Люди и горы > Анатолий Мошников >

Автор: Анатолий Мошников, СПб

"О званиях, чемпионатах и путешествиях в горах…"

Дискуссия "О званиях и чемпионатах"
Захаров П.П
Олег Афанасьев
Валерий Балезин
Александр Кленов
Анатолий Мошников
Виктор Иголкин
Александр Одинцов
“В альпинизме не существует правил. Каждый волен делать то, что он хочет и принимать это как спорт или как досуг – дело личное”.
Emmanuel Guy

Альтернатива.

В конце 20-го и начале 21-го веков изменилась психология, принципы и этика восходителей.
« За редким исключением, бравада, риск и пренебрежение опасностями и погодой стали главными мотивами пребывания в горах. Современные туристы и альпинисты это, очень часто, люди, сознательно ищущие неприятности на свои головы в погоне за пресловутым адреналином. Это стремление изо всех сил поддерживается печатными изданиями, кино, и даже рекламой различных товаров, далёких от гор, воспевающих экстремальные ситуации и смертельный риск». Кроме этого появилось много похлжих и более доступных видов экстрима, которые дешевле в осуществлении и не требуют таких душевных усилий –только прикоснись и получай - адреналин полной чашей. Длительная система подготовки, разряды и всяческие требования к АМ наводят тоску и становятся на пути к поездке в горы, к получению удовольствия и главное - не в теме сегодняшней стремительности жизни.

А многие хотят. И едут. И восходят. Без опыта, без инструктора, без страховки и без необходимого снаряжения, вообще без… И нам остается только горестно качать головой и оплакивать тех, кто не вернулся. Но ведь это все равно будет продолжаться! Так может пора начать создавать параллельную официальному альпинизму структуру (никто реально не посягает на разрушение системы нашего альпинизма, а также туризма и т.д. ), аналог которой уже есть и надо только грамотно адаптировать к нашим нынешним условиям и законодательно прописать столь необходимые профессиональные организации гидов и проводников в альпинизме, туризме, лыжах…. Ведь это уже есть и люди работают, водят желающих в горы без всякой квалификации, как бог на душу положит, а не по понятиям и нормам …Ведь существует же Указ Президента по развитию СРО (Саморегулируемые организации) и эта модель уже реализована в отношении арбитражных управляющих (ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Также модель может быть реализована в отношении участников рынка ценных бумаг, турагентов и туроператоров, и т.д. «…если не мы, то нас отрегулирует государство!» (не лучшим образом.

Я уже не говорю о том, что это существует практически во всем мире- профессиональные гиды, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ-практически круглый год работающие в горах, а не выезжающие один раз в год наши инструктора, иные из которых подчас с трудом вспоминают основы передвижения по различным формам горного рельефа.

Дело за малым-прописать этот вид деятельности законодательно и построить структуру. А пока суть да дело можно обратиться лицом и к Альпам, где все это есть и они готовы предоставить весь сервис-хижины (по разумной цене, ниже чем «Бочки» на Эльбрусе), страховку, описание маршрутов, карты и т.д. Только оформи членство и пользуйся:
-членство в Немецком Альпийском Союзе оформляется союзом-секцией DAV-Garching (Garching это город под Мюнхеном, Германия).
http://www.dav-garching.de/ это сайт секции. Подробнее о группе для СНГ написано вследующих разделах:
Ortsgruppe Gemeinschaft unabhängiger Staaten (GUS)
Einführung und Geschäftsordnung (in Deutsch)
Beschreibung (in Russisch)
Homepage (in Russisch) Здесь приведены актуальные стоимости членства в DAV-Garching.

… и не нужно ждать изменений в российской системе альпинизма, можно ведь и не дождаться. Приходите в Немецкий Альпийский Союз и пользуйтесь его готовой инфраструктурой...!?
Владимир Гарбер

И несколько слов о соревнованиях.
Сначала две цитаты обладателей золотого ледоруба:
Альпинизм, что бы там ни говорили, интенсивный духовный процесс, и я надеюсь, что альпинизм пойдёт по пути развития стиля. Именно по этой причине, соревнования не могут обогатить наш спорт, в горах не все вещи квантифицируемы, и не все готовы исчезнуть. Francois Marsigny.
Некоторые восхождения ( русских и словенов, хотя я не являюсь сторонником стиля, который они практикуют), действительно, впечатляют, но это, скорее, логическое продолжение, а не полный прорыв, относительно 80-х, когда ходили реально новаторские вещи. В восхождениях последних лет не хватает чего-то личностного, человеческого, какая-то часть в них остаётся пустой, не заполненной... Lionel Daudet.

В этом сквозит неподдельная грусть и стремление к «переживанию красоты дикой природы гор, стремление к риску, а также к общению с близкими по духу и достаточно деликатными, самостоятельно и неординарно мыслящими, интеллигентными людьми».
На сегодня Чемпионаты до невозможности выхолощены-только одно осталось деньги, а о красоте, общении и прочих интеллигентских штучках речи не идет. Я уже не говорю о стиле - в основном ИТО и перила, все то, что было популярно до середины 70-х годов прошлого века. Сейчас уже понятно, что таким путем каждый имеющий терпение может пройти любой маршрут. ИТО затрудняет возможности сравнения спортивного мастерства. Уникальные стены проходят теперь соло и зимой. Чистый стиль свободным лазанием и альпийский стиль в Гималаях-вот критерии будущего, а наши Чемпионаты сейчас похоже существуют только для выполнения норматива и загоняют спортсменов в лузу, не давая им раскрыться творчески, найти или создать свой неповторимый стиль и пройти свой «уникальный» маршрут. Обидно за нас, честное слово.

О классификации маршрутов.
Надо вспомнить, что старая шестибальная французская классификация трудности, с которой была скопирована старая советская в 1929 г, это –
F - facile - просто
PD - peu difficile - малая трудность, нетрудно
D - difficile - трудно
AD - assez difficile - достаточно трудно
TD - tres difficile - очень трудно
ED - extremement difficile - крайне трудно

Французские подкатегории -/+ соответствуют нашим А/Б.

И сейчас французская, развившись, становится международным эталоном в сравнении маршрутов, а мы притягиваем 6-и за уши, чтобы люди «мастерами» стали или засчитываем прохождение по пробитым маршрутам…и т.д.

Про описание маршрутов.
Что касается описания районов, маршрутов, фотографий и картосхем, то мне кажется, что прорывом для нашей страны будет объединение наши общих усилий по созданию электронной библиотеки для всеобщего пользования… Прошел маршрут - напиши, потрать время – для людей стараешься. Да и опытные горовосходители могут внести свою неоценимую лепту, покопавшись в своих архивах…