Автор: Проклов Валерий, г. Архангельск

Впервые

Вид с Николаевской хижины
Впервые, за последние 10 лет на Кавказе, я почувствовал себя уважаемым альпинистом, а не нахлебником-миллионером.

Вильса 3Б
Впервые за последние 10 лет на Кавказе, ни один милиционер не увидел в нас источник денег, регистрации и прочих приколов. Которые и подходили, то вежливо интересовались, все ли у нас хорошо и советовали куда лучше обращаться. Впервые за последние 10 лет на Кавказе, никто не подошел к нам с предложением поделиться деньгами, за посещение заповедника, вершин и прочих «провалов». С местным населением складывались очень доброжелательные отношения, в которых желание помочь, юмор и гостеприимство, вызывали только уважение.

Переправа под Монах
Мы были в Цее, Северная Осетия, республика Алания, мы были на Кавказе, как в старые добрые времена. Этой статьей я хочу выразить свое чувство благодарности Цею, за предоставленную возможность полюбоваться неповторимой красотой гор Осетии и особую благодарность людям, проживающих в этих горах. Именно благодаря их хорошему отношению к нам, мы не только наслаждались горами, но и почувствовали себя свободными людьми в своей стране.

Сказские ночёвки
Этим летом наша группа из Архангельска растворилась в многочисленных спортивных сборах российских и украинских альпинистских клубов. Наверно с 1991 года не было такого наплыва альпинистов в Цейское ущелье. И в благодарность Цей не подвел, отличная погода создала неповторимую атмосферу праздника гор. Вообще, в этом выезде у нас было столько положительных эмоций, что праздник состоялся бы в любую погоду.

Скальные занятия
На ЖД вокзале, как и договаривались, нас встретил Дзодзиев Руслан (Горно-рекреационный комплекс "Цей" ski@tseyski.ru), посадил в газель, отвез на рынок, где купили недостающие продукты.

Турьи ночёвки
Кстати, погран.пропуска, которые мы получили от Руслана, оказались не нужными, в Цее теперь нет погранпостов. И многие продукты были в магазине, а овощи и хлеб можно было заказывать в столовой альплагеря «Цей». По дороге в Цейское ущелье, Руслан рассказывал истории и легенды осетинского народа, а мы ели им же организованные вкусные осетинские пироги. Много раз останавливались у национальных памятников, кидали на удачу монетки. В те дни к границам Южной Осетии, по трассе тянулись многочисленные войсковые учения, чей вид вызывал чувство гордости за нашу армию. Это были уже не те войска, которые я видел здесь же в горах 1992 году.

Уларг 3Б
В альплагере «Цей» нас встретил директор Игорь Васильевич Абаев (iva@tsey.ru, al@tsey.ru), предложив на выбор несколько огромных полян под палатки. За проживание в 40 рублей с человека входило электричество, подведенная холодная вода и ежедневное пользование горячим душем с 18.00 до 22.00. При лагере работали магазин, столовая и сауна. В столовой можно было позавтракать - 70 руб., обед -120 руб. и ужин - 80 руб. А также были газовые баллоны и плитки за дополнительную плату. И что особо поразило, администрацией лагеря выполнялись все наши пожелания. Уже через несколько дней все поляны под завязку были заняты альпинистами своих клубов. Горы и маршруты «ожили».

Уларг

Выходы в горы регистрировались в МЧС Цейского района, там же были и описания всех маршрутов. По субботам и воскресеньям работала «канатка» на зеленый холм, что вызывало восторг при подходе на «Сказские ночевки», восхождение на Адай Хох. Если коротко, за 18 дней выезда, мы выполнили все ранее намеченное дома. Ребята закрыли второй разряд двумя недостающими 3Б, сходили в двойке и тройке 4А. Еще в Архангельске мы наметили маршруты, на которые в 1913 году ходил Митчел, это Адай Хох 3А и Уларг 3Б.

Хициан 4А

После 2Б руководителем на этих маршрутах был уже Дима. Хочу от себя заметить, Митчел был большой романтик и с ночевок, и с его маршрутов, открывается неописуемая красота. В сторону Владикавказа на отвесные ущелья, где вершины острые и пилообразные. Вид на Казбек, сопровождают исполинские горные массивы со снежными вершинами, между ними ледники, мрачные ущелья с крутыми склонами и реками в изумрудных долинах. В сторону Караугома искрится красавица Уилпата, подковой гор окруженная и как белой мантией фирновыми полями с ледниками.

С Адая даже видно, что земля имеет сферу, да еще и погода постаралась! А самое главное, это конечно общение со старыми и новыми знакомыми. Очень хочется им всем передать наш большой северный привет. А еще хочется поблагодарить фирму БАСК, за хорошее и надежное снаряжение. И как говорят, в Осетии не прощаются!

Спасибо север, за простоту и красоту

В Цее был в 1960. Прочитал и возмечтал снова увидеть Кавказ, Цей, Уилпату и Адай-Хох.Спасибо за нужную информацию.