Горы мира > Западная Европа >

Автор: Георгий Ирин, г. Москва

Олимп соло

(или как попасть в горы, если едешь на море)
Исходные условия:
- семья, не разделяющая желание походить по горам.
- семья, которая настаивает, что бы глава семейства провел отпуск на море с супругой и ребенком.
- возможность отпуска на 7 календарных дней.
- автор сего опуса человек 1964 г.р., первый раз в горах был в 2005 году, опыта восхождений даже средней сложности не имеет.

Из исходных условий следует, что все написанное ниже носит информационно-развлекательный характер для людей, которые захотят «покорить Олимп» (в прямом смысле этого выражения :-).

Итак, результатом моих измышлений, как совместить столь разные вводные, стал анализ варианта поездки в Грецию, на Халкидики (север Греции, «три пальца»). С морем там все нормально, чистое, есть множество отелей в «голубыми» флагами, пляжный отдых доступен в полном объеме. В глубинах памяти были отрывочные данные о том, что Олимп находится где-то тоже на Севере Греции. Интренет был избран местом, которое должно было память освежить. Тут-то и столкнулся с тем, что на русском языке не нашел ни одного описания о восхождении на Олимп. Стал искать вне родной зоны.ру. Тут тоже нашлось немного, но кое-что удалось найти. Выяснилось, что Олимп находится почти рядом с берегом моря, километров на 100 южнее Салоников (по правую руку, если в Афины ехать). Нашлись: файл с картами района и картинка с маршрутами на гору, которую потом сфотографировал рано утром у начала дороги к Олимпу (рядом с полицейским участком в Litochoro)

Стенд для самостоятельного
путешествия
. При изучении обнаруженных картинок и карты, выяснилось, что горы Олимп НЕТ!!! Есть гряда из нескольких вершин, самая высокая из которых Mytikas 2917 м. Рядом находятся Skala 2866 м и Skolio 2912 м. Эти сведения меня немного расстроили, но решимости покорить Олимп не убавили . Понял, что желание вполне можно превратить в реальность. Дополнительным средством решения задачи была избрана арендованная в аэропорту машина.

Предварительная разведка, как до Олимпа добраться, была произведена на два дня раньше в виде поездки Халкидики-Метеоры, около 350 км. в один конец. Метеоры это место, где греческие монахи построили множество монастырей на вершинах скал. Если ехать туда на экскурсию на автобусе, то вставать надо очень рано, из отелей на Халкидиках автобусы народ забирают между 5 и 6 часами утра. Мы выехали на машине около 8-00, в 12-00 добрались до первого монастыря. Скалы впечатляют, но скалолазов не видел, это наверное эксклюзивное право монахов.

Метеоры
Дорожная действительность подтвердила знания, полученные при изучении карты: на очень хорошем шоссе нашелся указатель города Litochoro и рядом чуть ниже белые буквы на коричневом фоне «Olimpus». На коричневом фоне в Греции пишут указатели для всяких разных исторических мест и туристических достопримечательностей. Дальше стал вопрос, ехать под гору на следующий день вечером и поспать в машине или поспать в гостинице, встать ночью и приехать под гору на рассвете. Выбрал вариант с ранним подъемом. Вечером купил 2 литра воды, 3 бутылки Гатторейда по 0,5 л и пару сникерсов.

