Горы мира > Крым > мыс Айя

Автор: Сергей Дашкевич, Екатеринбург
Фото: Сергей Дашкевич, Евгений Новосельцев

Первопроход 6А на Айю, май 2007 г.

Читать на Mountain.RU

"Мачомбо" (6A, VI, A3, 335м) или Морчека 2002
ДЛС - двадцать лет спустя

Автор
Стена вершины мыса Айя по всем отчетом является самой протяженной в Крыму с полукилометровым перепадом. По основной стене проложено несколько альпинистских маршрутов. Все они не больше 5Б категории трудности. Также здесь проходит до середины стены чисто скалолазный мультипитч. Во время одного из предыдущих выездов Женя Новосельцев присмотрел интересную линию для первопрохода. Сложная вертикальная нижняя часть, пересеченная двумя карнизами и сырые монолитные плиты в середине маршрута очень нам импонировали. Маршрут сразу смотрелся довольно сурово, но тем интереснее.

Маршрут идет по правой части стены практически вертикально вверх. Начало маршрута в 15 метрах правее хорошо просматривающейся линии скалолазного мультипитча. Порода здесь очень напоминает скалы на Кошке в Симеизе. Она представляет из себя такие же мелкие каверны, что обеспечивает отличное трение и позволяет во многих местах передвигаться свободным лазанием. Первые пять веревок маршрута ключевые. Они сильно крутые с редким рельефом. Передвигаться лазанием, организуя себе страховку, невозможно. Ито здесь довольно сложное на рельефных скайхуках, иногда идут дырочные скайхуки в мелкие каверны. Они же оставляются под страховку. Дальше появляется рельеф и скалы сильно упрощаются, что позволяет быстро двигаться свободным лазанием.

Маршрут получился очень интересный, не слабее «Мачомбо» или «Двадцать лет спустя» на знаменитой Морчеке. Категория трудности однозначно 6А.

Как и раньше, команда выбрала максимально легкий альпийский стиль прохождения. Была только с вечера обработана 1 веревка маршрута для ускорения последующего восхождения, ведь мы не хотели заночевать на стене. Соответственно использовали две веревки, что рекомендуем последующим восходителям, так как порода очень острая, и возможно обрезание веревки при срыве. Также с собой были взяты одна пара крюконог на двоих, одна лесенка, два молотка, набор стоперов, гекс, 6 якорей, 4 лепестковых крюка, рельефные и дырочные скайхуки, а также шлямбура стационарные для станций и съемные 8 мм (2,5 см и 1 см) для прохождения. Это довольно небольшой набор для первопрохождения, но опыт показывает, что достаточный.

На первых пяти веревках станции усилены шлямбурным стационарным 8 мм крюком. Рядом либо что-то ложится, либо забит съемный 8-мм 2,5 см шлямбурный крюк. На последующих веревках станции легко организуются без использования шлямбуров.

Желаем удачи!

Паспорт восхождения

Район – Крым, 8.2

Пик – Айа, маршрут «Блик» по правой части ЮЗ стены через карнизы

Предлагается – 6А к.сл. первопрохождение.

Характер маршрута – скальный

Характеристика маршрута:

перепад высот маршрута - 440м.
протяженность маршрута - 540м.
средняя крутизна маршрута – 73°.
протяженность участков 6 к.сл. - 155м., 5 к.сл. – 150м.

Оставлено на маршруте: крючьев шлямбурных стационарных - 4

Использовано крючьев на маршруте:

шлямбурных стационарных – 4
шлямбурных съемных - 9
якорных - 28
лепестковых - 3

Использовано всего ИТО – 77, в том числе скайхуков рельефных – 40, скайхуков дырочных - 6
Количество ходовых часов - 18, дней – 2
Количество ночевок - 1.

В двойке

Участники:

Дашкевич Сергей Александрович, КМС.
Новосельцев Евгений Леонидович, МС.

Тренеры команды:

Першин Валерий Николаевич, ЗМС, ЗТР

Дата выхода:

на восхождение - 6 мая 2007.

на вершину - 7 мая 2007.

возвращение - 8 мая 2007.

Организация: ФАиС Свердловской области.

Общее фото в.Айя. Фото взято с сайта «www.mountain.ru»

Профиль стены с маршрутом

Техническое фото

Схема УИАА

ОПИСАНИЕ МАРШРУТА ПО УЧАСТКАМ

От санатория «Ласпи» по тропе 20 минут не доходя 100 метров до конца тропы подняться в направлении большого откола в правой части стены.

Участок 0-1 По камину с обратной стороны откола подняться на удобную большую травянистую полку. 35 м, 80 гр, IV ( fr 5). Простое лазание. Станция за дерево.

