Автор: Борис Арков, г. Москва

Публикации Бориса Аркова

Гроза над Эльбрусом
Вольная Испания

Срыв в практике альпинизма - это не событие, если он не влечет за собой серьезную травму или смерть, смерть как следствие очень серьезной травмы, травмы «не совместимой с жизнью».

Деталей не помню, кажется, это было в начале маршрута, да, точно, в начале маршрута, там была стенка под первой полкой, чуть больше двадцати метров высотой, монолитная стенка, без единой трещинки, ни крюк забить, ни положить закладку. Страховаться невозможно, такой отсекающий момент, ловушка для труса, нет, слово «трус» здесь не подходит, для малодушного ловушка. И… моросит дождь, даже не дождь, а влага какая-то, точнее - водяная взвесь в воздухе, скорее всего, просто облако.
Мы с напарником решили: коль скоро нет возможности страховаться, значит, пролезем эту стеночку по одному, не связываясь. Каждый - на свой страх и риск, а на полке свяжемся и дальше пойдем как большие, взрослые дяди: в связке и со страховкой.

Лезу, гранит влажный, немного скользко, зацепки маленькие – мизера, - но острые, беру их агрессивным хватом, это от страха. Под ногами уже метров десять или двенадцать, смотрю вниз, напарника не видно (все же мы в облаке), глубины нет, страх уходит. Рюкзак тяжеловат, и веревка уложена под клапан – всё это создаёт дополнительный дисбаланс. Над головой монолитная скала, зеркало. Задача простая: по гладкой вертикальной поверхности преодолеть метра три. Зацепка одна, я до нее не дотягиваюсь немного, сантиметров пять. Придется чуть-чуть прыгнуть. Зацепка – кармашек на одну фалангу пальцев, на ней надо повиснуть на одной руке, подтянуть ноги как можно выше, поставить их на вертикальную стенку на трение, поместить вторую руку в ту же зацепку (точнее, положить на первую руку).
И…

Фото Владимира Копылова
Сделать длинное движение вверх, а там, может быть будет еще одна зацепка.
Прыгаю, правая рука надежно легла первыми фалангами пальцев на острый край кармана. Зависаю… Да это не карман, это дверная ручка! Чувствую прилив уверенности. Следующим движением фаланги пальцев левой кисти ложатся на правую. Ну, теперь я в полной безопасности и выше уже вижу хороший, большой откол. Мне туда. Подтягиваю вверх ноги, ставлю их на одном уровне, группируюсь для длинного движения…
Дальше какой-то сумбур, мир завертелся вокруг меня. Чувствую, что вращаюсь, но как-то не быстро, как в замедленном кино. Один оборот, другой, третий… Это срыв, это долбаный срыв, я падаю!.. Как это долго... Только бы не сломать позвоночник… На ноги, хочу приземлиться на ноги, так есть шанс остаться живым! Ну, сломаю ноги, черт с ними, срастутся! Сломаю руки - тоже не беда, главное не приземлиться на голову, тогда точно конец, перелом основания черепа - и конец! И на спину не надо – перелом позвоночника… Мысли прервал удар в пятки, он мощно простреливает до затылка. Амортизирую нагрузку, сгибая колени, но вращение не прекращается. Качусь кубарем по каменной осыпи, но теперь плевать - уже приземлился. Что такое?! Не могу остановить вращение, меня крутит со страшной силой, качусь вниз, долго. Опять удар в ноги, меня подбросило. До этого катился сгруппировавшись, теперь какая-то сила меня развернула, вытянула в струну. Падаю плашмя на спину, на рюкзак, удар резкой болью разливается по всему телу. Некоторое время не двигаюсь, осознаю, что случилось.
Переворачиваюсь на живот, приподнимаюсь на локтях и коленях.
Что с позвоночником? Делаю волнообразное движение телом – проверяю состояние позвоночника. Никаких болевых ощущений в спине.
Ну.
Слава Богу, цел. Кисти рук сжаты в кулаки, снова поворачиваюсь, сажусь, внимательно рассматриваю ноги. Штаны разорваны, на ногах нет живого места, но крови мало. Сгибаю ноги в суставах, проверяю их состояние. Боже мой, все цело! Ссадины, царапины – это ерунда, переломов нет. Наклоняюсь слегка вперед, и тут происходит что-то странное: наступила темнота, как будто бы я закрыл глаза и открыть их не могу. Помогаю себе руками. Дьявол! У меня разорвана кожа на бровях, и она спадает на глаза. Минуту борюсь с этим феноменом, справился… Левой рукой придерживаю брови, разворачиваю кисть правой руки - больно, очень больно, - ладонь разорвана вдрызг, кровь течет рекой. Зажимаю правую кисть между коленями. Как могу, осматриваю руки. Куртка разорвана в хлам, кровь, ссадины, глубокие рваные раны, но признаков переломов нет.
Вспомнил, что у меня еще есть голова, но, судя по всему, пострадало только лицо, спасла каска, а вот каске настал конец (это я, правда, увидел только на следующие сутки).
Деталей не помню, помню ясно только запах и вкус своей крови.

....бывает...

...голова в каске канешно одна и адреналин должен быть разумный это всем предупреждение ..авось вынесет ..а может и нет ...но бывает пренебрегаем и в жизни и в горах неоправданно....не ценим што голова одна и дана штоб рассуждать ... но вот всякое бывает кривая ...просто бывает ....по каким то стечением обстоятельств ....тогда пусть хранит нас Господь......

Срыв

Перечитал заново, внимательней, немного изменил свое мнение. Думаю, этот рассказ – выдумка автора. Если реальный случай, то странно - первый же может залезть, организовать станцию и кинуть веревку и второй пройдет не рискуя. Или они мыслили так: «помирать, так обоим». Вообще, такого сложного участка в альпинизме не может быть даже на 6Б. Исключение – если забурился не туда. Но они были в самом начале маршрута, следовательно, не заблудились. Автор – бывший военный, и мыслит по военному – нет, что бы начать левее или правее (где по логике начинается правильный путь), так нет – будет переться напролом. Кроме того, на очень сложном участке надо оставить все вещи, взяв с собой лишь веревку и снаряжение для организации страховки, потом спуститься по веревке за шмотьем. Вот еще смешной момент: «Зацепка одна, я до нее не дотягиваюсь немного, сантиметров пять. Придется чуть-чуть прыгнуть. Зацепка – кармашек на одну фалангу пальцев». С тяжелым рюкзаком прыгать на отвесной стене – прям Спайдермен. Этот рассказ по моральной и профессиональной характеристике восходителей довольно спорен. А так Борис Арков пишет интересно и литературно. Понравились его опубликованные рассказы «Гроза над Эльбрусом» и «Вольная Испания». Надеюсь, автор еще поделится другими своими воспоминаниями (если не будет впредь так лазать :)). Хотя этот рассказ, подозреваю, имеет большую долю вымысла.

читалово.

Во многом соглашусь с А. Волковым, в рассказе явно присутствует изрядная доля вымысла, хотя с художественной точки зрения рассказ хорош, советую зачитывать вслух на курсах НТП для утверждения в головах новичков истины о том, что гораздо лучше быть живым, чем смелым, с попутным указанием на ошибки "аффтара" и опасности переоценки собственных возможностей.

Мнение

Пока читал, ждал где же будут строчки ".....потом я проснулся....", но не нашел. У человека с головой что-то

Да скала манит, но жизнь важнее...

Этот человек - фанат. Можно заниматся скалолазаньем как спортом, можно быть любителем, но идти на осознанный риск - это не совсем профессионально + совсем не по любительский. Ок! Не мне его судить. Просто задумалась: как бы сдеала я видя перед собой такую трассу ? Нет - без страховки мы не ходим! ПОДУМАЙ, ЧЕЛОВЕК, И СДЕЛАЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР!

мнение....

Прочел другие статьи автора... У человека наблюдается склонность к нездоровому авантюризму...Согласен с brodyaga...

мда...

повезло... а в следующий такой раз, при лазании без страховки, может и не повезти...

Альпинисты бывают смелые, а бывают старые.

Не понимаю, что побудило автора написать эту заметку.

ага-ага... тормоза и страховку придумали трусы...

Не суди да не судим будешь, но... Болдеринг в горах не проходитю. Там, понимаете ли, матов нет... П.С. для Михаила Причинина: честно - да, но не думаю, что автор преподносит этот случай как свою ошибку, скорее как досадное недоразумение, произошедшее с крутым проффи. Чтоб не быть голословным - выдержка из статьи: "...Страховаться невозможно, такой отсекающий момент, ловушка для труса, нет, слово «трус» здесь не подходит, для малодушного ловушка..." П.П.С. недавно слышал мнение одного крутого альпиниста о случае на безенгийской стене, что де мол, да - случилось несчастье, а не случилось бы - героями бы ходили... От проявления такой крутости зубы сводит, но, к сожалению, это становится все более распространенным явлением. А хотя... может я и не прав, наверное я просто трус... или малодушный...

Где здесь об альпинизме...

Срыв в альпинизме это нонсенс независимо от его последствий. Аксиома... Помнить его нужно пока ходишь в горах по крайней мере. Статья есть поток чего-то бессвязного непонятно с чем связанного. "Аффтар жжёт..." Лучше бы описывал вход или выход в собственную квартиру без лифта и лестницы и не ездил в горы. И еще лучше об этом не писал. А может это просто так подстава или провокация?

Автор точен.

Замечу - это самое точное и сочное описание того, что чувствуешь при хорошем срыве.
Если лез первым - то добавляется мысль: "Лишь бы тот френд выдержал, иначе кранты..."

Пусть эта заметка будет хорошим предупреждением об осторожности. Возможно, на несколько НС будет меньше.

Все хорошо, что хорошо кончается.

срыв

Ужас! А на какой горе и на каком маршруте?

Зато честно! Но я думаю рисковали скорее всего, потому что в начале маршрута. Вот только для второго можно было кинуть веревку. Но если честно, я бы не хотел, чтобы мой сын так ходил в горы.