Подъем в 4-30 по Москве, 3-30 местного (как сова по жизни не буду описывать всех мучений от этого), умыл физиономию, съел йогурты, попил чаю, сказал жене, чтобы ждала, взял рюкзак с палками, пошел на стоянку. Подходя к машине, услышал как народ вовсю гуляет (местное время около 4-00). Сел, поехал. Доехал не спеша, был даже небольшой запас по времени, на востоке стало еле-еле розоветь, когда остановился у полицейского участка в Litochoro и сфотографировал на память схему маршрута. Дальше маршрут показывал, что надо доехать до места под названием Prionia, где с высоты 1100 м начинается тропа. Тут тоже никаких проблем при наличии авто не возникает - дорога хороший асфальтовый серпантин с небольшим участком грунтовки перед стоянкой. На этом участке мне попался навстречу большой туристический автобус – я понял, что на тропе не буду сильно одинок. Если своей машины нет, то выход – нанять греков. Со мной как раз к началу маршрута греки привезли парня и девушку (вроде поляки, она назвала парня Марек). Когда греки их высаживали, то договаривались, что они за ними приедут к 19-00. Расстояние от Litochoro до Prionia по карте около 10 километров, пешком это расстояние в любую сторону преодолевать, мягко говоря, томительно :-). В самом Litochoro видел множество вывесок гостиниц и апартаментов, так что при наличии желания и времени можно добираться на перекладных. Итак, 04 августа 2006 года, 6-30 местного времени. Только рассвело. Выхожу из машины – достаточно прохладно (градусов 15-17). Пусто, только на другом конце стоянке стоят два дома на колесах. Заливаю литр воды и две по 0,5 Гатторейда в гидратор, надеваю ботинки и куртку, закрываю машину и в путь. Высота пока низкая, тропа идет по лесу, оборудована множеством ступеней, камней на тропе в начале практически нет, идти комфортно, но уже через минут 15-20 остановился, снял куртку, остался в майке – начал под курткой потеть. Практически сразу обогнал польскую пару. Потом через некоторое время сначала услышал, потом увидел «группу из автобуса». Группа оказалась процентов на 70 дамской, причем в составе были как молодые девушки, так и дамы лет под 50. Проскочил их быстро. Сначала, услышав обрывки речи, показалось, что группа «разно-народная» (на самом деле потом узнал, что это были одни эстонцы). Из плана национального парка следовало, что на высоте 2100 находится Refuge A (Приют). Таким образом, маршрут подъема разбивается на две части: от Prionia (1100 м) до приюта (2100 м) и от приюта до «Олимпуса». Шел по первой части, не особо задумываясь, что надо будет делать после приюта. Натоптанная тропа не давала оснований для беспокойства, что можно заблудиться. Где-то на высоте 1700-1800 (смотрел по альтиметру на часах) лес стал существенно редеть, появились большие участки, освещенные солнцем. Хотя время было между 8 и 9 местного времени, солнце пекло достаточно ощутимо. До приюта оставалось по высоте метров 200, я начал жалеть, что не намазался защитным кремом, которые был предусмотрительно взят с собой, но лежал в рюкзаке. Останавливаться и снимать рюкзак не хотелось, решил дойти до приюта. К приюту дошел около 9-00 по местному времени, потратив на 1 участок 2,5 часа. Пришел и по-хорошему обалдел….

Приют
. Сел на лавочку, купил чаю. Выпил со сникерсом. Есть особо не хотелось, просто отдохнул, к чаю купил за 7,5 евро карту национального парка. Карта еще раз подтвердила, что особых проблем нет, тропа должна вывести к Skala на высоту 2866 м., которая находится в середине гряды между Skolio (она западнее) и Mytikas. Посетил местный туалет, белый кафель, чистота, рядом душ, «лепота» одним словом.

Где-то в 9-30 по местному «медленно и печально» двинулся выше. Предварительно, как следует, покрыл открытые места защитным кремом. Погода без единого облачка, солнце понижать свою активность не собирается. Дальше тропа траверзами забирается вверх, натоптана от души, ступенек правда уже нет (они кончились на высоте около 1500-1600). На высоте 2300-2400 кончились деревья, а вместе с ними и маленькие участки тени. Метров через 250-300 по высоте пропала и трава, но зато стало видно, что средняя вершина Skala не так уж и далеко.

Тропа к Скале
Дошел, время около 12-00. На Skal-е мама с сыном лет 14-15. Греются на камнях. Поприветствовали друг друга. Солнце припекает, камни горячие, но дует ветерок, так что вполне комфортно. Бросил рюкзак осмотрелся. Справа от пути подъема Mytikas, слева Skolio. Чтобы двигать далее на 2917 (высшая точка Греции) надо сначала по камням спуститься метров на 70-80 (не более, как мне показалось). Потом лезть вверх по крупным камням. Спуск и подъем существенно круче подхода к Скале.

