Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Гринченко Екатерина, г. Краснодар

Отчет
о горном путешествии I категории сложности по Западному Кавказу (Архыз), июль 2006г.

СОДЕРЖАНИЕ

Справочные сведения о путешествии

  1. Сведения о районе путешествия
  2. Организация путешествия
  3. График движения и техническое описание маршрута
  4. Итоги. Выводы. Рекомендации
  5. Приложения

Район проведения – Архыз
Сроки проведения:
Начало:
22 июля 2006г.
Окончание:
1 августа 2006 г.
Маршрутная книжка
№ 16-06
Руководитель похода
Гринченко Екатерина Анатольевна

 

Справочные сведения о путешествии

В разделе “Справочные сведения о путешествии” приводятся:

  • подробные сведения о нитке маршрута, протяженность и продолжительность маршрута
  • название и шифр МКК, давшей заключение по заявочным материалам
  • список группы с указанием фамилии, имени, отчества каждого участника, домашних адресов, туристского опыта и обязанностей в группе.
  • Нитка фактически пройденного маршрута

    Краснодар – Черкесск – пос.Архыз – долина реки Псыш (радиально) – долина реки София – верховье реки София (радиально) – перевал Иркиз (1А, 2880) – перевал Караджаш (1А, 2960) – верховье реки Псыш (радиально) – долина реки Псыш – долина реки Белая – урочище Айюлю – перевал Айюлю (1А, 2890) – долина реки Большая Дукка – долина реки Архыз – поселок Архыз – Зеленчукская – Краснодар

    ЗАЯВЛЕННЫЙ ПЛАН ПОХОДА

    Дни пути

    Участки маршрута

    Даты

    Км 

    Способы передвижения

    1

    г. Краснодар – г. Черкесск – пос. Архыз

    22.07.2006

    -

    Автобус

    2

    пос. Архыз – р. София

    23.07.2006

    10

    пешком

    3

    р. София – Ледниковая ферма – рад.выход Софийское седло (н/к 2600) – р. Ак-Айры

    24.07.2006

    14

    пешком

    4

    р. Ак-Айры – пер. Баш-Джол (1А 3050) – р. Псыш

    25.07.2006

    12

    пешком

    5

    Полудневка – рад.выход – верховья р. Псыш

    26.07.2006

    8

    пешком

    6

    р. Псыш – р. Аманауз – пер. Браконьеров (1А 2890) – р. Бурная

    27.07.2006

    11

    пешком

    7

    р. Бурная – пер. Дорбун (1А 2850) – пер Айюлю (1А 2890) – р. Дукка

    28.07.2006

    13

    пешком

    8

    р. Дукка – р. Архыз

    29.07.2006

    13

    пешком

    9

    р. Архыз

    30.07.2006

    12

    пешком

    10

    р. Архыз – пос. Архыз

    31.07.2006

    10

    пешком

    11

    пос. Архыз – г. Краснодар

    01.08.2006

     

    Автобус

     

    Всего

     

    103

     

     

    ЗАПАСНОЙ ПЛАН ПОХОДА

    Дни пути

    Участки маршрута

    Даты

    Км 

    Способы передвижения

    1

    г. Краснодар – г. Черкесск – пос. Архыз

    22.07.2006

    -

    Автобус

    2

    пос. Архыз – р. София

    23.07.2006

    10

    пешком

    3

    р. София – Ледниковая ферма – радиальный выход Софийское седло (н/к 2600) – р. Ак-Айры

    24.07.2006

    14

    пешком

    4

    р. Ак-Айры - пер. Иркиз (1А 2880) – Софийские озера

    25.07.2006

    8

    пешком

    5

    Софийские озера - пер. Караджаш (1А 2900) – долина р. Псыш

    26.07.2006

    12

    пешком

    6

    Полудневка – радиальный выход – верховья р. Псыш

    27.07.2006

    6

    пешком

    7

    р. Псыш - р. Аманауз

    28.07.2006

    8

    пешком

    8

    р. Аманауз - р. Белая – подход под пер. Айюлю

    29.07.2006

    11

    пешком

    9

    Верховья р. Белая - пер Айюлю (1А 2890) - р. Дукка

    30.07.2006

    13

    пешком

    10

    р. Дукка - пос. Архыз

    31.07.2006

    22

    пешком

    11

    пос. Архыз - г. Краснодар

    01.08.2006

     

    Автобус

     

    Всего

     

    105

     

    Заявленный и запасной варианты маршрута согласованы с Маршрутно-квалификационной комиссией Краснодарского края шифр – 132-004255033 – маршрутная книжка № 16-06

    ФАКТИЧЕСКИ ПРОЙДЕННЫЙ МАРШРУТ

    Дни пути

    Участки маршрута

    Даты

    Км 

    Метео условия

    Способы передви жения

    1

    г. Краснодар – г. Черкесск – пос. Архыз – р. София – поляна Таулу

    21.07.2006 - 22.07.2006

    10

    Солнечно

    Автобус, пешком

    2

    Поляна Таулу – радиальный выход в долину р. Псыш до р. Белой - р. София - Ледниковая ферма

    23.07.2006

    11

    Солнечно

    пешком

    3

    Полудневка - радиальный выход в верховья р. София

    24.07.2006

    4

    Дождь

    пешком

    4

    р. Ак-Айры - пер. Иркиз (1А 2880) – Софийские озера

    25.07.2006

    8

    Солнечно

    пешком

    5

    Софийские озера - пер. Караджаш (1А 2900) – долина р. Псыш

    26.07.2006

    12

    Солнечно

    пешком

    6

    Радиальный выход в верховья р. Псыш, радиальный выход к р. Белая за заброской

    27.07.2006

    6

    Облачно, дождь

    пешком

    7

    Полудневка – р. Псыш - р. Аманауз

    28.07.2006

    8

    Облачно, дождь

    пешком

    8

    р. Аманауз - р. Белая – подход под пер. Айюлю

    29.07.2006

    11

    Облачно

    пешком

    9

    Верховья р. Белая - пер Айюлю (1А 2890) - р. Дукка

    30.07.2006

    13

    Ясно

    пешком

    10

    р. Дукка - пос. Архыз

    31.07.2006

    22

    Ясно

    пешком

    11

    пос. Архыз - г. Краснодар

    01.08.2006

     

    Ясно

    Автобус

     

    Всего

     

    105

    -

     

     

  • Список группы
  • Фамилия, имя, отчество

    Дата рожд.

