Автор: Дмитрий Павленко, Москва-Бишкек

Самоучитель альпинизма

Читайте по теме:

Самоучитель альпинизма. Глава третья, часть первая.
Краткий антикурс раздолбайства.
Жанну. Фронтовые воспоминания.
К черту амбиции, главное - удовольствие!
Обращение к труженикам высоты
Про цинизм и реализЬм

Начало читайте здесь.

Глава третья, часть третья. Снаряга

Ну вот, начали тренироваться. Пора подумать о приобретении снаряжения, ибо без него полноценный  тренировочный процесс невозможен, как и собственно горовосхождения.
Давайте ознакомимся с основными видами снаряжения, необходимого для тренировок и восхождений, а для пролога - небольшое лирическое отступление.

Альпинизм - технический вид спорта, где от качества и ассортимента снаряжения напрямую зависит как скорость прохождения маршрута, так и ваши жизнь и здоровье! Исходя из этого, очень важно сделать правильный выбор в плане цена-качество. Учитывая тот факт, что большинство начинающих не обладают неограниченными финансовыми возможностями, вопрос выбора становится весьма актуальным.

Начнем с главного. Раз мы занимаемся горовосХОЖДЕНИЯМИ, значит, основной элемент нашего снаряжения - обувь. Ничто не нанесет на начальном этапе столько вреда Вашему здоровью, как плохая обувь, а это впоследствии может вылиться в хронические(!!!) травмы стоп, которые будут накладывать на Ваше увлечение реальные ограничения. Поэтому выбор обуви - наиглавнейшая задача для начинающего восходителя! На фото я представил небольшую эволюционную картинку, начиная с одинарного ВЦСПСа и заканчивая тривиальными нынче пластами. На переднем плане скальные туфли, модель для Гор, но начнем с вибрамов.

фото 1. Обувь

Идеальный вариант - иметь вибрамы для лета и для зимы, но он не всем доступен. Универсализация не всегда благо, но здесь, в принципе, соломоновым решением будет приобретение пластика. Модель любая, самая дешевая, пока дойдете до спортивного совершенствования, первая пара все равно сотрется, а там, после, подберете то, что надо, уже с учетом нахоженного опыта. Да, пласты тяжелее кожи и не такие удобные при ходьбе, но они лучше противостоят влаге, в них удобнее ходить на кошках и они лучше держат и защищают голеностоп. Сейчас появилась линейка ботинок, сделанных из искусственных материалов, они, конечно, превосходят пласты по функциональности, но при этом уступают в износостойкости и, как правило, стоят значительно дороже.  Поэтому по соотношению цена - качество пласты для начала вне конкуренции.

Я стараюсь брать боты на размер - полтора больше своего, мерить с толстыми носками (шерсть или термолайт), чтобы не убивать ноги на спуске. Подбор размера очень важен, ибо, если ботинок будет слишком велик, Вы будете выпадать из него при ходьбе на кошках. Поэтому при примерке лучше попросить в магазине кошки и где-нибудь попробовать встать на передние зубья, в крайнем случае, попробовать постоять на самом краешке носка ботинка на ступеньке, чтобы почувствовать, насколько надежно нога держится в нем, не жалейте времени и сил на примерку, в Горах это сбережет Вам кучу того же времени и сил, а главное - здоровья!

Разобрались с ботинками, капельку о скальных туфлях. Представленный на фото образец является специализированной моделью для хождения в Горах. Резина не очень хорошо держит на трение, но за счет протектора позволяет без особых проскальзываний преодолевать участки снега на маршруте, стоят тоже не дешево, поэтому в качестве первой пары туфель вряд ли будут в масть. Для начала легко пойдут тоже самые дешевые образцы: Казань, Воронеж, ну и из буржуйских что-нибудь. Здесь Вам надо приучать свои ноги к неудобной, тесной обувке, плюс получить опыт лазания в туфлях, чтобы следующую пару можно было уже подобрать самому под свои хотелки. Туфли надо брать впритык, с учетом на разноску, Казань очень сильно растягивается, остальные не так податливы. Я беру туфли размер в размер, иногда даже больше, ведь порой в них приходится проводить много часов, а при небольшой болтанке всегда можно подложить прокладку между пяткой и туфлей, чтобы носочек плотнее сидел. Такие вот рабочее - крестьянские советы, да простит меня скалолазное сообщество.

