Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Часть 2. Практические аспекты применения полиспастов в спасательных работах
Часть A
В этой части речь идет главным об общих принципах работы полиспастами. Вопросы техники безопасности при работе с полиспастами и конкретные рекомендации по использованию различного снаряжения будут рассмотрены в третьей, заключительной части статьи. Эта часть пока еще находится в работе, но, надеюсь, что скоро будет закончена. Неожиданно для меня самого материал получился довольно объемный. Потому заранее благодарен всем тем заинтересованным и терпеливым читателям кто осилит этот труд до конца. Я не возражаю против размещения данной статьи на других сайтах. Примечание: В различных кругах пользователей полиспастов (альпинисты, промальп, спасатели, спелеологи и т.д.) существуют свои наработки и методики. Я не располагаю полной информацией по всем существующим наработкам в этой области, и не ставил перед собой задачу рассказать сразу обо всем. Основная задача данной статьи познакомить заинтересованных российских пользователей с базовыми основами практических методик, применяемых профессиональными и волонтерскими спасательными подразделениями в Канаде, США и Новой Зеландии, и канадскими профессиональными горными гидами IFMGA / UIAGM / IVBV . У них есть чему поучиться. Также использован мой личный опыт. Я в течение многих лет регулярно провожу занятия по спасательным работам с камчатскими альпинистами и спасателями. Так что все, о чем написано ниже, проверено на практике и многократно «пропущено через руки» мои и моих учеников. Ссылки на печатные и Интернет источники приводятся в конце III части статьи. Основные термины: • Рабочая длина полиспаста – это расстояние от грузовой станции до 1 го (ближайшего к грузу) грузового схватывающего узла (зажима). Обычно это расстояние определяется размерами рабочей площадки или расстоянием от станции до направляющего ролика (см. п. 2.6.1). Чем дальше от станции можно разместить грузовой схватывающий (зажим) – тем большее расстояние он сможет пройти (а вместе с ним и груз) за один рабочий ход полиспаста. • Рабочий ход полиспаста – расстояние, которое проходит 1 й грузовой схватывающий (и на которое поднимается груз) за один подъем груза. Рабочий ход зависит от рабочей длины полиспаста и от того, насколько полно полиспаст «складывается» – то есть насколько близко 1 й грузовой ролик подтягивается к грузовой станции при полностью выбранной веревке. 3. Перестановки системы – те манипуляции со снаряжением, которые надо делать спасателям, для того, чтобы снова растянуть полиспаст на всю рабочую длину, после того как он «сложился». Это может быть перестановка схватывающих узлов (зажимов) и другие действия. 1. На практике простые и сложные полиспасты также подразделяются по типу используемой веревки: • Полиспасты сделанные из отдельной веревки. В этих случаях отдельный полиспаст прикрепляется к грузовой веревке грузовым схватывающим узлом или зажимом. В этой системе для предотвращения обратного хода грузовой веревки требуется фиксирующий схватывающий узел (зажим), который необходимо передвигать вручную. Для этого нужен отдельный спасатель. Рис. 12
Плюсы полиспастов из отдельной веревки: ● Быстрота организации за счет того, что полиспаст может быть собран заранее. Этим часто пользуются профессиональные спасатели. ● Возможность использования грузовой веревки на всю длину. ● Облегчается переход от подъема к спуску и наоборот. ● Облегчается пропуск узлов через систему. ● При работе требуется передвигать только один грузовой схватывающий узел (зажим). Минусы полиспастов из отдельной веревки: ● Невозможно организовать автоматическую фиксацию грузовой веревки. ● Необходимость выделения отдельного человека для перестановки фиксирующего схватывающего узла (зажима). 1.2. Полиспасты, сделанные из грузовой веревки . Рис. 13
Плюсы полиспастов из грузовой веревки: ● Можно организовать автоматическую систему фиксации веревки (подробнее об этих системах будет сказано в третьей части). ● Не требуется дополнительная веревка. Минусы полиспастов из грузовой веревки: ● Для организации полиспастов с большими ТВ требуется много веревки. ● При необходимости подъема груза с большой глубины может не хватить длины веревки ● Сложный переход от подъема к спуску. ● Сложно пропускать узлы через систему. 1.3. Практические советы: В работе с полиспастами может потребоваться быстро перейти от полиспаста с меньшим ТВ к полиспасту с большим ТВ и наоборот. Например, подъем пострадавшего идет по склону переменной крутизны: после крутой осыпи идет отвес, потом крутой травянистый склон. Или по каким либо причинам изменилось количество людей тянущих полиспаст. У профессионалов эти переходы заранее планируются и отрабатываются на тренировках. Ниже приведены две основные последовательности таких переходов. 1.3.1. При работе с полиспастом из отдельной веревки чаще всего начинают с конструкции 2:1. Это самый быстрый способ подъема. Добавив один ролик на станцию и один на груз можно быстро перейти к полиспасту 4:1. А от 4:1 очень просто перейти к 6:1 – надо снять первый (от тянущих) ролик с груза и пристегнуть его схватывающим узлом к грузовой веревке. Также быстро можно сделать обратный переход 6:1 – 4:1 – 2:1. Рис. 14
Можно также быстро перейти от 2:1 к 6:1 и обратно, минуя схему 4:1. Рис. 14А. Этот переход часто применяется на практике.