    Адрес (прописка)

    Место работы
    (учебы)

    Опыт путешествий

    Обязанности в группе

    1

    Гринченко Е.А.

    dd.mm.1961

    [адрес]

    [данные]

    I - III участие

    Руководитель

    2

    Гринченко А.В.

    dd.mm.1990

    [адрес]

    [данные]

    ПВД

    Завхоз

    3

    Гринченко А.А.

    dd.mm.1991

    [адрес]

    [данные]

    ПВД

    Медик

    4

    Севанян Е.А.

    dd.mm.1992

    [адрес]

    [данные]

    ПВД

    Участник

    5

    Колесников

    Иван Сергеевич

    dd.mm.1983

    [адрес]

    [данные]

    ПВД

    Заместитель руководителя

    6

    Фомин Т.А.

    dd.mm.1990

    [адрес]

    [данные]

    ПВД

    Ответственный за ремнабор, Фотограф

    7

    Ведерникова Е.Е.

    dd.mm.1987

    [адрес]

    [данные]

    ПВД

    Хронометрист

    8

    Скляр Н.А.

    dd.mm.1991

    [адрес]

    [данные]

    ПВД

    Участник

     

    1. Сведения о районе путешествия

    В разделе “Сведения о районе путешествия” излагаются следующие основные положения:

    • общегеографическая характеристика района, в том числе описание природных особенностей района, данные о населенных пунктах и средствах сообщения между ними, сведения о местных достопримечательностях
    • туристская характеристика района.

    Кавказ

    Кавказ - горная страна, расположенная вдоль границы Европы и Азии в пределах России, Азербайджана и Грузии. Наиболее высокая, осевая часть горной системы, протянувшейся на 1100 км между Черным и Каспийским морями в направлении северо-запад - юго-восток, носит название Большого Кавказа.

    Горы Большого Кавказа в геологическом отношении молоды. Здесь продолжаются тектонические поднятия, рельеф подвергается интенсивному разрушительному действию ледников, рек, ветровой эрозии. Вершины гор, сложенных из твердых пород, имеют форму пиков, башенок, пирамид. В областях мягких пород встречаются вершины округлых или столообразных форм, с плоским верхом и отвесными склонами. Разнообразны профили речных долин- от широких корытообразных, выработанных древними ледниками, до узких, порой непроходимых каньонов. Весь район отличается относительно высокой сейсмичностью.

    Основную часть горной системы Большого Кавказа образуют два почти параллельных близких по высоте хребта: Главный, или водораздельный, и Передовой, переходящий на востоке в Боковой. Главный хребет тянется сплошной горной цепью, в то время как расположенные к северу от него Передовой и Боковой хребты представляют собой чередующиеся горные массивы, разделенные поперечными речными долинами.

    К северу от Большого Кавказа расположен ряд понижающихся к равнине волнообразных горных гряд, ближайшие из которых носят название Скалистого и Пастбищного хребтов, состоящих из известняковых массивов, пологих с севера и круто обрывающихся к югу. Южный склон Большого Кавказа в целом короче и круче северного, особенно в восточной части. Ближе к западу он расширен за счет боковых хребтов-отрогов: Кахетинского, Картлинского, Рачинского, Сванетского, Кодорского, Чхалтского, Бзыбского, Гагрского.

    Большой Кавказ делится на три части: Западный Кавказ, Центральный и Восточный (с условными границами по меридианам, пересекающим Эльбрус и Казбек).

    Климат Большого Кавказа определяется его южным расположением, близостью Черного и Средиземного морей, а также значительной высотой горных хребтов. Большой Кавказ является барьером на пути движения масс влажного теплого воздуха с запада. Больше осадков приходится на южные склоны, максимальное количество- в западной части, где в высокогорье выпадает более 2500 мм в год (более всего в нашей стране). К востоку количество осадков падает до 600 мм в год. Северный склон Большого Кавказа в целом суше южного.

    В горах Большого Кавказа на сравнительно небольшой площади присутствует широкий набор климатических зон с выраженной поясностью по высоте: влажные субтропики Черноморского побережья континентальный сухой (на востоке до полупустынного) климат с жарким летом и короткой, но холодной зимой на равнинах предкавказья умеренно континентальный климат предгорий со значительными осадками (особенно в западной части) и многоснежной зимой (в районе Красной Поляны, на водоразделе рек Бзыбь и Чхалта снежный покров достигает 5 м и даже 8 м). В зоне альпийских лугов климат холодный и влажный, зима длится до 7 месяцев, средние температуры августа- самого теплого месяца- колеблются от 0 до +10°С. Выше располагается так называемый нивальный пояс, где средняя температура даже самого теплого месяца не превышает 0°. Осадки здесь выпадают преимущественно в виде снега или крупы (града).

    Средние температуры января у подножия гор -5°С на севере и от +3° до +6°С на юге на высоте 2000 м -7-8°С, на высоте 3000 м -12°С, на высоте 4000 м -17°С. Средние температуры июля у подножия гор на западе +24°С, на востоке до +29°С на высоте 2000 м +14°С, на высоте 3000 м +8°С, на высоте 4000 м +2°С.

    На Большом Кавказе высота снеговой линии, поднимаясь с запада на восток, колеблется в пределах 2700 м - 3900 м. над уровнем моря. Ее северная отметка различна для северных и южных склонов. На Западном Кавказе это соответственно 3010 и 2090 м, на Центральном- 3360 и 3560 м, на Восточном- 3700 и 3800 м. Общая площадь современного оледенения Большого Кавказа - 1780 км¤. Число ледников- 2047, их языки спускаются до абсолютных отметок: 2300-2700 м (Западный Кавказ), 1950-2400 м (Центральный Кавказ), 2400-3200 м (Восточный Кавказ). Большая часть оледенения приходится на северную сторону от ГКХ. Распределение площади оледенения таково: Западный Кавказ- 282 и 163 кв.км Центральный Кавказ- 835 и 385 кв.км Восточный Кавказ- 114 и 1 кв.км соответственно.