фото 2. Система, Ефимовская

Разобрались с обувкой, неплохо приобрести «систему». Попробовав все ступени эволюции данного вида снаряжения, я вернулся к истокам, точнее к Ефимовской системе, показанной на фото 2. Считаю, что для начала она особенно хороша. Рассмотрим все плюсы и минусы.

- легко надевается, безо всяких просовываний ног
- не требует применения грудной обвязки
- не требует круговой блокировки, Вы сразу получаете две разнесенные в пространстве точки для закрепления самостраховки и страховочной веревки, что при работе на Горе архиудобно
- при подвеске снаряжения на «систему» плечевые ремни не дают «системе» сползать
- сходить в туалет, не снимая «системы», проще простого

Единственным реальным минусом является то, что эту «систему» сложнее подобрать по размеру, так как пояс у нее не регулируется. Но на фоне плюсов этот минус, поверьте, не столь ощутим.

Данные «системы» раньше хорошо шил «УПИ-Спорт», сейчас знаю о двух производителях: «Аскане» и «Венто». Мне больше понравилась аскановская система. Систему надо подбирать так, чтобы в штурмовой одежде передние петли легко сходились. На рубашке она будет немного подвисать- ничего страшного.

фото 3. Система, обычная

Фото 3 - нынешняя классика. Удобная нижняя беседка. В ней очень приятно лазать, достаточно безопасно срываться, даже без грудной обвязки, но для альпинистского применения она не столь удобна, как Ефимовская, особенно образцы эконом-класса. Есть классные беседки с прекрасными регулировками, но они весьма дороги, а приобретать дорогую снарягу все-таки лучше, имея хотя бы небольшой опыт хождения, чтобы можно было действительно потратиться на то, что нужно, а не на то, что втюхает добрый продавец -  консультант.

фото 4. Карабины, оттяжки, скайхуки, шлямбура, пробойник, лесенка

Приобрели систему, тратьтесь на карабины. Не буду устраивать дискуссию по поводу, где нужна муфта, где нет, просто опишу то, к чему пришел я после 20 лет горовосхождений, из которых последние пять хожу соло. Люблю два больших фирменных карабина с муфтой. Один - на нижней блокировке системы. Удобен для встегивания дополнительных прибамбасов: спусковухи, дополнительных петель для самостраховки или жюмара и всего, что только захочется вщелкнуть. Поэтому карабин должен быть большим. Второй - про запас. Еще пару небольших муфтованных карабинов - для спусковухи и про запас. Все остальное у меня без муфты. Это что касается личных карабинов. Группе неплохо иметь штук пять больших  карабинов с муфтой для организации станций. Да, ни в коем случае не берите карабины с защелкивающейся муфтой, если, конечно, Вы не мазохист! Карабины надо брать импортные, по цене можно найти практически на уровне «Манараги», но по качеству сами понимаете… Муфтованные достаточно дороги, но на них скупиться не надо, потом на Горе они себя окупят сторицей.

Об оттяжках. Для прохождения альпинистских маршрутов надо иметь набор оттяжек разной длины. Скалолазные оттяжки слишком короткие и не позволят эффективно обходить выступы рельефа. Для начала неплохо набрать 10 штук от 30 до 60- 70 см . В принципе, не обязательно тратиться на готовые оттяжки, можно накупить недорогих петель разной длины и укомплектовать их карабинами. Самый экономичный вариант: купить стропы и самому навязать петель. Здесь надо гнаться не за красотой, а за количеством, поэтому не грех и сэкономить, если есть ограничения по финансам. Главное, вяжите стропу грейпвайном или, если простым встречным, концы надо прострочить, чтобы не развязались.