От скалы к Митикасу
На камнях видны круги красного цвета с желтым ободом – так помечен путь на Mytikas. На тот момент не решил, что буду делать дальше. Достал мобильник – на вершине ловились греческие операторы. Позвонил жене – доложился, что все нормально (на приюте мобильный, кстати, сеть не видел). Потом достал фотоаппарат, стал фотографировать место обитания Зевса и его присных… Пока фотографировал, с Митикаса прилез парень лет 30. На общепонятном  английском поприветствовал его и задал вопрос: «Сколько мол времени займет дорога на Митикас?». Он ответил, что если умеешь хорошо лазить (good climb), то минут 30-40 в одну сторону, сам он пролез обратно за час. Тут я задумался – еще 2 часа лазания в мои планы не входило, да и опыта лазания у меня нет. При этом путь «налево» к Skolio, завлекал своей приятной простотой – пологий подъем на 2912 по гребню. Пофотографировал еще и решил пойти «налево». Минут за 5 до ухода со Скалы на нее взошли два мужика из эстонской автобусной группы. За ними подошли наиболее энергичные эстонки. Перед уходом сделал фото таблички с указателями на Скале

Табличка и эстонки

До Skolio дошёл минут за 15. Когда оказался рядом с бетонным столбиком на вершине, посмотрел на Скалу – на нее длинным гуськом забирались прочие дамы из эстонской группы. С новой точки стала значительно лучше видна крутая западная стена всего массива. Эта круглая выемка огромных размеров вроде как называется «Трон Зевса» (или meghala kazania как указано на официальной карте).

Трон Зевса
Хотя никаких указателей по этому поводу я естественно не нашел :-). Поставил штатив, пофотографировал панорамы. Дальше на запад гряда стекает пологими склонами. Судя по карте, через вершину проходит один из «официальных» треккинговых маршрутов, его номер Е4. Небо начали оживлять редкие белые облака. Время было начало второго, пошел вниз. К Скале не вернулся – на пологом склоне тропа, которая выводит на путь подьёма значительно ниже. Дальше до приюта не было ничего особо интересного – палки удлинил и вниз: где по камням, где по сыпухе, где остановишься что-нибудь запечатлеть в память фотоаппарата. Эстонская группа ушла немного раньше меня, но фото-остановки увеличили разрыв. Спускаюсь на приют, а они там арбузы жрут !!!  При этом надо заметить, что жара к этому времени была изрядная. Тут я понял, что организм заслужил углеводов и воды. Поедание арбузов решил оставить до ужина в отеле. Выбрал спагетти с томатами и горный чай (mountain tea – чай с каким-то местными горными травами). Потчевать решил в «Каминной зале» приюта – прохладно и соло (ну просто никого кроме меня там не было).

Каминная зала
Покушал, посидел, сфотографировал интерьер и прейскурант

Прейскурант
на еду и услуги, набрал бутылку «Олимпийской» воды, пошел вниз на 1100 м.

На нижнем участке дорога вниз проходила в условиях «интенсивного рабочего движения» (так сейчас в новостях говорят, если машин на московских улицах много, но они пока еще едут). Пройдешь 5 минут говоришь: «Сэнкью!». Мне в ответ ничего или «вэлком» - это я обогнал кого-то из тех, кто идет вниз (к эстонской группе добавились еще «толпы» народа). Пройдешь следующие 5 минут – улыбаешься, говоришь: «Хэлло!». Мне в ответ «Хэлло!» или ничего (у тех, кто ничего не отвечал уже читался на лице вопрос – а чего это я вверх поперся?). Дальше прохлада лесной зоны выход на место старта. Как все изменилось – стоянка забита машинами, куча греков. Часть идут в поход с рюкзаками и кЫнжалами на поясе, часть приехала с детьми к горной воде. Тут до меня дошло, что сейчас уже вечер пятницы и у них начался уикэнд. Посреди стоянки утренний автобус, на лобовом стекле табличка - «Estonian group». Вот и все… Оставалось только умыться, попить горной водички из оборудованного на площадке источника, сделать вместе с эстонцами короткую ванну для горящих ступней, одеть легкие кроссовки, сесть в машину и поехать к морю….