    Кавказские ледники отличаются многообразием форм. Здесь можно увидеть и грандиозные ледопады с сераками, ледяные гроты, "столы", "мельницы", глубокие трещины. Ледники выносят большое количество обломочного материала, накапливающегося в виде разнообразных морен по бокам и у языка ледников.

    Заселенность Большого Кавказа относительно велика. Населенные пункты, промышленные и сельскохозяйственные предприятия можно встретить и на высоте 2000-2500 м.

    Основное транспортное средство региона - автомобиль. К большинству селений проложены качественные дороги с твердым покрытием, на альпийские пастбища ведут грунтовые дороги, в местах лесоповала, геологических разведок - тракторные колеи. Действующих автодорог, пересекающих ГКХ, в высокогорной части только три: Военно-Грузинская дорога (через Крестовый перевал - 2388 м), связывающая Владикавказ и Тбилиси под Рокским перевалом пробит протяженный тоннель, по которому проложено современное шоссе Военно-Осетинская дорога (через Мамисонский перевал - 2819 м), доступная автомобилям высокой проходимости и только в теплое время года. Из пешеходных троп через водораздел Большого Кавказа издавна известны переходы через перевалы Санчара (2600 м), Марух (2740 м), Клухор (2816 м), Донгузорун (3161 м), Твибер (3580 м), Гезевцек (3465 м).

    Железные дороги со всех сторон огибают предгорья Большого Кавказа. Короткие ответвления приводят к конечным станциям в городах Майкоп, Лабинск, Черкесск, Кисловодск, Нальчик, Владикавказ, Буйнакск, Чиатура, Цхинвали, Телави, что помогает в подъездах к началу туристских маршрутов и выезду после их окончания.

    Предгорная часть территории Большого Кавказа хорошо освоена, развиты сельское хозяйство, промышленность. Здесь много городов: Баку, Тбилиси, Кутаиси, Сухуми, Сочи, Майкоп, Черкесск, Нальчик, Владикавказ, Грозный, Махачкала. Удобное географическое положение, близость крупнейших городов развитых областей стран, густая населенность предгорий делают Большой Кавказ наиболее посещаемым туристами горным районом. Здесь имеются горные маршруты для групп любой квалификации и условия для проведения всех туристских спортивных и учебных мероприятий: соревнований, слетов, сборов, школ и т.п. Разнообразие ландшафтов и обилие памятников истории и культуры придают особую привлекательность походам по Большому Кавказу. Здесь известны сотни разнообразных горных маршрутов 1-6 категорий сложности, позволяющих наряду с выполнением спортивных требований познакомиться с интересным краем, его природой и историей.

    Наиболее сложные маршруты находятся на Центральном Кавказе, где к настоящему времени известно более 20 н/к перевалов, 135 перевалов от 1А до 2А категории трудности и 82 перевалов от 2Б до 3Б категории трудности. Высокогорная часть Западного Кавказа имеет более 170 перевалов 1А-2А категорий трудности 25 перевалов 2Б-3Б категорий трудности. Маршруты здесь привлекают сочетанием высокогорья с буйной растительностью и близостью Черноморского побережья. Восточный Кавказ с его более протяженными подходами к ключевым высокогорным перевалам, обилием исторических памятников и своеобразной природой насчитывает свыше 336 перевалов 1А-2А категорий трудности и 95 перевалов 2Б-3Б категорий трудности.

    Лучшее время для спортивных походов в высокогорье - с 1 июня по 30 сентября, причем наиболее благоприятен период с 15 июля по 15 сентября.

    В зимний период (а также ранней весной и осенью) в связи с неустойчивой погодой, снегопадами и высокой лавинной опасностью в высокогорье появляются лишь отдельные группы опытных туристов.

    Западный Кавказ

    В географической литературе Западным Кавказом принято называть часть Большого Кавказа к западу от Эльбруса. В более узком понимании, которого придерживаются, в частности, в альпинистско-туристской литературе, к Западному Кавказу относят только подобласть (до горы Фишт) с высокогорным, несущим оледенение участком ГКХ территорию западнее выселяют в Северо-Западный Кавказ.

    Административно этот район принадлежит Карачаево-Черкесской республике, Краснодарскому краю, Абхазии.

    Стержень горной системы Западного Кавказа составляет ГКХ. Цепь массивов в многочисленных северных отрогах ГКХ, примерно в 20 км от него, называют Передовым (Боковым) хребтом. Еще севернее, параллельно ГКХ, тянется Скалистый хребет. К югу от ГКХ выделяют Кодорский, Абхазский (Чхалтский), Бзыбский, Гагрский хребты.

    Западный Кавказ в значительной части представляет собой лесистое среднегорье. Линия ГКХ в середине района достигает границы леса (2000-2200 м над уровнем моря), около горы Чугуш (3240 м) выходит за 3000 м, а высшей точки достигает в восточной части (гора Домбай-Ельген- 4046 м).

    Характерной особенностью Западного Кавказа является сочетание пышных лесов по долинам и склонам гор с островерхими пиками и башнями вершин, покрытых снегом. Многие ледники здесь опускаются почти до границы леса. В выработанных древними ледниками каменных чашах множество прозрачных синих и зеленых озер в оправе цветущих альпийских лугов, замшелых мрачных скал и осыпей. Среди них - знаменитое озеро Рица, высокогорные озера Клухорское, Кырдывач, Мцра.

    В известняковых массивах (Кодорский, Бзыбский, Гагрский, Скалистый хребты) широко развиты различные формы карста: глубокие пропасти, подземные реки, пещеры, воронки, кары. На южном склоне множество выходов подземных вод: Гегский водопад, Мчишт, Голубое озеро, Аапста.

    Реки северного склона ГКХ относятся к бассейну Кубани, которая начинается с ледников Эльбруса и в верхнем течении носит название Уллукам. Наиболее крупные из них - Узункол, Учкулан, Даут, Теберда, Аксаут, Маруха, Зеленчук, Большая Лаба, Малая Лаба. Основные реки южного ската - Ненскра, Кодор, Чхалта, Бзыбь, Мзымта. Вода в реках прозрачна и имеет голубоватый или зеленоватый оттенок.