Вроде все есть, но чего-то не хватает для начала следующего этапа тренировок- лазания. О, а веревка где? Что там у нас с веревкой. «Маммут» хорошо, но дороговато, поэтому не парьтесь, берите калининградскую динамическую десятку и получайте удовольствие. По соотношению цена- качество это - оптимальный вариант, проще будет заставить себя поменять ее, ибо сколько бы веревка не стоила, а замена её неотвратима. Для перил, конечно, классика: тюменский фал, или Коломна, или Аскан, в принципе, «те же яйца», только старайтесь брать с мелкой оплеткой, она более износоустойчивая. Опять же, если есть возможность, очень неплоха ланексовская статика, но это не критично. Так что покупка веревки - еще один пункт, на котором можно разумно сэкономить.

Чтобы не получить раньше времени по башке, придется приобрести каску. С моделями проблем нет, качество у всех примерно одинаковое. Особняком стоит только «Кассида», но ее, к огромному сожалению, сейчас найти крайне трудно, но, если есть возможность, надо брать не раздумывая. Каска, как ни крути - очень полезная штука, и чем она прочнее, тем полезнее.

фото 5. Восьмерка, жюмар, капелька, Гри-Гри

Постепенно мы подошли к приобретению основной движущей силы альпинизма - жюмаров и прочих аксессуаров. Эта статья расходов, на которую не грех потратить сэкономленное ранее. На фото можно разглядеть два вида зажимов: собственно жюмар и «капельку». В идеале неплохо иметь два жюмара и одну «капельку». Чем хороша «капелька»? Её не колышит состояние веревки, снег, лед, она будет держать. Плюс ею довольно удобно самостраховаться на дюльферах и после нагружения с нее гораздо легче сняться, чем с того же схватывающего. Работать с ней не так удобно, как с жюмаром, но у «Урал-Альпа» есть модели с ручкой, правда, весьма дорогие. Так что если жюмар, то «Пецль», если «капелька»- титановая от Урал-Альпа. Прошу учесть, это не реклама, это естественный отбор. Ну, с «восьмеркой» все понятно, хотя с усиками будет посподручнее - проще закрепляться на веревке. А справа на фото можно созерцать фенечку по названием Гри-Гри или Гриня. Если есть возможность, очень неплохо будет ее приобресть, так как она весьма она упрощает процесс страховки при лазании, да и для спуска очень не плоха. Единственно, не переносит обледеневания, но, в целом, крайне полезная вещь.

Глава третья, часть третья. Снаряга

Теперь у нас есть все для лазания, можно начинать тренироваться и подбирать железо. Что есть железо? Железо - это все, что помогает нам двигаться по маршруту и организовывать страховку.

фото 6. Ледобуры, скальные крючья, снежный крюк

Начнем, как обычно, сначала. Крючья скальные. На фото можно видеть большой и маленький короб, горизонтальный, швеллерный, универсальный лепестковый и очень длинный горизонтальный крючок. Набрать хороший комплект крючков сейчас- не проблема. Может, тяжелее будет с коробами, а остального- вал. Сверху - вершок эволюции- палочка выручалочка, и т.д. и т.п.- якорный крюк, вещь, обязательная к приобретению, причем в различных типоразмерах, на фото- средний.  Неплохо начинать выезжать на скалы с набором из 10-15 крючков.

