вершин: от погоды может зависеть не только удача, но и жизнь. Гроза трепала мою палатку всего через полтора часа после спуска. Вышвырнул всё металлическое из палатки, держал каркас изнутри: что делалось наверху – страшно представить.

Остается добавить, что если будет пройден упомянутый в разделе 6 перевал Ветреный в исток Левого Казыра, то восхождение начнется из висячей долины Второго его правого притока. Именно там, с восточной стороны я поднимался на отрог – начало траверса (фото 29, 30).

Фото 29

Фото 30

Перевалом Ветреным проще всего вернуться на базу в Хатаге, а если он непроходим, то из истоков Левого Казыра связка известных перевалов Кош-Пеш и Чело-Монго (фото 31) выведет одноименной долиной (есть тропа) на Уду и по ней – вверх, к базе.

Фото 31. Вид на пик с пер. Чело-Монго

А так выглядит массив пика Триангуляторов с Поднебесного (фото 32,март).

Фото 32.

8. Вершина 2938 м, перевал Изюбрь (1А-1Б)

Фото 33
По последней съемке эта безымянная гора в отроге Удинского хребта между Тер-Ягой и Дергой получила рекордную для Центральных Саян отметку. Это участок твердых пород, резко поднявшийся над окрестностями в результате эрозии. К Тер-Яге он обрывается стеной, к Дерге – крутыми осыпями с выходами скал. Наверху плоско и просторно, с половину футбольного поля. С окрестных хребтов вершина выглядит темноватым и угловатым сооружением, то ли табурет, то ли утюг (фото 33).

Уходим от Хатаги вниз по Уде битой конной тропой. На подходе к Верхней Хонде надо выбирать: сворачивать ли чуть выше ее устья на брод через Уду или бродить В. Хонду, оставаясь на левом берегу Уды. В последнем случае после брода тропа временно разобьется на следочки по обширной удобной террасе. Далее тропа снова торная, однако рано или поздно придется переправляться через реку. Тер-Яга – следующий за Чело-Монго правый приток Уды, Дерга – еще ниже, и брод через Уду в том районе уже непрост, особенно для одиночки. Выбрав спокойный быстроток, можно попытаться, например, с длинной косы перейти по пояс струю у противоположного берега.

Если же бродить Уду перед устьем В. Хонды, через две протоки выше острова, то отличная тропа доведет до бывшей базы геологов на берегу Чело-Монго. Брод через эту речку, как и через Тер-Ягу, несложен, а между ними есть тропки, заметно уступающие, правда, левобережной. От базы к 2005 году оставалась гнилая, протекающая баня с печкой. Рядом – свежеотстроенная изба алыгджерского промысловика.

Фото 34
Подход с Уды к 2938 – по правому берегу Тер-Яги, тропой все выше над рекой, по парковому лесу. Непрерывный подъем приводит на край скальной чаши нижнего бьефа водопадов Тер-Яги. Очень красиво, но до выхода в висячую долину еще предстоит большой набор высоты. Тропа круто, предельно для коня, поднимается высоко на склон в обход каньонов-водопадов невидимой отсюда реки. Настолько крут и высок вход в долину, что охотники с Уды сюда, видимо, не поднимаются, а тропа – звериная. Не оттого ли в верховьях долины, у солонца, семья изюбрей спокойно подпустила меня на 150 метров? А за день до этого самец лаем через 200 метровое озеро пытался “прогнать мою палатку” со своего пастбища. Висячая долина Тер-Яги широка и полога, река сочится по галечно-валунным разливам, на которые местами выводит тропа. Сворачивать следует в первый же правый (левый по ходу) приток, такой же висячий, как все в округе.

Судя по карте, к вершине ведет второй приток, но туда обращена стена 2938 (фото 34). Настойчивый восходитель, поднявшись под стеной правее, по водопадикам, к началу притока, обнаружит замечательно доступное юго-западное ребро. Когда до вершины рукой подать и уже виден трианзнак, в ребре обнаруживается непреодолимый провал глубиной метров 15. На его краю ржавая консервная банка свидетельствует о столь же неудачливых предшественниках. Отсюда снята панорама.

