Автор: Материал подготовила Анна Пиунова, Mountain.RU
Фото: из личных архивов номинантов и автора

Золотой Ледоруб-2006

PIOLET D’OR -2005. Фоторепортаж.
PIOLET D’OR -2005. Объявлены номинанты.
Номинанты на «Золотой ледоруб»-2005. Русская версия
Piolet D'or. Премия "Золотой Ледоруб". История. Личности
Результаты и обсуждение премии "Золотой ледоруб - 2002".
2003г. Золотой ледоруб - наш!!!
Piolet d'Or - Золотой ледоруб - 2004

Первопроход 1937 год, с юга

Маршрут Северо-Западное ребро

Протяжённость маршрута : 1950м

Количество дней на горе : четыре дня на подъём, два на спуск (по пути подъёма)

Даты восхождения : 13-18 октября 2006г

Заявленная трудность маршрута : ангажемент VI , микст М6+

В 1991 году Марко Презель в паре с Андреем Стремфель получили свой первый (и первый в истории премии) Золотой Ледоруб за первопроход по Южной стене Канченжанги

16 лет спустя, в 2007г, Марко увозит в Словению второй «Пиоль », на сей раз за первопроход по СЗ ребру Чомолари, пройденному в альпийском стиле в связке с Борисом Лоренчичем (все участки на горе лидировал Презель).

«По красоте и элегантности линии маршрут сравним разве что с Golden Pillar на Спантике», - говорит Марко.

- Piolet d ' Or – это соревнование, хотят того организаторы или нет. Я приехал сюда не за Ледорубом, но для того, чтобы пообщаться с единомышленниками. Гораздо больше пользы альпинизму приносят не официальные церемонии в закрытых залах, а общая тусовка, если бы всех номинантов собрали в горах с возможностью походить вместе.

Спонсоры, медиа, спортсмены, публика – на Piolet d ' Or все занимаются сексом друг с другом, и никто не бывает удовлетворён.

Чомолари, Chomo Lhari
mark.amebis.si

Марко Презель и его команда

Чомолари

Чомолари находится на границе Тибета и Бутана, гора малопосещаемая, высота - 7326м - приблизительная. В 1937 году Спенсер Чэпмэн и его знаменитый напарник Пассанг Дава Лама поднялись на вершину с юга.

Марко Презель:

«Мысль об экспедиции впервые пришла мне в голову лет десять назад, тогда, листая китайский горный альманах, я наткнулся на небольшой снимок пирамидальной горы в Тибете, записал название на обрывке бумаги и начал поиски информации в Интернете.

Граница Тибета и Будана, китайская армия - быстрочитаемые сложности.

В 2004 Роже Пан и Жули-Анн Клима совершили четвёртое восхождение на Чомолари по южному ребру. В феврале мы встретились с Роже в Токио, и я вытянул из него всё, что меня интересовало».

В октябре шестеро словенцев Marko Prezelj , Boris Lorencic , Rok Blagus , Samo Krmelj , Tine Cuder , Matej Kladnik , доктор Damian Mesko и повар Tsering разбили базовый лагерь на берегу священного озера Чомоларанг на высоте 5100м, под северной стеной Чомолари.

Гора белела свежевыпавшим снегом. Ветер дул, не стихая.

Пока акклиматизировались на соседних пиках 5700-5800м (большую часть времени барахтаясь по колено в снегу), в базлаге ветром снесло и основательно засыпало палатки - кухню, столовую, склад и пару личных. Ветер стал уважаемым участником экспедиции.

«12 октября, после 10 дней акклиматизации, установили первый бивуак на северном склоне. Рок, Тине, Само и Матей выбрали подъём по снежно-ледовому кулуару в левой части стены (1900м, TD +).

Мы с Борисом настроились на СЗ пиллар. От первого лагеря, траверсируя по микстовому контрфорсу, мы подошли к ребру. Снег был глубокий, крутые участки покрыты снежной коркой либо обледенели. На ребре ненадолго отлучившийся ветер вновь лихо присоседился к нашей компании. Продвигаться по насту, проваливаясь на каждом шагу на 30см, становилось всё труднее.

С трудом угадывая следы, мы вернулись обратно к биваку, защищённому от ветра снежным карнизом под нависанием.

На следующий день, взяв лишь запасные перчатки и кое-что выпить (напиток превратился в лёд раньше, чем мы собрались его употребить), мы вышли с намерением протестировать крутой питч и, если условия позволят, попробовать штурм.

Ветер усиливался, при этом лазание предстояло более чем серьёзное М6+. Снежная искрящаяся пыль, зависнув плотным облаком, существенно ограничивала видимость.

О выходе к вершине - на сегодня - можно было забыть. Отыскав вполне сносную площадку для бивака, мы вернулись в первый лагерь.

На следующий день, со всем барахлом, поднялись к месту новой стоянки. Возня с установкой палатки отняла добрых два часа.

На пятый день, морозным утром, мы приготовились к последнему микстовому броску.

Три длинных сложных и интересных питча вели к заснеженному ребру, затем следовала крутая секция, прохождение которой, при наличии глубокого снега, превратилось в очень непростую задачу.