фото 7. Cтоппера, cемечки( мелкие латунные
стоппера), френды, лисьи головки

Двигаясь выше по ступеням, подходим к закладным элементам. На фото  можно увидеть стоппера, семечки( мелкие латунные стоппера), френды и лисьи головки. В целом мир закладух гораздо более обширен. Здесь опять назревает растрата, ибо чтобы подобрать тот набор, с которым Вам удобно работать, лучше перепробовать как можно больше вариантов. Я остановился на представленном на фото. Сюда я, пожалуй , с удовольствием добавил бы только камалоты. Это френды с двумя осями. Каждый камалот перекрывает минимум два размера френдов, а то и более, крайне удобная вещь, дорогая только. Статические закладки ( стоппера, гексы, и т.д.) можно смело брать наши или хохляцкие, качество нормальное, а набор гораздо богаче, чем у фирменных. С френдами сложнее. Их лучше иметь фирменные, но они крайне дороги. Хорошее качество было у «Стрегора», но сейчас ничего сказать не могу. В принципе можно пойти на следующий компромисс: раз для начала надо иметь как можно больше разной снаряги, можно приобрести недорогие френды, СНГ-шного производства, ибо для тренировки они необходимы. Для тренировок и восхождений, по четверку включительно, их вполне должно хватить, ведь летать на этих маршрутах особо некуда, а при хорошем полете Вы успеете убиться о скалы, прежде чем приложите к сомнительному френду критическую нагрузку. Надо только не забывать копить деньги на фирменное железо к выходу на пятерки.

фото 8. Карабины, оттяжки, скайхуки, шлямбура, пробойник, лесенка

Теперь, в завершение пассажа о скальном железе, несколько слов о специальных прибамбасах. Занятная штука – скайхуки (на фото в центре). Для оживления учебного процесса иногда неплохо попробовать крепость своего сфинктера ходом на скайхуках. Раньше начнете, раньше привыкните. Ну и шлямбура. На фото Шаттл ( многоразового использования, не путать с Челленджером) и обычная стационарная восьмерка. Шлямбура - штука во многом спорная, но порой необходимая. Плюс в том, что их можно пока не приобретать, учитесь лучше дубасить на скайхуках - полезнее, мышцы определенные развивает, равновесие опять же. К скайхукам (и вообще), неплохо прибарахлиться в плане лесенок. На фото, справа от пробойника, простейшие лесенки под крюконоги (на фото справа). Моделей лесенок немерено, эта не самая удачная, но точно самая экономичная, для тренировки сойдет на все сто. Ну вот, проболтался про крюконоги. Вещь, полезная с самого начала, так как их можно использовать и для движения в И.Т.О., и как стремена при ходьбе с зажимами по перилам.

фото 9. Крюконоги

фото 10. Ледобуры, скальные крючья, снежный крюк

Ну, дальше пошла чисто пацанская альпинистская снаряга. Вернемся к крючьям ледовым (на фото   слева). Тоже эволюционная линейка, от титана до легированной полировки. Здесь, по соотношению цена- качество, лидируют буры «Урал-Альп», но только с длинной ручкой из прутка! Проблема в том, что качество их может заметно меняться от партии к партии. Почти беспроигрышный вариант - фирменные буры, почти, потому что этой зимой работал с абсолютно бестолковым «Гривелем» с короткой, не складной рукояткой. Вариант сколь беспроигрышный, столь и дорогой. На группу неплохо иметь десяток буров 150- 170 мм и пару- тройку 220- 250 на самовыверт. Выбирайте. Основная проблема с бурами: пока не покрутишь, не узнаешь, вещь купил или г... Ну, и снежный крюк (на фото справа). Это, конечно, только одна из модификаций. На всякий пожарный пару- тройку подобных иметь в группе совсем неплохо. Весит он не много, стоит тоже, а пользы на крутом снегу может принести - вал.

фото 11. Плечо

Еще один прибамбас – «плечо» для подвески снаряги. Модели есть разные: «плечо», «лифчик» и т.д. Тоже полезная штука, причем с самого начала, но только в случае наличия свободных средств!

Не увлекайтесь аксессуарами, коллеги! На начальном этапе гораздо полезнее иметь дополнительный набор каких-нибудь железяк, чем крутую «систему», скальный рюкзачок и еще много разных полезных, но абсолютно необязательных для начинающего альпиниста вещей. Поэтому, если приходится выбирать между тем же плечом и парой - тройкой крючков, купите сначала крючья!