    Из всех горных районов бывшего СССР Западный Кавказ отличается наибольшими природными контрастами - от ледников альпийского высокогорья до субтропиков. Особенность климата - высокая влажность.

    Западный Кавказ - старейший и хорошо освоенный район горного туризма. Здесь найдут маршруты и начинающие путешественники, и спортивные группы. Наиболее простые пути пролегают в относительно низкой западной части, начиная с Архыза, где, как через ГКХ, так и через его отроги, много перевалов 1А и 1Б категорий трудности (преимущественно осыпные и снежные). Этот район в наибольшей степени подходит для некатегорийных путешествий и походов 1-2 категорий сложности.

    Для восточного участка ГКХ с прилегающими отрогами (район Гвандры) характерны перевалы 1Б-2А категорий трудности разных типов (снежные, ледовые, скальные). Здесь, как и в Архызе, богатые возможности для проведения походов средней (до 3 категории) сложности.

    Главный хребет в районе Аксаута-Домбая относительно труднодоступен. Большинство перевалов здесь относятся к 2А-3А категориям трудности. Северная сторона перевалов обычно снежно - ледовая, южная - скальная. Южный склон имеет большую крутизну. Пересечения ГКХ на этом участке могут составлять ключевые элементы похода 4-5 категорий сложности.

    Подъезды короткие. Почти по все ущельям проложены автомобильные дороги, до ряда пунктов имеется автобусное сообщение (из Минеральных Вод, Черкесска, Карачаевска, Зеленчукской, Сухуми, Гудауты, Адлера). В верховьях долин и на пастбища по хребтам есть тропы.

    В горах Западного Кавказа много памятников истории, представляющих интерес для туристов: стоянки каменного века, на лугах многочисленные следы древнего пастушества- остатки кошей, загонов, тропы вдоль старинных торговых путей протянулись цепочки развалин средневековых крепостей и храмов, главным образом аланского времени и периода расцвета Апсилии, ряд мест связан с событиями Кавказской войны (19 век), пребыванием на Кавказе выдающихся деятелей культуры, перевалы ГКХ хранят свидетельства о боях Великой Отечественной войны.

    АРХЫЗ

    В окружении лесистых гор на берегу реки Большой Зеленчук лежит карачаевский аул Архыз - самый верхний поселок долины (1470 м над уровнем моря). Выше буковые и хвойные леса сменяются альпийскими лугами, дальше скалы и ледники Кавказского хребта. Архызом называют и обширный горный район в истоках Большого Зеленчука. Основные его вершины: Пшиш (3780 м), София (3640 м), Аманауз-баши (3530 м), Псыш (3502 м). В верхней зоне на Главном хребте и его боковых отрогах лежат снежники и около 50 ледников, рождающие многочисленные горные потоки. Из веера ущелий в Архызскую котловину сбегают основные реки - Архыз, София, Псыш и Кизгыч. Слиянием двух последних и начинается Большой Зеленчук.

    Климат Архыза мягче, чем в соседних долинах. Хребет Абишира-Ахуба, высоким (3000 м) барьером отгородив верхнюю часть долины Большого Зеленчука с севера, закрыл туда доступ холодным ветрам. Развернутая по меридиану широкая долина хорошо освещается солнцем (солнечных дней 280). Лето в Архызе не жаркое. В окрестностях аула среднесуточная температура июля и августа +15,3° (днем до 25°). Зима мягкая, многоснежная. Средняя температура в январе -5,4°. Осень, как правило, сухая, тепло стоит до ноября. Весна красочная, с неожиданно меняющейся погодой. В целом климат района горный, умеренно континентальный, но чем выше в горы, тем холоднее и больше выпадает осадков.

    Природа Архыза охраняется государством. В 1968 г. на Кизгыч из Кавказского заповедника были завезены зубры. В связи с этим в ущелье особый заповедный режим (на проход требуется разрешение архызской конторы заповедника).


    Схема 1. Западный Кавказ

    Солнечная долина, надежно скрытая высокими горами, сочные луга, богатые дичью леса издавна привлекали человека. Уже с древних времен долина Большого Зеленчука (как и территория Карачаево-Черкессии в целом) представляла собой зону стыка различных культур. В Нижнем Архызе, а также в соседних долинах (на Марухе, Агуре и Кяфаре) обнаружены бронзовые топорики, кинжалы и украшения, изготовленные далекими предками абазин и адыгов. Кяфарский клад бронзовых украшений (900 г. до и. э.), найденный возле станицы Сторожевой, находится в Эрмитаже.

    Наибольшее число памятников в верховье Большого Зеленчука оставили аланы. Эти кочевые племена появились в Предкавказье на рубеже нашей эры. В IV в. на Северный Кавказ вторглись гунны. Часть алан была истреблена, часть уведена гуннами на запад (на Пиренейском полуострове около ста лет существовало алано-вандальское государство), оставшиеся были вынуждены уйти в горы.

    К Х в. племенной союз алан, занимавший горную полосу Северного Кавказа от реки Большая Лаба до территории нынешней Чечено-Ингушетии, обрел черты централизованного государства. Грузинские, арабские, византийские авторы отмечают могущество аланских царей.

    В X-XII вв. Алания достигла своего наивысшего расцвета.

    Алания имела тесные торговые и политические связи с Закавказьем. Вдоль древних перевальных дорог выросли поселения и крепости. Самый короткий и удобный путь на побережье Черного моря и далее к Византии проходил по Большому Зеленчуку на Санчарский перевал и через Псху в Диоскурию (Сухуми). На этом пути на входе в ущелье Большого Зеленчука в Х в. возник город (Нижне-Архызское городище) и ряд поселений в верхней части долины: на месте нынешнего аула Архыз, в ущельях Софии, Псыша и Кизгыча. Развалины можно разглядеть в зарослях кустарника и сегодня.

    Нижне-Архызское городище находится на правом берегу Большого Зеленчука, возле городка астрофизиков. Уже с дороги (на 22-м км от станицы Зеленчукской) видны два хорошо сохранившихся храма. Протяженность городища 2,5 км. Выделяются три улицы с развалинами домов и хозяйственных построек. Кроме храмов обнаружены следы множества часовен, захоронений. Полагают, что в Нижнем Архызе был религиозный центр Алании, а его северный храм служил кафедральным собором Аланской епархии. Известно, что при содействии Абхазии в 921- 925 гг. знать закубанской Алании приняла христианство, что сопровождалось строительством храмов в византийском стиле и первыми попытками создания письменности с использованием греческого алфавита.

