Автор: Дмитрий Павленко, Москва-Бишкек

Самоучитель альпинизма

Читайте по теме:

Самоучитель альпинизма.
Глава третья, часть первая.
Глава третья. Снаряга
Глава третья. Ну, полезли, что ли?

Краткий антикурс раздолбайства.
Жанну. Фронтовые воспоминания.
К черту амбиции, главное - удовольствие!
Обращение к труженикам высоты
Про цинизм и реализЬм
Глава дополнительная - необходимая. Зов высоты

Начало читайте здесь.

Хотел оставить эту главу на закуску, да, похоже лучше повесить сейчас, пока не все любители холодненького разбрелись по ледникам.

Что такое высота. Для себя определяю это как вершины выше 6500, потому что, как правило, именно за этим порогом начинают проявляться непредсказуемые индивидуальные особенности в реакции организма на острую гипоксию. Не могу признать эту границу абсолютной, ибо, сколько людей - столько и непредсказуемых реакций. Поэтому, если кто нибудь будет утверждать, что он может предсказать поведение Вашего организма с точностью до 90%, он либо лжец, либо глупец, что еще более опасно.

Гипоксия - нестрашное вроде слово, за которым кроется практически неизведанный мир процессов, происходящих в нашем организме под влиянием кислородной недостаточности. И пока не будет выведена формула абсолютной предсказуемости, это состояние всегда будет таить в себе грозную опасность для здоровья и жизни тех, кто решит испытать себя Большими Горами.

Первый шаг на пути подготовки к высотному восхождению - штудирование литературы. Штудирование с осмысливанием, поиск надежных источников. Кроме книг Месснера и Хрищатого, не знаю такой литературы на русском языке, пожалуй, еще «Джомолунгма и ее дети». Во всем остальном слишком много отвлекающей «воды». Очень неплохо обратить внимание, с какими трудностями сталкиваются суперспортсмены на высотных восхождениях, с ними же будете сталкиваться и Вы. Не думайте, что для Вас классический подъем, даже на Ленина, будет проще, чем подъем для Казбека Валиева на Канченджангу.
Углубляться в пучину книг о спортивной физиологии, без возможности практического анализа - бессмысленно.

Почитали и все равно хочется, опять проклятые тренировки. При подготовке к высоте особенно важны тренировки с нагрузками до блевонтина, ибо только они смогут дать почувствовать Вашему организму острую гипоксию. Если есть возможность погонять на велоэргометре в барокамере - прекрасно, только погонять, а не посидеть!
Если же Вы не в силах заставить себя тренироваться до упаду, или эти нагрузки приведут к серьезным сбоям в работе организма, подумайте тысячу раз, стоит ли пускаться неподготовленным в весьма рискованное путешествие.

Есть другой вариант, очень дорогой, но гораздо более безопасный - нанять хорошего гида, чтобы он разработал программу подготовки к высоте, включающую тренировки, врачебный контроль и фармакологию. Подходит этот вариант для единиц обеспеченных любителей экстрима, поэтому, очень советую не пренебрегать первым!

Тренируетесь, начинайте думать о составе группы или о примыкании к какому либо коммерческому мероприятию. Выезд в одиночку на высоту, если Вы не хороший КМС и не имеете достаточного опыта высотных восхождений (для меня это хотя бы Корженева, Коммунизма, Хан, Победа) &ndash большой риск. Примкнуть на леднике к толковой компании очень сложно, никакой грамотный руководитель группы не будет брать на восхождение незнакомого человека. Найти хорошего гида вообще задача из области фантастики. Поэтому лучше позаботиться о компании заранее. Первое правило - в группе должен быть сильный спортсмен с достаточным высотным опытом, звания и корочки здесь вторичны, главное то, что есть на самом деле, в данный момент. С осторожностью надо относиться к «теням из прошлого», былая крутизна забывается трудно и очень не легко адекватно оценить свои способности в настоящем. Поэтому гораздо полезнее иметь в группе боевого КМСа под 30, с набором Гор, представленным выше, чем 50-ти летнего и старше ЗМСа, который забыл, когда последний копал пещеру на перемычке Хана. Сказки про то, что высота это для тех, кому за 30 - полный бред! Сила высотника не в количестве прожитых лет, а в количестве и регулярности совершаемых высотных восхождений, и уровне тренированности! Высота - это привычка. Чем чаще ходите, тем лучше приспосабливаемость и переносимость высоты, если, конечно, высотный порог позволяет.