фото 12. Ледовый инструмент, скальный молоток

Что за альпинист без ледоруба! Но крут альпинист, если у него есть ледовый инструмент (на фото   слева). Как показывает практика, если нет денег на фирменный инструмент, лучше походить с простым ледорубом, но не покупать наши передёры. Если денег хватает, берите сразу пару. На фото можно видеть типичную альпинистскую модель ледового инструмента. С ней можно лазить по крутому льду, скалам и нормально подстраховываться на снегу. Кстати, длина рукоятки не влияет особо на возможность использования ледового инструмента для организации страховки и самостраховки на снегу, все зависит от умения! Если рукоятка сильно изогнута и на ней много резины, она плохо пойдет в фирн, но это уже совсем другая история. Обратите внимание, что сейчас есть много ледолазных моделей инструментов. С ними, конечно, удобнее ходить крутой лед и скалы, но вот на снегу, и фирне, из-за хитроизогнутости рукоятки, с ними будет не так сподручно, плюс они, как правило, дороже. Поэтому старайтесь выбрать что-нибудь поуниверсальнее, фирма значения не имеет. Если инструмент продается с ледовым тонким клювиком, постарайтесь приобрести запасной для микста, он понадежнее, и для льда до 50 градусов вполне удачный выбор, особенно зимой.

фото 13. Кошки

И завершит построение имиджа крутого парня пара кошек. На фото три вида: ледовые, отлично держат на льду, но по скалам в них ходить весьма рогато универсальные со штампованными, сменными передними зубьями (для меня идеал) но для начала и для высоты очень неплохой вариант снизу. Так же весьма универсальные, только при стачивании зубьев их нельзя заменить. Это мои предпочтения, моделей кошек - миллионы. Если есть возможность достать ВЦСПСовские муравьевские кошки, только новые, тоже очень неплохо. Они, правда, выдерживают всего одну смену, но и стоят в 3-4 раза дешевле фирменных, которые живут один - два хороших сезона. И не забывайте: если рядом есть скалы, Вам придется стирать кошки и на них, поэтому вперед, на поиск антиквариата!

Осталась у меня не охвачена вниманием только скальная фифа, та, что рядом со скальным молотком на фото 12. Что такое фифы? Инструменты для передвижения по льду и скалам. Ледовая фифа отличается от скальной только конфигурацией, смысл один и тот же. Скальные фифы, так же, как скайхуки, прекрасно могут разнообразить тренировку на скалах. В Горы до уровня хороших пятерок их брать не стоит, но привыкнуть на скалах будет очень полезно. Сам я учился лазать на фифах по скалам на Аксу, не могу сказать, что мне не понравилось, но моим товарищам, по-моему, не очень.

Что могу сказать про ледовые фифы? Не любитель я их. Да, на голом льду они, при правильном угле атаки, дают значительный выигрыш по времени и уверенность при прохождении маршрута на начальных этапах, ибо ходьба по льду с ледовыми инструментами требует гораздо более отточенной техники, но, сразу вставая на фифы, Вы лишаете себя возможности научиться ходить по льду, чувствовать его и получать удовольствие от владения этим интереснейшим видом горного рельефа. Выбор за Вами.

Что ж, все, с чего неплохо было бы начать, я Вам осветил. Все, что касается одежды, в следующей части.

Продолжение следует...

Фамильярно.

Согласен со Стасиком. Грузить новичков подобным сленгом - чересчур фамильярно. И не всё понятно будет. Честно говоря, я тоже не понял цель данного опуса. Для самообразования по альпинизму есть классическая книжка Захарова, причем в двух частях. Да и еще куча книг, в которых вполне всё описано в ногу со временем - и скайхуки, и крюконоги, и что угодно.

