Автор: Дмитрий Павленко, Москва-Бишкек

Самоучитель альпинизма

Читайте по теме:

Самоучитель альпинизма.
Глава третья, часть первая.
Глава третья, часть третья. Снаряга

Краткий антикурс раздолбайства.
Жанну. Фронтовые воспоминания.
К черту амбиции, главное - удовольствие!
Обращение к труженикам высоты
Про цинизм и реализЬм

Начало читайте здесь.

Глава третья, часть третья. Ну, полезли, что ли?

Ага, вот и подошли мы к тому моменту, когда можно поговорить и о лазании.
Как и в предыдущей части, немного о моих способностях. В этой области я – небольшой бугорок на поле нулевого уровня.

6с онсайт на скалах, на Горе, соответственно - не больше 6 b , а с рюкзаком весом в пределах 15 кг , не больше 6а. Причем  данного уровня мне удалось достигнуть буквально в прошлом году, после шести месяцев ежедневных тренировок, раньше я лазал еще хуже, что не помешало мне с Вовкой Осиповым и двумя монстрами с Камчатки пройти в 1996 году чистый тогда маршрут Балезина на пятую Башню Короны за один день. Правда, я лез первым только первые шесть веревок от полки и две или три перед выходом на вершину, но все же. Ну, Вы поняли, главное - не комплексовать, а комплексы можно победить только регулярными тренировками.

Сначала опять придется напрячь голову. Ужасно! Везде приходится думать!
Вам снова придется выбирать для себя направление движения, чтобы не распылять попусту время, деньги и здоровье.

Итак, Вы хотите лазить «восьмерки». Тогда Вам к скалолазам, если, конечно, нет возможности полностью посвятить себя горовосхождениям.

Если же все-таки хочется ходить именно в Горы, расслабьтесь по поводу постоянного прессинга со стороны чистых Лазунов. Добиться хороших результатов в альпинизме обычного уровня и получить удовольствие можно и с гораздо меньшими уровнями онсайта, главное - как можно точнее соблюсти пропорцию ОФП - лазание.

Определились? Вы еще здесь? Тогда кратко поведаю о подготовке лазуна - альпиниста. О различных видах чисто скалолазной тренировки я рассказывать не буду, потому что никогда ею не занимался, найти эту информацию в сети - не проблема. Поведаю только о тернистом пути к истокам мастерства (не к вершинам, заметьте) толстого и неуклюжего альпиниста.

С чего начать? С поиска мест для лазания. Есть в городе скалодром - прекрасно, нет - ищите подручный рельеф, создавайте его сами, ибо без уверенности в собственных клешнях, дальше тройки делать нечего. В Свердловске, когда мне не хватало отведенного времени в манеже (3 раза по 2 часа), я лазал по заборам, трансформаторным будкам, цоколям, отделанным камнем, в общем, по всему, что было под рукой, и жутко завидовал Вите Останину, потому что он у себя в подъезде сделал себе собственный небольшой щит для лазания и мог тренироваться в любое свободное время. У Сани Кленова вся прихожка была в зацепах, Сергей Тарасов елозил дома по двери в туалет. И неплохо лазят мужики!  Не надо стесняться непонимания окружающих, бес  бы с ними, недалекими. Лазать, лазать, хоть по шведской стенке, кстати, очень способствует улучшению формы ягодиц. Подтягивание на пальчиках хорошо, но, без развития моторики, это ерунда. Если есть хотя бы малейшая возможность, обязательно сгандыбарьте собственный щит - индивидуальные тренировки гораздо эффективнее тусовочных. Эстетика здесь на последнем месте, главное- функциональность. Четыре метра - оптимально, безопасная высота. Зацепы не обязательно специальные, хотя к этому надо стремиться. Не надо изгаляться с формой, можно просто наколотить брусков различной толщины и округлости.

Если в окрестностях нет скал, возьмите карту, попробуйте присмотреть что-нибудь в ночи езды на поезде. Конечно, если бабла вал, можно и в Горы ездить учиться лазать, если нет - подумайте хорошенько, стоит ли тратить кучу денег, чтобы поковыряться где-нибудь над хижиной Рацека, причем с нулевым результатом, ибо скальные занятия в Горах непродолжительны и наработать на них какую- либо технику, если, конечно, не посвятить этому все сборы, нереально. Хотите - верьте, хотите - нет.