Повторюсь про высотный порог. У каждого индивидуума есть предел переносимости гипоксии, за которым его существование невозможно. Познается это только опытным путем, ибо даже тесты в барокамере не могут дать точного результата. Вот для чего на первых высотных восхождениях опытный, сильный человек рядом необходим! Заметьте, на ВОСХОЖДЕНИЯХ! Если Вам удалось благополучно проскочить в погоду на Ленина, это вовсе не значит, что Вы не загнетесь на Хане, потому что это - две большие разницы!

Так в чем же разница высотных маршрутов? Все банально, в технической сложности, ибо даже провешанный перилами скальный гребень Хана, при своей относительно малой протяженности, в сравнении с тем же пиком Ленина, отнимает у неопытных восходителей гораздо больше сил. Почему отнимает? Да потому, что хождение по скале - сложная техническая работа, требующая от организма огромных затрат энергии, при отсутствии навыка. А навык нарабатывается годами. При всем моем опыте, ходить по отвесным и нависающим перилам толком я научился только на Жанну и то, потому что было, у кого поучиться, ведь Саня Ручкин в этом деле - профессор. Ходить толком, это когда Вы способны преодолеть без длительных передышек 20-30-40 веревок перил и потом еще быть способным к спуску или организации бивуака. Поверьте, это очень непросто, поэтому все высотные маршруты пятерки. Потому что реально двигаться на них, сохраняя запас прочности, могут только хорошие перворазрядники, хорошие, владеющие навыком передвижения по скальному рельефу без особых потерь мощности!

Поэтому то даже классические восхождения на восьмитысячники не гарантируют успеха на том же Хане или Победе, ведь там большинство маршрутов просто топотня по снегу или перила по снегу, а по нагрузке, перила по снегу и перила по скале, той же крутизны - огромная разница! Поэтому я всегда советую в качестве первой высоты Хан-Тенгри с севера. Почему с севера? Потому что, во-первых, этот маршрут объективно гораздо безопаснее, чем с юга. В этом можно убедиться, тупо сравнив статистику гибелей в лавинах и ледовых обвалах с севера и с юга. Во-вторых, этот маршрут технически сложнее, чем с юга и Вы сможете реально оценить свои высотные способности. Смело могу сказать, что после Хана с севера, все остальные семитысячники, за исключением Победы, дадутся Вам значительно проще. Если, конечно Вы сходите на Хан с перемычки на перемычку, хотя бы в пределах 12-16 часов. Это абсолютно нормальное время для подготовленного человека, не хорошее, а удовлетворительное, при восхождении в условиях средней непогоды, ветер 15-20 м/с, метель, с небольшими прояснениями. Поверте, я не пытаюсь завысить планку, в 1998-м году, 16 часов считалось плохим временем, сейчас уже нормальным.

Особо хочу подчеркнуть, если Вы после Хана собираетесь на Победу и не укладываетесь в это время, Вы катастрофически рискуете, ибо Победа- семитысячник, который лучше ходить после Эвереста, интересное получится сравнение!

Такие вот расклады. Для примера могу привести некоторые временные рамки прохождения участков на Хане с севера, отталкиваясь от которых, можно оценить степень своей готовности (в акклиматизированном состоянии).
База- лагерь 4600 - 1-2 часа
4600-5600 - 3-5 часов, обычно после акклимухи ходят из базы на 5600 за 6-8 часов.
5600-перемычка - 4-6 часов
ну и про перемычка- вершина и обратно я уже говорил. Спортивные группы тратят на это 6-8 часов. Площадку 6400 я не рассмтриваю, потому что это запасной аэродром на случай непредвиденных ситуаций, а не стандартная ночевка, которую стоит закладывать в тактический план. Если у Вас не хватает сил сходить с перемычки на перемычку, Вы просто не готовы к высотным восхождениям и подвергаете себя глупому риску, хотите верьте, хотите, нет, Ваши проблемы.
Возьмите с собой этот расклад, и Вы сможете легко прикинуть, на что сможете рассчитывать в дальнейшем.