Участок 1-2 В начале второй веревке стрелка с надписью «блик». По неявному внутреннему углу вверх и влево в направлении двух карнизов. Сразу за вторым карнизом висячая станция. На 1 стационарном и двух съемных шлямбурах. Сложное ито на рельефных скайхуках. Иногда идут дырочные скайхуки в естественные каверны. Они же местами оставляются под страховку. Есть участки, где нужно подлезать, затем снова переходить на ито. 50 м, 88 гр, VI ( fr 6 b +), A 4. Под страховку использовались съемные шлямбура 8 мм 1 и 2,5 см, также местами средние стоппера и якоря.

Участок 2-3. Протяженность 45м (75 ° ). Двигаться вверх и вправо по плитам до большой полки. Станция на дереве. VI ( fr 6 b ), А3. Движение в основном на рельефных скайхуках для страховки используются съемные шлямбура. После 30 метров пузо – возможно движение свободным лазанием.

Участок 3-4 . Протяженность 60м (70 ° ). Движение по плите лазанием вверх до полки и далее по внутреннему углу до хорошо просматривающегося дерева. В угле щель не постоянная, но встречаются места где хорошо ложатся гексы разных размеров. От полки до начала угла ито А3 на дырочных и рельефных скайхуках. Дырочный скайхук оставляется под страховку. По углу ито А2-А3, местами лазание V - VI Станция у дерева (оказалось некрепким) на двух стопперах и стационарном шлямбуре. Приходиться подходить до промежуточной полки.

Участок 4-5 . Протяженность 50 м (85 ° ). От полки прямо вверх по глухой щели слева от хорошо просматривающегося черного подтека. Вначале 7 м подлезается по гнилой породе до основания монолитной плиты. На ней съемный шлямбур забит с равновесия. Далее двигаться вверх к щели. На рельефных скайхуках. Щель плохая. Якоря заходят на полсантиметра. Крайне редко на 1 см – тогда оставляются под страховку. В конце щели движение траверсом влево лазанием. 7 м. Под страховку оставлен рельефный скайхук. VI ( fr 6 b +), А3-А4. Станция на стационарном шлямбуре, якоре и закладке.

Участок 5- 11 . Далее рельеф сильно упрощается (он появляется). Идет несложное лазание IV - V . Двигаться вверх и влево по логичному рельефу. 300 м, 70 гр.

Участок R1-R2. Виден внутренний угол, проходящийся лазанием.

То же место снято сбоку. ИТО на рельефных скайхуках

R1-R2 Доработка веревки в темноте

Новосельцев подходит по перилам к R2.

Вид на R2 снизу

Начало движения на R2-R3

R3-R4. Движение на дырочных и рельефных скайхуках о внутреннему углу. Станция на хорошо просматривающемся на фотографии дереве. На фотографии виден черный подтек, левее которого идет движение на R4-R5.

R4-R5. Ито по глухой щели на рельефных скайхуках. Внизу виден пояс рыхлой породы

Подъем по перилам на R4-R5. Вид на стену вниз

Сергей Дашкевич на станции R5. Далее движение вверх по несложному рельефу. Сумерки.

Скайхук, оставленный под страховку перед лазанием к R5

Новосельцев на R5-R6. Рельеф сильно упростился, но стемнело. Для ускорения полезли с одной веревкой

Новосельцев на R8. Привычное для нас лазание с фонарями

Выход на яйлу после 15 часов нонстопа

У блин, мутанты )))))

Сымаю шляпу )

Сильно.

Распечатали-таки "Щит" (R4-R5) ) ну рано или поздно это произошло бы. Если бы не видел вас на Кошке о прошлый май и на Шаане - может бурчал бы. Спасибо, здОрово. Будут ходить маршрут. Когда доделаем "Стрегор" и под лазание место найдется. Понравилось лаконичное описание участков 6-11. :) Остальное - в почту и голосом.

А в чем прикол?

Парни, а вы уверены, что маршрут, который вы сделали будут ходить и он что-то добавил в нашу общую копилку? Еще один "мертвый" суперооднопроход... Много ли связок возьмут сьемные шлямбура и пойдут за вами, - вот вопрос. Да и лет через 10-15 ваши станционные шлямбура уже будут "не те", мягко говоря. То есть если его потом не переоборудуют, то ходить будут все реже и реже, если вообще будут. Может стоит делать сразу и качественно, думая о том что маршрут делаете не только для себя, но и для других? ЗЫ: С тех же скаев и топориков бью станционные шлямбура 40-75 мм, а не 25:)