Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Полезное > Снаряжение >
Всего отзывов: 2 (оставить отзыв)
Рейтинг статьи: 5.00
Автор: Федор Фарберов, Петропавловск-Камчатский

Часть 2. Практические аспекты применения полиспастов в спасательных работах
Читайте статьи Фёдора Фарберова на Mountain.RU
Полиспасты для спасательных работ
Учеба в Канаде. Личные впечатления. Часть I
Подготовка горных гидов в Канаде.
О профессии горных гидов.
Работа гида IFMGA/ UIAGM/ IVBV.

Часть A

В этой части речь идет главным об общих принципах работы полиспастами.

Вопросы техники безопасности при работе с полиспастами и конкретные рекомендации по использованию различного снаряжения будут рассмотрены в третьей, заключительной части статьи. Эта часть пока еще находится в работе, но, надеюсь, что скоро будет закончена.

Неожиданно для меня самого материал получился довольно объемный. Потому заранее благодарен всем тем заинтересованным и терпеливым читателям кто осилит этот труд до конца.
Отработать все приведенные ниже схемы и оценить их плюсы и минусы вполне возможно в домашних условиях. Это очень помогает потом при работе в реальных условиях.
Думаю, что как начинающие так «продвинутые» пользователи полиспастов смогут найти здесь полезную для себя информацию.

Я не возражаю против размещения данной статьи на других сайтах.
Ссылка на автора и Риск обязательна.
Буду признателен за Ваши замечания и дополнения.
Для тех, кто захочет обсудить данную тему подробнее, мой e - mail farberovf <собака> mail . ru

Примечание:
Разумеется, вся приведенная ниже информация не является исчерпывающей.

В различных кругах пользователей полиспастов (альпинисты, промальп, спасатели, спелеологи и т.д.) существуют свои наработки и методики.

Я не располагаю полной информацией по всем существующим наработкам в этой области, и не ставил перед собой задачу рассказать сразу обо всем.

Основная задача данной статьи познакомить заинтересованных российских пользователей с базовыми основами практических методик, применяемых профессиональными и волонтерскими спасательными подразделениями в Канаде, США и Новой Зеландии, и канадскими профессиональными горными гидами IFMGA / UIAGM / IVBV .

У них есть чему поучиться.

Также использован мой личный опыт. Я в течение многих лет регулярно провожу занятия по спасательным работам с камчатскими альпинистами и спасателями. Так что все, о чем написано ниже, проверено на практике и многократно «пропущено через руки» мои и моих учеников.

Ссылки на печатные и Интернет источники приводятся в конце III части статьи.

  Основные термины:

•  Рабочая длина полиспаста – это расстояние от грузовой станции до 1 го (ближайшего к грузу) грузового схватывающего узла (зажима). Обычно это расстояние определяется размерами рабочей площадки или расстоянием от станции до направляющего ролика (см. п. 2.6.1).

Чем дальше от станции можно разместить грузовой схватывающий (зажим) – тем большее расстояние он сможет пройти (а вместе с ним и груз) за один рабочий ход полиспаста.

•  Рабочий ход полиспаста – расстояние, которое проходит 1 й грузовой схватывающий (и на которое поднимается груз) за один подъем груза. Рабочий ход зависит от рабочей длины полиспаста и от того, насколько полно полиспаст «складывается» – то есть насколько близко 1 й грузовой ролик подтягивается к грузовой станции при полностью выбранной веревке.

3. Перестановки системы – те манипуляции со снаряжением, которые надо делать

спасателям, для того, чтобы снова растянуть полиспаст на всю рабочую длину, после того как он «сложился». Это может быть перестановка схватывающих узлов (зажимов) и другие действия.

1. На практике простые и сложные полиспасты также подразделяются по типу используемой веревки:

  •  Полиспасты сделанные из отдельной веревки.

В этих случаях отдельный полиспаст прикрепляется к грузовой веревке грузовым схватывающим узлом или зажимом.

В этой системе для предотвращения обратного хода грузовой веревки требуется

фиксирующий схватывающий узел (зажим), который необходимо передвигать вручную.

Для этого нужен отдельный спасатель. Рис. 12

Плюсы полиспастов из отдельной веревки:

● Быстрота организации за счет того, что полиспаст может быть собран заранее.