1.3.2. При работе с полиспастом из грузовой веревки обычно начинают со схемы 3:1. Добавляем один ролик на станцию и один на груз и получаем схему 5:1. Снимаем первый грузовой ролик и переносим его на грузовую веревку – получается 9:1. Рис.15. Также можно быстро перейти от 3:1 к 9:1 и обратно напрямую, минуя схему 5:1.
2. Борьба с трением в полиспастах. В реальной работе с полиспастами трением пренебречь не удастся. За счет потерь на трение эффективность работы полиспаста может быть существенно ниже теоретически возможной. Большие потери происходят как за счет трения в самом полиспасте, так и за счет трения всей системы или отдельных ее частей о рельеф (скалу, лед, снег и т.п.). Как с этим бороться? Есть три главных способа: ● Использовать ролики на всех точках огибаемых движущейся веревкой. ● Использовать оптимальную конструкцию полиспаста. ● Оптимально размещать всю систему полиспаста на местности. Для эффективной работы полиспаста все эти способы должны использоваться одновременно. Рассмотрим их по порядку: 2.1 Ролики – ● Главный критерий качества ролика – это его эффективность. У самых качественных спасательных роликов она составляет примерно 90%. Это значит, что потери на трение при работе такого ролика составляют 10%. Эффективность большинства стандартных роликов находится в пределах 80%-70%. Тесть потери на трение составляют 20%-30%. ● При использовании одного ролика высокого качества с 90% эффективностью (10% потери на трение) в полиспасте 2:1 фактический выигрыш в усилии (далее в тексте ФВ) составит 1.9:1 ● Для полиспаста 3:1 (2 ролика 90%) ФВ составит 2.7 2.2. Карабины – ● Потери на трение для карабинов в среднем составляют 50% . ● Стальные карабины несколько более эффективны (в среднем 48%) по сравнению с алюминиевыми (52%). ● При 50% потере эффективности на карабине, ФВ для полиспаста 2:1 составит 1.5:1 ● Для полиспаста 3:1 ФВ составит всего 1.75:1 Примечание: Практические советы: ● Какие ролики лучше? Не углубляясь в технические подробности можно сказать, что при прочих равных показателях, чем больше у ролика диаметр – тем выше его эффективность . ● Для организации полиспаста у вас есть несколько карабинов и всего один ролик. Или несколько роликов разного качества, из которых один порядком лучше остальных. Как расположить этот ролик в полиспасте, чтобы он работал наиболее эффективно? Как показывают расчеты приведенные на рисунках 16А и 16Б Общая эффективность простых и сложных полиспастов существенно зависит от эффективности первого (от тянущих) грузового ролика. Поэтому наибольший эффект от ролика будет если поставить его в качестве первого грузового (если считать от тянущих) на выходе веревки из полиспаста. Рис. 16. Общий вывод следующий:
● Если в наличии только карабины – то их можно встегивать в каждую точку парами. Пара должна состоять из одинаковых карабинов. За счет большего радиуса огибания веревки трение вокруг пары карабинов меньше чем вокруг одного. 2.3.Также важно бороться с трением внутри самого полиспаста. Это значит: ● Избегать заклинивания веревок между роликами и другими компонентами системы. ● Избегать перекручивания веревок в полиспасте. Практический совет: ● Для предотвращения заклинивания и перекручивания веревки в полиспастах необходимо, чтобы веревка располагалась в одной плоскости. Для этого желательно организовать грузовую станцию так, чтобы точки крепления стационарных роликов были разделены и не сходились вместе под нагрузкой. Профессионалы используют для этого специальные пластины-органайзеры, закрепленные на грузовой станции. ● Также желательно пристегивать движущиеся ролики отдельными карабинами.
2.4. Для уменьшения трения полиспаста и грузовой веревки о рельеф, можно использовать любые подручные средства, например ледорубы или молотки, а также направляющие ролики (подробнее о них будет сказано ниже). Для профессиональных спасателей и промальпа выпускается много различных приспособлений для снижения трения веревки на перегибах. Одно из самых простых и доступных средств – это кусок плотного брезента с люверсами или петлями по углам для крепления к рельефу. Подобную защиту нетрудно сделать самостоятельно.
2.4.1 . Фактический выигрыш в усилии (ФВ) в полиспастах при использовании роликов с различными показателями эффективности и карабинов. Таблица 1.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||