    Судя по раскопкам, Нижне-Архызский город в Х- XII вв. активно торговал с Византией, Ближним Востоком, русскими княжествами, Закавказьем. Отмечается высокий уровень ремесел. На Кавказе славились аланские изделия из железа, оружие. В городище обнаружена мастерская с уникальным для того времени горном. Золотые украшения, найденные при раскопках северного храма, отличаются мастерством изготовления (клад хранится в Историческом музее в Москве).

    Очевидно, город был и экономическим центром Алании. Он стоял на пересечении местных дорог. Выше по долине в 6 км от Нижнего Архыза от шоссе отходит вправо тропа в ущелье реки Кяфар. При впадении в Кяфар речки Кривой также сохранились развалины крупного аланского города. Другая дорога поднимается от Нижне-Архызского городища на хребет Ужум, пересекает его и спускается в долину реки Марух, где имеются развалины поселения видимо, эта дорога шла дальше к Марухскому перевалу.

    Расцвет Алании был недолгим. В 1222 г. в Предкавказье вступили войска Чингисхана. Терзаемые междоусобицей, аланы не смогли противостоять хорошо организованному войску. Часть алан ушла с победителями, другие укрылись в защищенных ущельях и продолжали отстаивать свою свободу. Алания как государство перестала существовать. Есть сведения, что 10000 алан были приняты Византией, часть их обосновалась в Венгрии.

    Окончательный удар не покорившимся аланам нанесла в 1396 г. конница Тимура.

    Монгольское нашествие перекроило этническую карту Северного Кавказа. Опустевшие предгорья заняли кабардинские племена (XIII-XVII вв.), в ущелья Теберды, Зеленчуков и Большой Лабы пришли, перевалив через Главный хребет, родственные абхазам абазины. Остатки алан и половцев смешались с местными горскими племенами, образовав народности осетин, балкарцев и карачаевцев. По преданию, карачаевцы, пришедшие в Архызскую долину в XVII в., встретили там абазин и отступили. Сведений о том, что происходило в Архызе до начала XIX в., почти нет.

    В 1802 г. майор Кавказской линии Потемкин посетил Закубанье, чтобы уладить дела с горцами. Абазины показали ему развалины нижнеархызских храмов. Эти храмы знали и черкесы, называвшие их “домами эллинов”. Потемкину принадлежат первые зарисовки храмов и сохранившихся надписей.


    Схема 2. Маршруты в окрестностях Архыза и через хребет Абишира-Ахуба

    В 1897 г. в Архызе побывал устроитель карантинной линии С. В. Ваганов. Он установил, что все высокогорные пастбища в верховьях Большого Зеленчука поделены: на водоразделе Аксаута и Маруха скот пасли карачаевцы и кабардинцы на водоразделе Маруха и Большого Зеленчука - карачаевцы между Большим Зеленчуком и Большой Лабой - кабардинцы, абазины, ногайцы. Старики говорили, что так было давно и граница владений карачаевцев и абазин издавна пролегала по Большому Зеленчуку. На реке Архыз совершались торговые сделки. С южной стороны Главного хребта приходили скупщики крупного рогатого скота и баранов. В обмен приводили молочных абхазских коз и доставляли различные товары. Поселений в долине в это время не было. Ваганов отметил старинные фундаменты домов, на которых росли столетние деревья.

    Первыми исследователями природы Архыза были ботаник Н. Я. Динник (1885, 1899, 1914, 1920 гг.), ботаник и гляциолог Н. А. Буш (1903, 1905 гг.). В 1914 г. инженер В. Н. Смирнов открыл Архыз как “идеальное место” для горноклиматического курорта.

    Благоустраивается аул (основан в 1923 г.), проведена линия междугородного телефона, работают почта, магазины. Утвержден генеральный план архызского спортивно-курортного комплекса.

    Через Архыз проходили всесоюзные маршруты: 295-й - на Красную Поляну и 822-й - на озеро Рица. На краевой турбазе действует пункт контрольно-спасательной службы.

    Аул Архыз связан регулярным автобусным сообщением со станицей Зеленчукской, куда можно доехать из Черкесска, Пятигорска, Невинномысска, Минеральных Вод, Ставрополя.

    Из Архыза начинаются разнообразные по направлению и сложности маршруты. Многие из них доступны начинающим туристам, есть и технически сложные, посильные лишь опытным.

    Большой популярностью пользуются 1-2-дневные экскурсии из Архыза в окрестностях аула: на хребет Абишира-Ахуба, к озерам Морг-Сырты, к Нижне-Архызскому городищу (схема 2).

    Веерообразное расположение долин рек Кизгыч, Псыш, София и Архыз, которые, в свою очередь, разветвляются на более мелкие (с доступными перевалами), создает большие возможности для кольцевых маршрутов.

    Маршруты на восток - в Теберду пересекают северные отроги Главного хребта и долины рек Марух и Аксаут. Наиболее популярны два пути: простой - через травянистые перевалы Озерный, Кызылауш, Мухинский и более сложный - через перевалы Халега и Алибек.

    2. Организация путешествия

    В разделе “Организация путешествия” описываются особенности предпоходной подготовки и тренировки, особенности разработки маршрута, основания для выбора основного и запасных вариантов. При изменении первоначального плана путешествия необходимо указать причины, вызвавшие эти изменения. Здесь же приводятся сведения о прохождении маршрута каждым участником (все ли перевалы были пройдены).

    Раздел должен ответить на вопросы: как готовилось путешествие, почему был выбран именно этот маршрут, насколько безошибочным оказался первоначальный план путешествия?

    Подготовка туристского путешествия.