Поэтому ищите скалы в пределах одного дня пути и выезжайте на них на краткосрочные сборы, допустим, по неделе. Три недели тренировок от рассвета до заката на скалах дадут Вам несоизмеримо больше, чем те же три недели в Горах, где Вы просто будете убеждаться в своем ничегонеумении, а не учиться. Так и только так! В Горы Вы должны приезжать уже готовыми на тот этап, на который собираетесь нахаживать маршруты, а то и выше, чтобы подтвердить восхождениями свой уровень подготовки, подправить недочеты под руководством опытного инструктора, а не бродить по развалюхам, думая, куда бы чего запихнуть, как бы чего организовать и, вообще, как бы не улететь. Такие вот дела, суровая вообще штука этот «липинизьм».

Эй, остался еще кто-нибудь? Тогда полезли. Начало у нас что? Всему голова. Начинать лазать надо гораздо аккуратнее, чем начинать бегать, ибо пальцы - штука тонкая, очень легко травмируемая и очень долго после травм восстанавливающаяся. В общем, начало в лазании - как раз тот случай, когда лучше перебздеть, чем обосраться.

Немного об аксессуарах. Есть возможность - купите сразу скальные туфли, не занимайтесь кроссовочным онанизмом, нет возможности - поищите калоши. Туфли не обязательно должны быть «Ла Спортива», для начала важно просто приучить свои конечности к непривычной обуви и научиться чувствовать рельеф. Не берите слишком тесные, оставьте их скалолазам, пусть уродуют свои ноги. Подбирайте в легкий натяг с учетом разноски, если сильно растянутся, можно подпереть чем-нибудь пятку, не особая беда. У меня разница стоп в размер, поэтому постоянно под правую пятку приходится чего-то подкладывать. Ну и не забывайте про магнезию, помогает, честно. Система - пока любая, дальше разберемся.

Крутизна щита или скалы может быть слегка положительной, но никак не нависающей, зацепы покрупнее, порядка двух - трехдолларовых питерских, движения пока хаотичные, но как можно плавнее. Лазание - естественный способ передвижения для человека, если верить Дарвину, поэтому я не пытаюсь следовать каким - либо схемам. Три точки опоры, две точки опоры - организм подскажет в процессе движения. Первые пару месяцев очень неплохо посвятить разлаживанию. Тело должно привыкнуть к движению по вертикали, суставы на пальцах и кистях понять, что от них хотят, и приспособиться к нагрузке. Три тренировки в неделю для начала вполне достаточно. По мере привыкания пальцев, Вы сможете больше времени уделять оттачиванию моторики. В этом процессе сразу стоит уделить особое внимание развитию умения ходить по рельефу, то есть очень неплохо сначала просматривать путь для ног, а затем уже тянуться руками. Если уклон положительный, надо учиться ходить на ногах, не хватаясь за зацепы руками.

Где-то после двух месяцев регулярных тренировок  можно переходить к нагрузкам. Что главное для альпиниста? Не слышу! Правильно - выносливость. Вот её, родимую, я и тренирую, через нее выхожу на новые уровни сложности, ведь прежде, чем сделать сложное движение, его надо продумать, а как это сделать, если пальчушки разгибаются и ножки дрожат. Проблематично. Гораздо проще, когда стоишь и спокойно размышляешь над задачкой, не цепляясь из последних сил.

Итак, пошла нагрузка, значит, рельеф должен быть слегка нависающим. СЛЕГКА! У меня дома (смотри на фото) это порядка 50 см на 4 метра высоты щита, только чтобы нагрузка на руки стала постоянной, что отнюдь не означает, что ноги должны волочиться за Вами, как за скалолазом - скоростником во время забега. Размер зацепов прежний, уменьшать надо постепенно, по мере возрастания уверенности в своих силах.

Я тренируюсь элементарно. Первый подход - 80% от максимального количества подъемов без спуска на землю, следующий 100%, затем до упора. Обычно начинаю с трех подходов, увеличивая постепенно их количество до шести. Между подходами перерыв 10 минут. Постепенно количество подъемов увеличивается при неизменном времени отдыха. Когда начинаю вылазить раз по 15 за подход, уменьшаю размер зацепов. Мой минимальный предел - полуторадолларовые - долларовые питерские, без особых раковин - под руки. По-русски не больше, чем под треть фаланги. Достигнув уровня 10 минут отдых- 10 минут лазание,  можно пролазить за тренировку по 400 метров , что вполне достаточно для уверенного преодоления рельефа на уровне 6а онсайт. После этого на скалах я могу лазать 6с+ 10-12 раз подряд, а это значительно добавляет уверенности при совершении  реальных восхождений.