Последние 100 метров к вершине привычно сопровождались сумасшедшим ветром.

Спускались по пути подъёма до первого бивака, на шестой день очутились, наконец, в базовом лагере.

Мишель Пиола

Лазание очень серьёзное, логические и тактические решения превалируют над простой «гимнастикой». Я отработал весь маршрут (1950м) первым.

Категория ED , M 6+, 70˚».

Павле Козек: «Я давно и хорошо знаю Марко, если ему понадобилось четыре дня на восхождение, значит быстрее пройти этот маршрут невозможно».

Марко Презель: «Когда Мишель Пиола стал задавать вопросы, я поначалу немного растерялся, но постарался быть максимально честным и искренним в своих ответах. Иногда желание победить настолько сильно, что начинаются подтасовки, мне хотелось изменить эту ситуацию здесь, на Ледорубе».

Денис Урубко и Сергей Самойлов, Казахстан
Первопроход на Манаслу (8163м) с СВ стороны

Денис Урубко

Сергей Самойлов

В прошлом году казахстанские армейцы отметились новым маршрутом на Броуд-пик (8047м), весной 2006 года - рецидив – на Манаслу.

За это восхождение 10 ноября 2006г, в Сеуле, Денис и Сергей получили первый азиатский Золотой Ледоруб.

Объект: Манаслу, 8163м

Протяжённость маршрута: 3200м

Количество дней на горе: четыре дня на подъём, два на спуск по классике, с севера

Даты восхождения: 4-9 мая 2006г

Заявленная трудность: ангажемент VI , скалы 6а, ледовые и микстовые участки до 70˚

Игорь Чаплинский, Орест Вербицкий, Андрей Родионцев, Украина
Первопроход по северному ребру Шингу Чарпа (5600м)

Игорь Чаплинский

Андрей Родионцев

Первое удачное восхождение по ребру. Несколькими днями позднее американцы Келли Корд и Джош Вартон повторили украинский маршрут, согласившись с заявленной оценкой трудности и подтвердив красоту и элегантность линии.

Объект: Шингу Чарпа, 5600м

Протяжённость маршрута: 1550м

Количество дней на горе: 5 дней на подъём, два на спуск по пути подъёма

Период: Июль 2006г

Заявленная трудность: ангажемент VI , скалы 7а+, предвершинный микстовый участок М5

Читать>>

Приз зрительских симпатий: Павле Козек, Словения
Соло с ЮЗ стороны Чо Ойю (8201 м )

Павле Козек

Объект: Чо Ойю, 8201 м

Протяжённость маршрута: 2000м

Дата восхождения: 2 октября 2006г

Заявленная трудность: : ангажемент VI , скалы 4+ на 7200м, крутизна снежно-ледовых участков до 60˚

Чо Ойю (8201 м )

Базовый лагерь расположен на высоте 6200м на леднике Gyabrag . Восхождение совершено в стиле one push за 14час 30мин. Первые 1100 метров пройдены по новому маршруту, далее выход на гребень (маршрут поляков).

Ключевой участок, ледовый каскад, расположен на высоте 7200м, непосредственно под гребнем. Список снаряжения и продуктов сведен к минимуму. Продвижение по гребню затруднено из-за глубокого снега. Выход на вершину в 18 часов, спуск по классике.

Компаньоны Павле Uros Samec , Aliaz Tratnik , Marjan Kovac и Emil Tratnik поднялись на вершину по этому же маршруту на следующий день.

За 18 лет альпинистской карьеры – это третий приезд Павле в Гималаи. В 1989 году в связке с Андреем Стремфель они сделали первопроход в альпийском стиле по Южной стене Шишапангмы.

В 1997 Павле стал первым словенцем, поднявшимся на Эверест без кислорода.

Читать>>

Ян Парнель и Тим Эмметт, Великобритания
Кедарнат Дом, 6830м

Тим Эмметт

Ян Парнель

- Можно вопрос? Почему все номинанты сидят в первом ряду, а Ян и Тим – во втором?

- Потому что мы, французы, не любим бриттов :-)

Kedarnath Dome

Объект: Kedarnath Dome , 6830м, Индия

Восхождение: Первопроход по ЮЗ ребру

Протяженность маршрута: 2000м

Количество дней на горе: 7 дней (2 дня на спуск)

Даты восхождения: 1-9 октября 2006г

Заявленная трудность: ангажемент VI , скалы 6с, микст М3

Стив Хаус

Альпийский стиль, минимум снаряжения, сложные скальные участки с несерьёзными точками страховки.

Тим Эмметт – один из лучших клаймеров Соединённого Королевства (“Я - не альпинист!”), его скалолазные интересы обширны – от классических трэдовых маршрутов (чаще в связке с Лео Хоулдингом ( Leo Houlding ), до ныне модных BASE - jumping и deep water solo .

Пройдя на онсайт со своими точками ключевой участок маршрута, 6с, на высоте 6000м, Тим слегка «присел», но всё же отметил, что лазание по категорически разрушенным питчам категории 6а, психологически было намного сложнее: «Иногда мне казалось, что домой я больше не попаду».

На что Стив, со своего судейского кресла, немедленно отреагировал: “ Welcome to alpinism , Tim ”