    1. Выбор района путешествия (регион, подрайон, хребет): район пос. Архыз выбирался из соображений наиболее близкого (450км) к месту проживания членов группы и наличия необходимых категорийных перевалов для путешествия.
    2. Формирование команды (определить состав, и, исходя из состава команды определить предполагаемую сложность маршрута, или наоборот, определить сложность, и, исходя из сложности маршрута, определить состав группы): группа изначально формировалась в основном из подростков 13-16 лет для прохождения спортивного путешествия первой категории сложности по горному туризму.
    3. Изучение района путешествия. Определение основных целей путешествия: путешествие преследовало как спортивные (прохождение категорийных перевалов 1А) и краеведческие цели (знакомство с природой Западного Кавказа и различными формами рельефа).>
    4. Картографический материал: для прохождения маршрута использовались карты масштаба М 1:100 000, на отдельные участки маршрута использовались кроки.
    5. Определить возможные пути подъезда и отъезда к району путешествия, пункты медицинской помощи, возможность пополнения продуктов на маршруте, нанести их на обзорную карту и возможные точки старта и финиша:
      • подъезд к району путешествия производился рейсовым автобусом из Краснодара до Черкесска, где группа получила пропуска в погранзону и стала на учет в ПСО МЧС КЧР, далее рейсовым автобусом до ст. Зеленчукской и частным автобусом до пос. Архыз.
      • отъезд производился рейсовыми автобусами из пос Архыз и далее из ст. Зеленчукской на г. Краснодар.

    6. Схема маршрута (линейный, кольцевой, радиальный, радиально-кольцевой): радиально-кольцевая – для максимального ознакомления с районом путешествия.
    7. Предварительная нитка маршрута, учитывает:
      • срок адаптации (2-3 дня на маршруте) без серьезных нагрузок
      • нарастание нагрузок постепенно — сначала технически несложные переходы и радиальные выходы, затем определяющие категорийные перевалы 1А, на заключительном этапе — снова несложные переходы.
      • каждые 3-4 дня запланированы дневки и полудневки (20-25% от всего времени)
      • приблизительно определены места дневок
      • для каждого из определяющих перевалов разработаны запасные варианты прохождения через более простые перевалы, либо без снижения категории сложности маршрута
      • “изюминкой” маршрута было озеро Семицветное на спуске с последнего перевала Айюлю
      • определено примерное место заброски.

    8. Разработаны аварийные варианты маршрута (в случае экстренного выхода к людям при несчастном случае): предусмотрен спуск из основных, ключевых участков по любой из указанных в маршруте долин, выводящих к пос. Архыз)
    9. Изучив нитку маршрута по карте М 1:100 000, нанесены локальные препятствия, отсутствующие на карте (водопад на р. Белой, перевалы, переправы) по результатам изучения отчетов других групп
    10. Детально для каждого препятствия по нитке основного, запасного и аварийного маршрутов составлен тактический план (примерный хронометраж прохождения, перечень необходимого снаряжения)
    11. Составлен план-график движения: см. раздел 1
    12. При составлении плана-графика учитывалась норма скорости на основании высотной диаграммы:

      • по ровной дороге — 12 мин/км (5 км/ч)
      • по лесной дороге, горной тропе — 15 мин/км (4 км/ч)
      • по лесу без тропы, по камням в горах — 20 мин/км (3 км/ч)
      • подъем в горах (уклон 10-15°) — 30 мин/км (2 км/ч) — подъем на 500 м, спуск — 20 мин/км — 1,5 часа
      • подъем в горах (уклон 20-30°) — 60 мин/км (1 км/ч) — подъем на 300 м, спуск на 500 м — 1,5 часа
      • переправа через реку — 1-2 часа
    13. Распределены обязанности в группе: см. раздел 1
    14. Определены весовые нагрузки для членов группы с учетом индивидуальных особенностей
    15. Составлен список необходимого общественного, личного и специального снаряжения, исходя из сложности маршрута – раздел 6
    16. Составлена пищевая раскладка на путешествие и распределена между участниками – раздел 6
    17. Определен перечень групповой аптечки – раздел 6
    18. Решены вопросы подъезда: куплены билеты на рейсовый автобус Краснодар-Черкеск и отъезда (уточнена стоимость билетов, возможность заказа транспорта на месте и т. п.)
    19. Составлена смета расходов на поход
      • стоимость продуктов питания
      • стоимость проездных документов
      • стоимость аптечки и ремнабора
      • стоимость необходимого группового снаряжения (газовые баллоны, веревки, репшнуры и прочее.).

    20. Оформлены необходимые документы:
      • маршрутная книжка – в 2-х экземплярах (одна остается в МКК)
      • отправлено ходатайство и список для получения пропуска в погранзону – в 3-х экземплярах с копиями паспортов и свидетельств о рождении (форма и содержание – см. в разделе 6)
      • отправлено сообщение в КСС (форма № 6-Тур)
      • составлена смета расходов.

    3. График движения и техническое описание маршрута

    В разделе “График движения и техническое описание маршрута” излагается техническая характеристика маршрута. Эти сведения приводятся в виде таблицы и раскрываются в тексте. Сложные участки маршрута (перевалы, пороги, переправы, места со сложным ориентированием и т. п.) описываются более подробно, с указанием действий группы на них. Особое внимание должно быть уделено описанию мер по обеспечению безопасности на маршруте, а также способам ориентирования в условиях ограниченной видимости.

    Раздел должен ответить на вопрос: “Как проходился маршрут данной группой?”.

    Дни пути

    Участки маршрута

    Даты

    Км 

    Метео условия

    Способы передвижения

    1

    г. Краснодар – г. Черкесск – пос. Архыз – р. София – поляна Таулу

    21.07.2006 - 22.07.2006

    10

    Солнечно

    1. Выезд в ночь на рейсовом автобусе Краснодар-Черкесск, в Черкесске – посещение КЧПСО для регистрации и Карачаево-Черкесского погранотряда в/ч 2011 для получения пропуска в погранзону Архыз.
    2. Выезд рейсовым автобусом до пос. Зеленчукская.
    3. Выезд в пос. Архыз на частном автобусе.
    4. Переход от пос. Архыз до Софийской поляны.

    2

    Поляна Таулу – радиальный выход в долину р. Псыш до р. Белой - р. София - Ледниковая ферма

    23.07.2006

    11

    Солнечно

    1. Радиальный выход в долину р. Псыш до р. Белой для заброски
    2. Переход от Софийской поляны вдоль р. София до р. Ак-Айры

    3

    Полудневка - радиальный выход в верховья р. София

    24.07.2006

    4

    Дождь

    1. Радиальный выход в направлении пер. Софийское седло (н/к, 2600)
    2. Из-за непогоды – вынужденная полудневка

    4

    р. Ак-Айры - пер. Иркиз (1А 2880) – Софийские озера

    25.07.2006

    8

    Солнечно

    1. Переправа через р. Ак-Айры
    2. Подъем в Долину водопадов
    3. Подъем в висячую долину и верхний цирк перевалов Баш-Джол (Столичный) и Иркиз
    4. Преодоление предперевального взлета пер. Иркиз.
    5. Навешивание перил (40м) для спуска по снежнику крутизной от 400 до 300
    6. Организация ночевки на Софийских озерах

    5

    Софийские озера - пер. Караджаш (1А 2900) – долина р. Псыш

    26.07.2006

    12

    Солнечно

    1. Траверс Софийского хребта от Софийских озер до подъема к пер. Кара-Джаш
    2. Преодоление предперевального взлета пер. Кара-Джаш
    3. Спуск по осыпям и моренным валам до озера Запятая
    4. Спуск по крутому правому берегу ручья в зону леса до р. Псыш

    6

    Радиальный выход в верховья р. Псыш, радиальный выход к р. Белая за заброской

    27.07.2006

    6

    Облачно, дождь

    1. Радиальный выход в верховья р. Псыш до р. Кышлаусу
    2. Радиальный выход до р. Белая за заброской

    7

    Полудневка – р. Псыш - р. Аманауз

    28.07.2006

    8

    Облачно, дождь

    1. Из-за непогоды вынужденная полудневка
    2. Переход до слияния р. Псыш с р. Аманауз
    3. Подход к началу подъема к пер. Браконьеров

    8

    р. Аманауз - р. Белая – подход под пер. Айюлю

    29.07.2006

    11

    Облачно

    1. Из-за размыва тропы и бурелома в начале подъема на пер. Браконьеров решено идти на пер. Айюлю минуя перевалы Браконьеров и Дорбун
    2. Переход от р. Аманауз до р. Белая
    3. Подъем к водопаду на р. Белая
    4. Подъем по левому берегу р. Белая в висячую долину
    5. Подъем по моренным валам в верхний цирк пер. Айюлю

    9

    Верховья р. Белая - пер Айюлю (1А 2890) - р. Дукка

    30.07.2006

    13

    Ясно

    1. Подъем на пер. Айюлю
    2. Спуск с пер Айюлю до озера, обход его правым берегом
    3. Спуск по осыпям и моренным валам мимо многочисленных озер к озеру Семицветному
    4. Спуск от озера Семицветного к началу подъема на перевал Дукка (н/к) и пограничникам
    5. Спуск левым берегом р. Дукка
    6. Выход на дорогу и переход до слияния р. Дукка с р. Речепста

    10

    р. Дукка - пос. Архыз

    31.07.2006

    22

    Ясно

    1. Переход по долинам рек Дукка и Архыз до слияния с р. Псыш
    2. Переход по долине р. Архыз до пос. Архыз

    11

    пос. Архыз - г. Краснодар

    01.08.2006

     

    Ясно

    1. Выезд рейсовым автобусом из пос. Архыз в ст. Зеленчукскую
    2. Выезд рейсовым автобусом из ст. Зеленчукской в г. Краснодар

     

    Всего активными способами передвижения, км

     

    105

    -

     

    Техническое описание маршрута 

    День 1

    22.07.2006г., суббота

    1. Прибытие на вокзал г. Черкесска в 6 часов утра.
    2. Регистрация в КЧПСО в Северной части города
    3. Получение пропуска в погранзону пос. Архыз. Заявка на получение пропуска в погранзону была отправлена за 1,5 месяца заказным письмом на имя Начальника в/ч 2011 (см. Приложение). Получение пропуска заняло порядка 5 часов. В связи с выходным днем (субботой) пришлось ожидать приезда сотрудника, выдающего пропуска в погранзону.
    4. После получения пропуска зашли на почтамт г. Черкесска и отправили телеграммы о выходе на маршрут в МКК Краснодарского края.
    5. В районе обеда после получения пропуска выехали рейсовым автобусом в ст. Зеленчукскую.
    6. В ст. Зеленчукской пересели на частный микроавтобус, который довез нас до автостанции в пос. Архыз.
    7. В 2-х километрах от пос. Архыз расположен пограничный пост в/ч 2011, на котором проверяют пропуска в погранзону. Для групп туристов лучше иметь копии пропуска со всеми прилагаемыми документами (их можно сделать на почтамте).
    8. Дальнейшее движение по дороге - до слияния рек Архыз и Псыш. По мосту переходим р. Архыз и движемся вдоль р. Псыш к слиянию р. Псыш и р. София до Софийских полян.
    9. По мосту переходим на правый берег р. Псыш и останавливаемся на ночевку.

    День 2

    23.07.2006г. воскресенье

    1. Оставив в лагере двоих дежурных, группа, укомплектовав заброску, вышла радиально по долине р. Псыш до слияния с р. Белой. В районе слияния в одном из мощных лавинных конусов оставили упакованные продукты (для отпугивания животных использовали нашатырный спирт, которым сверху облили укромное место).
    2. Вернувшись в лагерь и после принятия пищи выдвинулись в сторону р. София.
    3. Движение проходит по правому берегу р. София по грунтовой дороге.
    4. В процессе движения проходим мимо подъема на пер. Кара-Джаш. С долины хорошо просматривается перевальная седловина.
    5. К вечеру подходим к слиянию рек София и Ак-Айры и устраиваемся на ночевку.

     

    День 3
    24.07.2006г., понедельник

    1. В связи с проливным дождем и сплошной облачности (временами туманом), решили выждать до прояснения и выйти в сторону пер. Софийское седло.
    2. После обеда дождь уменьшился, группа кроме дежурных вышла в направлении пер. Софийское седло. Однако из-за дождя уровень воды в реке резко повысился и решено было продвигаться правым берегом р. София. После подъема до уровня Софийского ледника дождь усилился и движение по травянистым, а затем снежным склонам было не безопасно. Было принято решение вернуться в лагерь.