Да, чуть не забыл, хотя, в общем - то, это должно быть понятно: с самого начала надо приучаться как можно больше лазить с нижней страховкой, используя верхнюю только для разминки.

Выехали на скалы, прэлестно! Очень полезно переложить приобретенные навыки на реальный рельеф. Скалы - отличное место для начала еще одного, очень важного вида тренировки альпиниста- лазание без страховки. Уметь лазать без страховки необходимо. Это отучает от лишнего риска, заставляет четче просчитывать маршрут, свои движения, учит более тонкому восприятию рельефа. Начинать лазать без страховки надо по насосанным со страховкой маршрутам, где Вам известны все зацепы и ходы, ибо на первом этапе надо подготовить себя психологически к несколько иному восприятию глубины под ногами. Приучили себя думать только о маршруте, а не о последствиях срыва, можно переходить на незнакомый рельеф, начиная, естественно, с небольшой высоты. Лазание без страховки, как Вы, наверное, догадались, весьма опасный вид тренировки, поэтому приступать к нему желательно после обретения уровня уверенного 6а онсайт, естественно, с нижней страховкой.

Очень неплохо посвящать некоторые тренировки лазанию с рюкзаком, чтобы приучать себя к реальному восприятию маршрута и своих возможностей на нем. Фирменные отягощения хороши, но на восхождении на Вас, как правило, не компактно упакованный груз, а ворох разных причендалов, не всегда правильно отцентрованных.

Вдогонку неплохой комплекс для приучения пальчиков к нагрузке, подсмотренный у Кленова. Сначала сжимание кистей на вытянутых руках, в максимальном темпе. По 50 раз руки в стороны, руки перед собой, руки вытянуты вверх. Затем 10 отжиманий на пальцах и 10 подтягиваний на этих же пальцах, не на турнике! Так три круга без отдыха. Сразу полный курс может не получиться, подбирайте количество повторений, исходя из своих возможностей. Три раза в неделю, для начала, нормально, но надо стремиться к пяти. Одно но, если у Вас гиперстеническое телосложение, этот комплекс может привести к сильному разрастанию мышечной массы, что весьма хорошо для летнего флирта, но не очень полезно для горовосхождений.

Продолжение следует...

Древолазание

Добавлю и от себя, на мой взгляд, еще одно эффективное и увлекательное упражнение, которым регулярно пользуюсь для разнообразия – лазание по высоким деревьям. В древолазании работают все группы мышц, интенсивно развивается пассивный хват, гибкость тела, укрепляются кисти рук, да и чувство высоты обостряется, когда лезешь на самую макушку без страховки. Кроме того, что бы лазать в этом случае без страховки, не обязательно иметь навыки скалолазания - нужно лишь быть уверенным в силе своей хватки и побороть страх высоты. Только деревья нужно выбирать нормальные, с крупными сучьями – на сосны, например, интересно взбираться. Хвататься надо только за основание ствола, где самое прочное место и подозрительные ветки проверять на прочность. Есть и хрупкие деревья, вроде тополя, где толстая ветка может легко обломаться у основания – по таким, конечно, лазать нельзя.

Дима, здорово, понятно и весело. И главное - жизнеутверждающе. Сразу безумно захотелось стать новичком и ходить под руководством Дмитрия Павленко.

Отзыв

Приятно было читать статью. Очень просто и доходчиво, редко такое увидишь :) Молодец, пиши еще (лучше редко и хорошо) !!

Олег Тусумханов

Дмитрий, привет. Может помнишь меня мы встречались на леднике. Когда ты юзнул в желтом поясе с Антохой, Юркой и Димкой. Я тогда с клиентом работал. До сих пор не могу забыть "Брачный крик сурка". Отлично пишешь. Если можешь опиши пожалуйста систему питания. Это важная часть тренировочного процесса. Заранее благодарю adebop@mail.ru

Хобби

Здравствуйте! Надо срочно сделать передачу на 3 канале про древолазание может поможете! Мой email verusik_a@list.ru и тел 89067624986(Москва)

Вопрос

Только сейчас начал прочтение сего труда. Очень интересно и полезно, плюс, порой, хорошие комменты! ПРОБЛЕМА!!! Дальше этой страницы - не грузиться!!!

Иван Ермолов

Прикольно и доходчиво..... Вот только хотелось бы увидеть продолжение........))))))))