Этим часто пользуются профессиональные спасатели.

● Возможность использования грузовой веревки на всю длину.

● Облегчается переход от подъема к спуску и наоборот.

● Облегчается пропуск узлов через систему.

● При работе требуется передвигать только один грузовой

схватывающий узел (зажим).

  Минусы полиспастов из отдельной веревки:

Невозможно организовать автоматическую фиксацию грузовой веревки.

Необходимость выделения отдельного человека для перестановки фиксирующего

схватывающего узла (зажима).

1.2. Полиспасты, сделанные из грузовой веревки . Рис. 13

Плюсы полиспастов из грузовой веревки:

● Можно организовать автоматическую систему фиксации веревки

(подробнее об этих системах будет сказано в третьей части).

Не требуется дополнительная веревка.

Минусы полиспастов из грузовой веревки:

Для организации полиспастов с большими ТВ требуется много веревки.

При необходимости подъема груза с большой глубины может не хватить длины веревки

Сложный переход от подъема к спуску.

Сложно пропускать узлы через систему.

1.3. Практические советы:

В работе с полиспастами может потребоваться быстро перейти от полиспаста с меньшим ТВ к полиспасту с большим ТВ и наоборот.

Например, подъем пострадавшего идет по склону переменной крутизны: после крутой осыпи идет отвес, потом крутой травянистый склон. Или по каким либо причинам изменилось количество людей тянущих полиспаст.

У профессионалов эти переходы заранее планируются и отрабатываются на тренировках.

Ниже приведены две основные последовательности таких переходов.

  1.3.1.

При работе с полиспастом из отдельной веревки чаще всего начинают с конструкции 2:1. Это самый быстрый способ подъема.

Добавив один ролик на станцию и один на груз можно быстро перейти к полиспасту 4:1.

А от 4:1 очень просто перейти к 6:1 – надо снять первый (от тянущих) ролик с груза и пристегнуть его схватывающим узлом к грузовой веревке.

Также быстро можно сделать обратный переход 6:1 – 4:1 – 2:1. Рис. 14

Можно также быстро перейти от 2:1 к 6:1 и обратно, минуя схему 4:1. Рис. 14А.

Этот переход часто применяется на практике.

1.3.2. При работе с полиспастом из грузовой веревки обычно начинают со схемы 3:1.

Добавляем один ролик на станцию и один на груз и получаем схему 5:1.

Снимаем первый грузовой ролик и переносим его на грузовую веревку – получается 9:1. Рис.15.

Также можно быстро перейти от 3:1 к 9:1 и обратно напрямую, минуя схему 5:1.

2. Борьба с трением в полиспастах.

  В реальной работе с полиспастами трением пренебречь не удастся.

За счет потерь на трение эффективность работы полиспаста может быть существенно ниже теоретически возможной.

Большие потери происходят как за счет трения в самом полиспасте, так и за счет трения всей системы или отдельных ее частей о рельеф (скалу, лед, снег и т.п.).

Как с этим бороться?

Есть три главных способа:

● Использовать ролики на всех точках огибаемых движущейся веревкой.

● Использовать оптимальную конструкцию полиспаста.

● Оптимально размещать всю систему полиспаста на местности.

Для эффективной работы полиспаста все эти способы должны использоваться одновременно.

Рассмотрим их по порядку:

2.1 Ролики

● Главный критерий качества ролика – это его эффективность. У самых качественных

спасательных роликов она составляет примерно 90%. Это значит, что потери на трение при

работе такого ролика составляют 10%.

Эффективность большинства стандартных роликов находится в пределах 80%-70%.

Тесть потери на трение составляют 20%-30%.

При использовании одного ролика высокого качества с 90% эффективностью

(10% потери на трение) в полиспасте 2:1 фактический выигрыш в усилии

(далее в тексте ФВ) составит 1.9:1

● Для полиспаста 3:1 (2 ролика 90%) ФВ составит 2.7

  2.2. Карабины

● Потери на трение для карабинов в среднем составляют 50% .

● Стальные карабины несколько более эффективны (в среднем 48%) по сравнению с

алюминиевыми (52%).