    День 4
    25.07.2006г., вторник

    От горы София (3637 м), на северо-запад отходит короткий Софийский хребет. Среди его скалистых вершин (Кёль-Баши, Кара-Джаш, Орлёнок) в горных цирках расположились многочисленные каровые озёра. Все они могут называться Софийскими, но чаще этот термин относят к наиболее живописной группе озёр, находящихся среди скал и снежников на высоте 2850 м под вершиной Кёль-Баши в балке Кашха-Эчкичат. К ним ведёт крутая туристическая тропа. Набор высоты составляет порядка 1000 м. Маршрут проходит через несколько поясов горной растительности и позволяет познакомиться с природой гор у границы вечных снегов.

    1. Начало подъема от Ледниковой фермы (18 км от пос. Архыз). Здесь сходятся два ущелья: Софийское и Ак-Айры. Переправа через р. София по кладке из бревен. Переправа через р. Ак-Айры – вброд, т.к. кладка из ветхих веток не обеспечивала безопасность группы. По левому берегу проходит тропа, уходящая в ущелье Ак-Айры. Сначала крутой подъем через редкие старые пихты, за которыми открывается простор альпийских лугов.
    2. Слева виден мощный водопад Уллу-Чучхур. С отвесных скал Софии с грохотом обрушивается огромный столб воды, окружённый завесой брызг. На дне ущелья собираются три истока Ак-Айры, стекающие по уступам “бараньих лбов”.
    3. Путь к озёрам лежит вдоль западного (крайнего левого) ручья с небольшим водопадом слева, берущим своё начало в снежном каре под вершиной г. Надежда (3355 м). Тропа проходит между левым притоком р. Ак-Айры и под скальными выходами. Далее – по крутому кулуару, преодолев который выбираешься на более пологую травянистую террасу меж скальных обломков, откуда открывается вид на ледники Софии. Дальше тропа идёт по дну верхней части долины через каменные осыпи, местами поросшие альпийской растительностью.
    4. Ориентиром движения вверх по долине служит огромный вал древней морены.
    5. С набором высоты начинают попадаться снежники. Наконец впереди открывается снежная седловина перевала Баш-Джол (Столичный) (3050 м, 1А) в гребне Софийского хребта, через который можно перейти из долины Софии в долину Псыша. Софийские озёра расположены за невысоким хребтом, возвышающимся справа по ходу. Ближе и правее в его отроге виден подъем на нужный для выхода к озёрам перевал Иркиз (2900 м, 1А) (другое название Кёль-Ауш). Седловина расположена между двумя заострёнными возвышениями. К перевалу ведет тропа по осыпи и очень крутому травянистому склону.
    6. Подъём на перевал Иркиз занимает:

      1. от Ледниковой фермы до перевала - 5 часов.

      2. от начала предперевального взлета на седловину -50 минут.

      С перевала на другую сторону разворачивается панорама обширного горного цирка, выработанного древним ледником. Среди сглаженных уступов скал и моренных валов, точно огромные самоцветы, покоятся три озера. Самое большое из них (диаметром около 300 м) - лазурно-голубое, в связи с суровой многоснежной зимой 2005-2006 гг., . Второе озеро значительно меньше - цвета чистой небесной голубизны. Оно вытянуто вдоль моренной осыпи. Над ним кар с маленьким ледником и купол вершины Минги-Кёль-Баши. Третье озеро невелико, оно выглядит как полированный чёрный мрамор и находится ступенькой ниже. Три озера - и все разного цвета, и все сразу видны с одного места. Не торопитесь спускаться к озёрам. Седловина - хороший обзорный пункт. Вид озёр дополняет обрамление гор, над которыми высятся скалистая вершина Кара-Джаш-Каи и величественный массив Софии с её мощными ледниками.

    7. Прямо с перевала спуск проходит по снежнику крутизной от 400 до 300, для безопасного прохождения которого были навешены перила (40м). Спуск со снежника сначала прямо вниз (по веревке), зетам вправо траверсом по снежнику до бараньих лбов. Спуск выводит на берег самого крупного озера. Почти вся поверхность озера в это время была закрыта льдинами..
    8. В связи с тем, что спуск группы по веревке занял много времени, решено устроить ночевку на берегу малого озера на стационарных стоянках.

    День 5
    26.07.2006г., среда

    1. От места ночевки по каменным россыпям, необходимо выйти на перемычку, обрывающуюся “бараньими лбами” в сторону 4-го озера. На перемычке начинается тропа, ведущая в соседний цирк пер. Кара-Джаш. Пройдя немного по ней, свернуть налево, обходя “бараньи лбы”, и траверсировать до начала предперевального взлета.
    2. Предперевальный взлет проходит по тропе, сначала серпантином, а затем круто вверх по небольшому отрожку. Перед выходом на перевал тропа выводит на несколько скал, которые легко проходятся без применения страховки (3-4 метра).
    3. С перевала открывается вид на Главный Кавказский хребет, вершины Пшиш, Аманауз и долину р. Псыш. Отчетливо видны перевалы в хребтах Аркасара и Габулу – Аманауз, Браконьеров, Дорбун, Олений, Айюлю.
    4. Спуск с перевала по осыпным склонам, придерживаясь линии падения воды. В основном движение проходит по снежникам, с выходом на не сложные осыпные участки. На пути попадаются каменные туры, обозначающие направление движения через каменную россыпь.
    5. При выходе к зоне альпийских лугов появляются тропы, направление которых не совпадает с направлением движения, в этом случае следует придерживаться линии падения воды. Тропа периодически пропадает, видимо из-за малой проходимости.
    6. Движение вдоль ручья приводит к озеру Запятая. Для дальнейшего движения группе необходимо переправиться на орографически правый берег вытекающего из озера ручья.
    7. На травянистых склонах тропа периодически теряется, поэтому необходимо придерживаться правого склона ручья, выискивая наиболее приемлемый вариант спуска.
    8. Начало спуска в зону леса хорошо просматривается с травянистого склона. Тропа по зоне леса спускается по очень крутому отрогу. Много упавших деревьев и движение затруднено. При этом слева всегда слышен шум ручья, протекающего по узкому крутому кулуару.
    9. Тропа выводит к р. Псыш на удобную для ночлега поляну.

    Далее >>

    © 1999-2024Mountain.RU
    Пишите нам: info@mountain.ru