Автору и не только

Не понятна цель написания этого, точнее на кого рассчитано. Для начинающего текст вообще не перевариваемый из за обилия "жаргонных" слов и прочих сокращений, в придачу названия иностранных производителей русскими буквами (микст, маммут, пецль, пласты, система, капелька, гриня, кассида, жЮмар). Ну а для людей хотя бы с минимальным опытом текст просто бесполезен. Сам стиль повествования малоинформативен из за обилия лишних не только фраз но и целых предложений (Не буду устраивать дискуссию по поводу... Что могу сказать про ледовые фифы?... Осталась у меня не охвачена вниманием... и т.д.). В итоге получилось глупое перечисление терминов и названий растворенное в бессмысленных фразах._______P.S.: Этот отзыв не для того чтобы закритиковать, а для того чтоб указать на ошибки. Вот пример цели текста и как она реализовалась.___Автор в комментариях - "Не вижу ничего криминального в том, чтобы человек с самого начала знал, что такое шлямбура и для чего они нужны"___Автор в тексте - "Ну и шлямбура. На фото Шаттл ( многоразового использования, не путать с Челленджером) и обычная стационарная восьмерка. Шлямбура - штука во многом спорная, но порой необходимая. Плюс в том, что их можно пока не приобретать, учитесь лучше дубасить на скайхуках - полезнее"___Автор поверьте, человек не знающий что такое шлямбур, не узнает из вашего текста что это такое и для чего он нужен, он даже на фото его не найдет. Вот как ваш текст выглядит для читателя:___"Ну и АБРАКАДАБРА. На фото ПАРАМБУРУМБАРА ( многоразового использования, не путать с НАВАРАМБАРОЙ) и обычная стационарная ЦИФРА. АБРАКАДАБРА - штука во многом спорная, но порой необходимая. Плюс в том, что их можно пока не приобретать, учитесь лучше ХЕРАЧИТЬ на ХУРКУРУКАХ - полезнее"

Вертолетики :-D

Кльова! А как вертолетики из ледобуров делать, в деталях если можно....

D K (все отзывы), 01.09.2007
Автору

По поводу пластов - целиком и полностью согласен с Андреем Волковым. Пласты, действительно, и в Узунколе и на Иныльчеке скорее замучают человека, чем принесут ему удовольствие от работы на маршруте. И поковыляет он вниз и проклянет идиотов, лезущих в горы, и заречется на всю оставшуюся жизнь... Кожу на маршрутах до 4-х с половиной тысяч пластиком не заменишь, и не факт, что она однозначно дороже пластика - можно найти вполне качественную недорогую обувь. Приобретение хронического воспаления надкостницы: ну не повезло... Но кивать на вибрамы не стоит - очень много поколений проходило в них и счастливы и здоровы. Я не уверяю, что это верх совершенства, но... Скайхуки - знакомиться надо с самого начала и автор совершенно прав. Развивают, кстати, в том числе и чувство равновесия и плавного передвижения по стеночке весьма неплохо, даже если их нигде не придется после применять. И про все разнообразие снаряжения надо знать с самого начала. А то встречались личности, идущие пятерки и в первый раз в жизни встречающиеся с жумаром и восьмеркой. Шок мой был силен...

Все здорово

Дмитрий, очень понтравилос! Спасибо за уже вышедшие статьи. Пишите побольше - читать плюс пять-десять минут не проблема, а в удовольствие.