● При 50% потере эффективности на карабине, ФВ для полиспаста 2:1 составит 1.5:1

● Для полиспаста 3:1 ФВ составит всего 1.75:1

  Примечание:
Сравнение показателей фактического выигрыша в усилии при использовании роликов разного качества и карабинов в полиспастах различных конструкций приводится в Таблице 1 п. 2.4.1

  Практические советы:

  Какие ролики лучше? Не углубляясь в технические подробности можно сказать, что при прочих равных показателях, чем больше у ролика диаметр – тем выше его эффективность .

● Для организации полиспаста у вас есть несколько карабинов и всего один ролик. Или несколько роликов разного качества, из которых один порядком лучше остальных. Как расположить этот ролик в полиспасте, чтобы он работал наиболее эффективно?

Как показывают расчеты приведенные на рисунках 16А и 16Б

Общая эффективность простых и сложных полиспастов существенно зависит от эффективности первого (от тянущих) грузового ролика.

  Поэтому наибольший эффект от ролика будет если поставить его в качестве первого грузового (если считать от тянущих) на выходе веревки из полиспаста. Рис. 16.

  Общий вывод следующий:
Даже один ролик правильно расположенный в системе полиспаста может существенно повысить его общую эффективность. Для примера: все горные гиды, при работе на закрытых ледниках, где есть риск провалиться в трещину и высока вероятность применения полиспаста для вытаскивания провалившегося, обязательно имеют при себе как минимум один легкий ролик.

Если в наличии только карабины – то их можно встегивать в каждую точку парами.

Пара должна состоять из одинаковых карабинов. За счет большего радиуса огибания веревки трение вокруг пары карабинов меньше чем вокруг одного.

2.3.Также важно бороться с трением внутри самого полиспаста. Это значит:

● Избегать заклинивания веревок между роликами и другими компонентами системы.

● Избегать перекручивания веревок в полиспасте.

Практический совет:

● Для предотвращения заклинивания и перекручивания веревки в полиспастах необходимо, чтобы веревка располагалась в одной плоскости. Для этого желательно организовать грузовую станцию так, чтобы точки крепления стационарных роликов были разделены и не сходились вместе под нагрузкой. Профессионалы используют для этого специальные пластины-органайзеры, закрепленные на грузовой станции.

● Также желательно пристегивать движущиеся ролики отдельными карабинами.

2.4. Для уменьшения трения полиспаста и грузовой веревки о рельеф, можно использовать

любые подручные средства, например ледорубы или молотки, а также направляющие ролики (подробнее о них будет сказано ниже).

Для профессиональных спасателей и промальпа выпускается много различных приспособлений для снижения трения веревки на перегибах. Одно из самых простых и доступных средств – это кусок плотного брезента с люверсами или петлями по углам для крепления к рельефу. Подобную защиту нетрудно сделать самостоятельно.

 

2.4.1 . Фактический выигрыш в усилии (ФВ) в полиспастах при использовании роликов с различными показателями эффективности и карабинов.

Таблица 1.

Усилие полиспаста ролик 10% ролик 20% ролик 30% карабин 50% Потери на трение
2:1 1.9:1 1.8:1 1.7:1 1.5:1 ФВ
3:1 2.71:1 2.44:1 2.19:1 1.75:1 ФВ
Простой 4:1 3.44:1 2.95:1 2.53:1 1.87:1 ФВ
Сложный 4:1 3.61:1 3.24:1 2.89:1 2.25:1 ФВ
Простой 5:1 4.1:1 3.36:1 2.77:1 1.94:1 ФВ
Сложный 6:1 3:1 Х 2:1 5.15:1 4.4:1 3.7:1 2.6:1 ФВ
Отзывы (оставить отзыв)
Сортировать по: дате рейтингу

!!!

Большое спасибо,весьма доходчиво. Интересно было бы узнать,какие нагрузки выдерживают прусики,ограничения в их использовании.
 
Супер!

Вот это то, что хотелось услышать про полиспасты! Это уже не учебник по физике! Еще бы про перестежку полиспастов почитать и про оборудование. Я вот тут в каталоге Petzl увидел очень интересный полиспаст: На станции реверсо фиксирующая веревку (двойную кстати) когда выбираешь а хвост от страховки через карабин/ролик на прус и на основную веревку. Короче то же, что на рис.13 реверсо висит на анкере и время сборки секунд 10.
 
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru