Автор: Александр Овчинников, г. Магнитогорск

Послесловие к первому кубку

После чего-то интересного, сложного, сделанного в первый раз нужно какое-то время, чтобы оценить, проанализировать результаты. Время прошло, отзывы получены, пожелания занесены в записные книжки, и теперь хочется поделиться со всеми.

Старт командной гонки
19-24 декабря 2006 г., впервые в нашем городе, на территории горнолыжного центра «Металлург-Магнитогорск» проводился Кубок России по ски-альпинизму. Это абсолютно новый вид спорта для нашей страны. Хотя в Европе он культивируется уже не одно десятилетие, первый чемпионат мира был только в 2002 г. во Франции. В «больших» стартах это очень экстремальный вид спорта, требующий огромной выносливости, специальной горнолыжной и альпинистской подготовки: подъем на лыжах с камусами (специальная лента на лыжи против скольжения вниз при подъеме), спуски по горнолыжным склонам или снежной целине в горах (если позволяет рельеф), спуски и подъемы на отдельных спец. участках с использованием альпинистского снаряжения («кошки», обвязка с беседкой, карабины, спусковое устройство, «жумар»- устройство для подъема по вертикальным перилам (веревке)), и все это выполняется в соревновательном режиме индивидуально или в команде.

Родиной российского ски-альпинизма стали Хибины, где в 2003 году прошли первые старты. Первыми магнитогорскими призерами были Сергей Солдатов и Юрий Курганов, занявшие 2-ое место в командной гонке. Было это в уже далеком 2003 году, на первом открытом Кубке России по ски-альпинизму. На международных стартах легендарную Магнитку в составе сборной России представляли Мингалим Сибаев, Геннадий Кириевский, Юрий Курганов и Дмитрий Филиппов.

История НАШЕГО Кубка началась с идеи двух неугомонных людей - Геннадия Кириевского и Сергея Солдатова. Они сделали предложение и … получили добро от Федерации Альпинизма России (ФАР) на проведение соревнований на «нашей территории». И началось: что, где, когда, сколько, как?.. Не интересные широкому читателю подробности подготовительных работ оставим «за кадром».

Личная гонка
Участники приехали, пружина сжалась, объявили готовность номер один и первый старт «Вертикальная гонка» - 17 участников, протяженность 2400 метров. Можно было бы назвать этот старт разминочным, ознакомительным (людей посмотреть, себя показать). Вертикальная гонка - это забег на лыжах (снизу вверх) по одному из горнолыжных спусков. Звучит странно, но это так. Первым победителем стал Казаков Максим (Кировск), вторым и третьим - Курганов Юрий и Филиппов Дмитрий (Магнитогорск), наша Кириевская Елена стала третьей среди женщин. Вторым стартом стала командная гонка (по 2 человека в команде). Здесь уже почти все «прелести» ски-альпинизма налицо: протяженность 18450 метров , 4 подъема (!), в том числе один из них по скалам в «кошках», по перилам (веревкам). Соответственно 4 спуска. Лучшие - Казаков М. и Кожин А. (Кировск) потратили на это действо 2 часа 18 минут 37 секунд. Вторыми стали Кириевский Г. и Сибаев М., третьими Филиппов Д. и Курганов Ю. (все - Магнитогорск). Среди женщин победила смешанная команда - Кириевская Е. (Магнитогорск) и Елькова Д. (Видное, Московская обл.) После такой гонки необходим отдых. Ребята нас (судейскую бригаду) приятно удивили: в свой законный выходной они с удовольствием помогли нам промаркировать трассы на личную гонку. И вот 23 декабря. «Личная гонка» самая сложная, продолжительная, интересная… А сколько вопросов она вызывала у всех присутствующих в этот субботний день на горнолыжном

Финиш первых
курорте. Почему на лыжах в гору да еще бегом? Почему с лыжами в рюкзаке по скалам в «кошках» по веревкам? Как это удается спускаться со скалы («дюльфером»), да еще в горнолыжных ботинках (действительно, обувь очень схожа с горнолыжной, только многофункциональнее)? Подъехали еще 2 участника команды «Альпиндустрия» (г.Москва) и на старт вышло 19 участников. Вне конкуренции снова был Козаков М. (Кировск): его время - 2 часа 24 мин.13 сек. Обращаю внимание на секунды неспроста. Вы представьте, в таком сумасшедшем, изнурительном марафоне разница между вторым местом Кожина А. (Кировск) - 2 часа 29 мин. 43 сек. и третьим Сибаева М. (Магнитогорск) - 2 часа 30 мин. 35 сек. всего 52 секунды! В этот день у нас первое «золото» в личной гонке среди женщин: победила Кириевская Е.. Вторая - Кудиенко Н. (Москва, «Альпиндустрия»), третья - Монастырская С. (Москва, «Кант»). Ну и конечно, кульминация- эстафета, семь команд, прекрасная погода, хорошее настроение у всех участников, судей, зрителей. Немного подробностей об эстафете в ски-альпинизме. Старт, спортсмены бегут в гору до контрольного пункта (КП), на КП снимают камуса, надевают лыжи, спуск вниз на КП, где снова «надевают» камус, и подъем к следующему КП, далее спуск и передача эстафеты. Первые - неугомонные кировчане Казаков и Кожин, вторые и третьи - наши ребята: Филиппов-Курганов, Кириевский-Сибаев. У женщин первые Елькова и Монастырская (Москва).

Награждение в командах
Проведенный Кубок получил отличную оценку у участников и представителей команд. Нам он дал огромный опыт в новом начинании, ребятам - новое направление в тренировочном процессе межсезонья у альпинистов, горных туристов, водников, спелеологов и вообще всех, кто любит активный отдых.

Примечание: Не на правах рекламы, а просто от чистого сердца оргкомитет благодарит руководство ОАО ММК, горнолыжный центр «Металлург-Магнитогорск», общественную организацию «Альпинистский клуб г. Магнитогорска», Управление по физической культуре, спорту и туризму городской администрации, отделение партии «Единая Россия», фирмы «Альпиндустриал», «Вертикаль-М», «Спорт-Крон», ЗАО «Промвысота», наших медиа- спутников ТВ-ИН, DFM103,0 , «Магнитогорский металл» и, конечно, самый классный журнал «Партнер». Спасибо за сотрудничество!

Член главной судейской коллегии Кубка России по ски-альпинизму, начальник трасс Александр Овчинников. Январь 2007 г.