Ладно, постращал немного, теперь поговорим о снаряге. К счастью, сейчас нет проблем с выбором, но есть проблема с ценой. Благодаря моде на так называемый аутдор - экстрим, цены на снарягу просто улетели в облака. Поэтому остро стоит вопрос выбора оптимального варианта.
Обувь.
Миллеты хорошо, Ля спортива лучше, но очень дорого. Вполне подойдут любые пласты с бахилами из трехслойного синтепона, сшейте не поленитесь. Кроме сбережения Ваших ног, бахилы сберегут массу времени, затрачиваемого на их отмахивание, в моем случае это больше часа, при времени восхождения 5 часов.
Штаны, тоже важная деталь, ибо промерзание ляжек будет провоцировать замерзание ног, даже в бахилах.
Пух. Лучше легкая пуховка с ветрозащитой.
Идеальная ветрозащита для высотных восхождений - комбинезон Баск, который нам шили на Жанну. Это не реклама, это факт. Превосходная функциональность и максимальная защита от внешней среды. Он довольно дорог, но оправдывает себя гораздо больше, чем те же Миллеты.
Вся одежда, желательно, должна обладать максимальным количеством вентиляционных, закрывающихся отверстий, ибо правильная терморегуляция позволяет сберегать большой объем энергии.
Не поскупитесь на хорошие варежки, только проверьте перед покупкой, сможете ли Вы в них работать на перилах!
Очки лучше иметь в двух вариантах, обычные и горнолыжную маску, при сильном ветре очень сильно сечет глаза.
Ветрозащитная маска тоже очень неплохая штука, на Победе в прошлом году у меня горнолыжная маска примерзла к лицу и весь поролон остался на интерфейсе, после снятия маски.
На Победе на помешает легкая каска для преодоления ледопада, можно запросто получить по башке и очень неплохо.
Вроде все, вкратце.

В общем, натренировались, оделись, почапали.
Не ленитесь тратить время на самоконтроль. Чувствительность конечностей, частота и глубина дыхания, различные неприятные ощущения. Вторым по чувствительности к гипоксии органом является печень, поэтому подташнивание будет верным знаком начавшейся или перенесенной перегрузки. Боли в области сердца, очень часто могут быть просто межреберной невралгией, поэтому если есть опасения, чекайте пульс. Тахикардия, экстрасистолы, при явных нарушениях отчетливо прощупываются даже не очень опытными людьми, но иметь навык - лучше, вот почему так важно заниматься самоконтролем во время тренировок, Вы привыкаете слушать и понимать свой организм!

Головная боль во время акклиматизации - наш верный спутник, после - показатель перегрузки или патологии.

Жидкий стул во время акклимухи - норма, после - надо разбираться.
Еще о жопе. Одно из профессиональных заболеваний высотников - геморрой. Какую нам лекцию в свое время прочла о нем докторша на Москвина! Поэтому не подставляйте без крайней необходимости свою пятую точку под сильный и холодный ветер и не принебрегайте влажными салфетками для ухода за важнейшей деталью нашего организма.

Глаза. Лучше идти в залепленых или запотевших очках, чем спалить смотрелки, помните про это. Если в поле зрения появляются непонятные пятна, это может быть  нехорошим осложнением - отслоением сетчатки. Так же при различных нарушениях зрения стоит обратить внимание на голову.

Голова. Штука загадочная и обращаться с ней надо крайне осторожно. Мозг - самое слабое звено перед гипоксией, поэтому можно ожидать чего угодно. Обычные глюки - вещь не опасная, а вот признаки, даже легкие, потери координации, головокружение - серьезный сигнал к остановке и анализу ситуации. Вся беда в том, что без присмотра опытного человека, очень легко потерять контроль над своим поведением, а ведь Вы не на дружеской пьянке в лесу, а на Горе, где каждое неправильное действие или решение может привести к катастрофе. Так же стоит напрячься, если почувствовали покалывание лица или его онемение, это уже могут быть признаки сердечной недостаточности!Немного об отеке мозга. Симптомы, как правило, слабость, затуманивание зрения, потеря координации при абсолютно нормальном пульсе, ритм, наполнение.
В общем, здесь как раз та самая ситуация, в которой перебздеть - лучше, чем обосраться.

Тактика. Колоссально важная штука, которой у нас практически не учат, все на собственной заднице приходится постигать. Перед началом восхождения очень неплохо проконсультироваться у тех, кто ходил либо в этом сезоне, либо в прощлом. Иногда, за год некоторые участки маршрутов могут меняться до неузнаваемости (гребень с Важи, ледопад Дикий, ледник Семеновского, ледник под Корженевой и т.д.). Не забывайте, что лавина, как и ледовый обвал, могут происходить не только в результате нагрева поверхности под солнцем, но и в результате перенапряжения, возникающего в момент температурного минимума, то есть в 3-4 часа утра или ночи, не разберешь. Всегда, при старте на вершину очень неплохо иметь с собой, что нибудь типа легкой палатки, ее можно бросить на полпути, в точке гарантированного возврата. Плюс баллон газа с минимальным кухонным набором, ну и конечно термос, на начальном этапе вещь абсолютно обязательная, ибо поддержание водного баланса - важнейшая составляющая успеха. Термос минимум поллитра, стаканные не канают. Все вышеперечисленные вещи при правильном подборе потянут не более чем на три кило, а польза, да они просто могут спасти Вашу или чью нибудь жизнь! Еще важнейшая деталь - не рвите группу, ведь это уже будет одиночное восхождение, где никто не сможет ничего подсказать и помочь! Ну и конечно, всегда помните о том, что в альпинизме победа - не достижение вершины, а возвращение с нее в базовый лагерь.