Фото 35

Фото 36
Верховье первого притока – обширная безлесная заболоченная равнина. Исток врезан в нее глубоким оврагом, и только в нем растет несколько низкорослых лиственниц. С трудом найдется место для палатки и сучья для костра. Просматривается начало восхождения: плавный подъем на водораздельный хребтик Тер-Яги с Дергой, на склон конусовидной горы, ближайшей к северо-востоку соседки 2938. Обе вершины видны на фото 36.

Дальнейший путь по соединяющей их перемычке (обрыв на северо-запад, откос на юго-восток) приводит к скалам 2938, без снаряжения не доступным. Выручает то, что все склоны, обращенные к Дерге – это устойчивые осыпи с выходами скал, и они допускают обход вершины из-под “непроходов” влево. Чем глубже сделать этот обход, тем проще откроется путь по курумам на вершину с юго-восточной стороны. Судя по несложному заключительному этапу, все восхождение надо планировать из бассейна Дерги, точнее – от озерца в истоке ее второго сверху левого притока. Описанный же вариант займет с возвращением около 10 часов.

К подножию горы 2938 можно пройти также перевалом Изюбрь из популярной у туристов долины реки Чело-Монго. По ее второму, считая от устья, правому притоку проходит конная тропа в Тыву – на ручей Даштыг бассейна реки Кош-Пеш. Сейчас она используется только зверем и в начале плохо видна. Долина притока полога, перевал в Тыву невысок и имеет вид горного прохода. Свернув с тропы перед перевальной точкой, надо подниматься на левый по ходу борт этого прохода по осыпи, высоко, но не круто. Седловины в этом хребтике нет, лишь два понижения. Спуск с них оказывается невозможным: стенки подперевального цирка обрывисты. Внизу озеро (фото 36), начало левого истока (либо первого левого притока) Тер-Яги.

Фото 37. Спуск с перевала виден на фото
По кромке цирка от левого из понижений надо переместиться на север еще метров 50-100 с небольшим подъемом и только там начать спуск по осыпной полочке влево-вниз. Далее перейти на травянистый контрфорс, сперва пологий, а затем предельно крутой на 10-15-метровом участке с выходом скал. Нужны альпеншток и обувь с твердым рантом, вес рюкзака – по силам. Попытки сместиться вбок выводят на наклонные плиты. Ободряет идущий прямо вниз след изюбрей, в честь которых и назван перевал.

Вскоре спуск выполаживается и приводит к озеру с ровным травяным берегом (фото 37). Ни леса, ни кустарника не видно: комфортная ночевка возможна значительно ниже слияния этого истока Тер-Яги с двумя другими. На стрелке, справа по ходу – яма с тухлой водой под крутым склоном. Со всех сторон к солонцу пробиты тропы, одной из которых удобно уходить вниз по Тер-Яге. Следов присутствия человека в долине нет.

Саяны это класс.

Виды классные, я тоже ходил в тех местах, но так высоко мы не забирались, мечта была подняться на пик Грандиозный и трингуляторов. На сколько я понял, заходили с другой строны, потому, что мы шли вдоль Кизира по зимникам до порога, затем немного за порог, и влево на озера. Там два озера есть, которые от подножья горы Кози начинаются. С вершины Кози, так ее местные называют, видны белки, но туда мы не доходили. Еще ходили на гору Москва, это вверх по шинде, притоку кизира. Высота примерно 1800 м. За ней Чеблак, но до него тогда не дошли. Нам ведь тогда по только по 16 было. Порофессионалами мы не были и GPS не располагали, даже не слышали, последний то раз там был в 1992г. Но я почитал отчеты, смех. Мы в своем возрасте только с рюкзаком и двуручной пилой делали такие вещи, на которые народ идет с кучей снаряжения. Правда функционально тогда готовы были хорошо. Раз заблудились, круг сделали по тайге, целые сутки шли. Потом по карте посмотрели в Артемовске, так мы 80 км. отчесали. А вообще конечно там супер.