Вот такое оно восхождение… Олимп – соло :-) …

ЗЫ. Когда спускался на машине в Litochoro – в начале дороги на подъем к Prionia появился работающий чекпойнт на въезд в национальный парк. Так как я выезжал, то на меня даже и внимания не обратили.

ЗЗЫ. Если у вас будет в баке мало бензина, то заправляйтесь на ближайшей заправке – километров за 50 до подъезда к Салоникам по скоростной дороге Е75 нет ни одной заправки, и на окружной вокруг Салоников тоже нет, надо съехать на развязке в город и сразу найдется (и не одна).

ЗЗЗЫ. Обнаружено уже в гостинице, при внимательном изучении карты. На карте Mytikas имеет высоту 2918 м, Skolio 2905 м. Почему отличаются данные карты и таблички на местности в национальном парке пояснить не смогу :-).

http://www.2917.gr/ сайт приюта (кроме заглавной страницы и адреса почты ничего нет по состоянию на 09/2006).
http://www.mountains.gr/en/ сайт греческих картоиздателей и торговцев.

Cкан части карты района

Вперед, на Олимп!

Спасибо, Георгий, за рассказ об Олимпе, очень интересно. А как по вашему, можно ли по этой тропе проехать на квадрике? С уважением, Олег Радов

Спасибо за описание, мы поднялись туда 8го Июня. 3 часа до Приюта, там переночевали за 4.6 евро в комнате с 6 кроватями и пожилой немкой.. Замечательный ужин, который начался с Олимпийской воды невероятного вкуса и закончился местным чаем с медом (после пива. вина. метаксы и узы)... Наверное впервые на Олимпе звучали Питер Габриел и песни казаков.. Вышли на вершину в 6:45 вернулись 12 и были в Прионии примерно в 15:00. Прямо перед поворотом на Прионию, перед деревянным мостком (по дороге вниз) - зайдите на водопад и искупайтесь в нем. Замечательно освежит перед отбытием домой. На квадре по тропинке не проехать. Узка и крутовата. Но там на самом деле есть ущелье, заваленное деревьями и камнями. По весне там явно сходят лавины. Вот по нему можно было бы подняться с середины, но есть и сыпуха.. Как туда попасть - не уверен, не просматривал дорогу, просто отметил, что на снегоходе бы въехал с середины. Там еще лежит снег в ущельях.

Олегу Радову

На квадроцикле нереально (на мой взгляд). Тропа местами узкая и со ступенями на нижней части. На кроссовом мотоцикле можно заехать до Скалы, но тут остается важный момент - можно ли это делать вообще по правилам национального парка, в 2006 году все ходили пешком -)

Вариант восхождения на Олимп.

Если не хочется каждые пять минут кого-то обгонять или пропускать, машину можно оставить на стоянке Gortisia (не доезжая до Приории). Или доехать туда на такси из Литохоро. Потом пойти к строящейся хижине Петроструга и, далее в хижину Апостолидис. Там в кайф заночевать и сфоткать рассвет над Олимпом или с Олимпа. С этой хижины есть несколько маршрутов на окружающие вершины и, около часа подъем на вершину Митикас. Пройти Митикас траверсом до Сколио, и спускаться в сторону Прионии через хижину Агапитос (там и заночевать). От Приории уйти по тропе в сторону монастыря Св.Дионисия и по очень красивой тропе дойти до Литохоро. Такое путешествие на три дня не спеша и в удовольствие.

Al'pinistu

ne takoi yj prostoi okazalsia nash Olimp)))