Поверьте не мне, старине Месснеру, лучше сто раз вернуться, чем один раз остаться!

И чуточку о бивуаке. Полноценный отдых ночью- залог успеха, поэтому не ленитесь потратить на обустройство бивуака час, другой, третий. Лучшее жилье для высоты- пещера. Не нора, а пещера, в которой можно стоять в полный рост. На рытье пещеры обычно уходит около 4х часов, не зависимо от количества человек. Так что там, где можно, я всегда стараюсь выкопать пещеру.

Питание. Здесь очень важно соблюсти баланс пищевой ценности и массы. Сублиматы, даже очень хорошие и дорогие, которые у нас не купить, не дадут организму необходимого количества энергии, поэтому восхождение на них, без большого запаса прочности и тренированности - реальный риск. Банка красной фасоли, обжаренная с колбасой и оливками, даст Вам энергии в пять и более раз больше, чем пакет хорошего сублимата, весящий в три раза меньше, так что выбирайте сами. Я, работая гидом и совершая восхождения для себя, питаюсь в основном полноценной пищей. Жареное мясо, курица, картошка, рыбные и мясные консервы, солененькое, сладенькое, в общем, не лишаю себя радостей жизни. Из легкой еды, в качестве калообразующего использую лапшу БигБон или предварительно сваренную в пакетах крупу. В процессе восхождения очень неплохо идут жидкие, быстрорастворимые супчики типа Магги или ГалаГала. В общем мой лозунг - лучше больше потренироваться, чем жрать говно. Питье. Важнейшая деталь в обеспечении безопасности на высоте. Принебрежение питьем может привести к самым тяжелым последствиям, поэтому пейте, даже если не хочется. Раньше я ходил на малой воде, но, перейдя на постоянный прием жидкости в процессе восхождения, значительно улучшил свои временные показатели. Стараюсь пить по 100 мл каждый час-два, в зависимости от вместительности термоса и длины перехода.

Фармокология. Штука тонкая, без определенного опыта - опасная. Могу посоветовать всегда, иметь с собой гидрокортизон на крайний случай, различных отеков и модное нынче средсво Даймокс, по-нашему Диакарб, эта штука отводит жидкость из головы, главное не переусердствовать. Ну и понятно, нитроглицерин, валидол. Неплохо во время восхождения поддерживать сердечко препаратами типа Магне-В6. Проверенное средство для помощи в адаптации - Элеутерококк. Принимать надо начинать минимум за три недели до выезда в Горы. Два раза в день перед едой. Первая неделя по одной чайной ложке, прибавляя каждую неделю по ложке. На четырехнедельный курс требуется около поллитра зелья. Помогает реально, проверено и на Москвина и на Иныльчеке.

Пока больше ничего в голову не приходит. А, небольшой списочек наиболее опасных мест на нащих семитысячниках.
Ленина - нижний ледопад и траверс до 5300 (лавины)
Корженева - подъем на 5800 и траверс 5800-гребень (камнепады)
Коммунизма - «рулетка» (ледовый обвал с плато) и снежные склоны до грудей и спуск на плато (лавины)
Хан с севера - нижняя часть склона до начала перил (лавины), спуск с плеча Чапаева на перемычку (лавины)
Хан с юга - ледник Семеновского до лагеря 5200 (ледовые обвалы, камнепады, лавины)
Победа- ледопад Дикий (ледовые обвалы, лавины), склон с перевала Дикий до 5800(лавины), гребень с Важи до Обелиска (лавины).

Ну, вроде, что знал, рассказал, хотя, кто знает.
Все возникающие вопросы по высотным восхождениям шлите на мыло, буду, свободен, отвечу.

Спасибо!

Отличная,умная статья,опытного гида с отличным чувством юмора.Информации больше,чем в огромных талмудах. Сразу вспомнились собственные ощущения от общения с горами

Отлично

Статья без дозы юмора не статья, а эта великолепная и инфо и юмор... вот только где найти мыло автора, а то в башке вопросов тьма...

Спасибо!

Может быть стоило чуть подробнее о биваке? Питание, готовка, спальник и пр.?

спасибо, очень хорошо написано

Эх, Дмитрий, мне бы ету статью месяца на полтора пораньше... а так все очень толково написал, только как то кратко очень, для "самоучителя..." хотелось бы побольше информации. Все равно спасибо!

Как вовремя!!

В отличие от Анатолия, мне и Ко. статья более чем вовремя, спасибо!!