Андрею Волкову

Если внимательно читать мои мысли, то можно заметить, что я предлагаю людям выбирать самим в зависимости от их желаний, а, главное, финансовых возможностей! Если Вы не в курсе, за пределами МКАД, далеко не у всех есть возможность покупать хайтековскую обувь, которая заметно дороже пластов, а кожа в любом виде проиграет пластику и на Иныльчеке и в Узунколе. Басней про то, зачем новичку хорошая снаряга я в свое время наслушался и, к сожалению, послушался из за чего приобрел в ВЦСПСовских вибрамах хроническое воспаление надкостницы, хотя мог уже тогда приобрести пласты и не мучиться.Скальники на шерстяной носок я никому одевать не советовал и советовать не буду,тоже про внимательное чтение. По снаряге, я привел полный список того, чем пользуюсь сам, чтобы познакомить новичков с тем, чем придется общаться. Не вижу ничего криминального в том, чтобы человек с самого начала знал, что такое шлямбура и для чего они нужны, а когда он начнет их применять, это его личное дело. Если опять же внимательно читать, я предлагаю по всем возникающим вопросам обращаться ко мне по мылу и тот, у кого возникнет такое желание, всегда получит необходимые разъяснения и дополнения, а тупое следование авторитетным мнениям- абсолютно не приветствуемая мною вещь. Мне гораздо больше импонируют участники, которые спорят со мной ведь это значит, что они думают! Блин, не могу добавить новый отзыв, придется в этом. Толя, якорный крюк на фото с бурами в верху с петельками из стропы, для удобства работы с ним. Для всех остальных.Своим самоучителем я хочу помочь таким же увлеченным, как и я, помочь в режиме диалога, а не голоса с выше, поэтому со всеми вопросами обращайтесь на мыло ala-archa@inbox.ru.

Автору

Серия статей что-то совсем не похожа на советы для начинающих. Взять хотя бы ваш совет по приобретению пластиковых ботинок. Ну скажите, зачем пластик новичку? Приедет он делать «значок» или 3-й разряд в тот же самый «Узункол» и купит по вашему наставлению пластик… помянет он тогда вас недобрым словом, когда у него в первый день ноги сопреют. Вы бы хоть упомянули, что пластик используют только в высотном альпинизме, либо на технически сложных снежно-ледовых восхождениях на средние горы, например, на Ушбу или Шхару. А для большого снега, крутого льда, высоких вершин и низких температур новичку еще расти и расти.
Далее, скальники. Покупать скальники под шерстяной носок имеет смысл уже опытным альпинистам. Новичок ведь основное время будет отрабатывать скальную технику у себя на скалодроме, либо на низких скалах. Представляю, как человек где-нибудь в Крыму в 35-градусную жару будет лазать в шерстяных носках. А вершины до 3Б включительно можно спокойно ходить и в ботинках – скальники не нужны. На мой взгляд, бОльшую по размерам скальную обувь стоит покупать только когда уже дорос до уровня четверок.
Снаряга. Зачем советовать новичку пробовать ходить на скайхуках, когда скайхуки – это инструмент профессионала на чрезвычайно сложном скальном рельефе. Шлямбура – тоже, зачем они новичку? Не полезет же он сразу на 5Б. Редко найдется КМС-ник, который забил в своей жизни на маршруте хоть 1 шлямбур.
Дмитрий, вы один из лучших альпинистов России, авторитет, обладатель золотого ледоруба. Представьте, что сотни людей, едва знакомых с альпинизмом, будут безоговорочно внимать вашим советам, и в первую свою поездку, например, в Домбай, потратятся на пластик, скайхуки, шлямбура, гри-гри и прочее. Но ведь все это барахло может пригодиться только на этапе спортивного совершенствования. А представьте, что какой-нибудь бесшабашный новичок купит набор «небесных крючьев», и по вашему совету начнет на своих скалах проверять, как вы выразились, «свой сфинктер на прочность» . Не боитесь, что он убьется или покалечится?
Мне кажется, эта третья часть может больше навредить новичку, чем направить на правильный путь. Лучше бы вам было назвать свою серию статей «Секреты альпинизма на этапе спортивного совершенствования», и в ней раскрывать методы своей подготовки, своего хождения по горам, делиться тем, где, как и когда лучше использовать то или иное снаряжение. А так получается ни рыба, ни мясо – советы новичкам, которые пригодны лишь для восхождений на вершины уровня «Кубка СНГ по альпинизму».

Об оттяжках

Фото 4, оттяжка слева. Заметил, что у карабина, который идет на веревку лента прошита (как-бы восьмерка с большим и маленьким кольцами). Почему сделано так?

о снаряжении

на фото нет якорных крючьев.