Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Полезное > Снаряжение >
Всего отзывов: 1 (оставить отзыв)
Рейтинг статьи: 5.00
Автор: Леонид Александров,a.k.a. Комбриг, Мюнхен

Краткий курс Via Ferrata

Читайте на Mountain.RU рассказы Леонида Александрова:
Бэби Блу и его война
Русские в Альпах
Тайны засекреченной рецептуры экзотических походов

а также статью Андрея Чижова
Проект “Via Ferrata на велосипеде”

Описание, шкалы сложности, элементы страховки, опасности

Следующее описание - краткое, не претендующее на инструкцию. В описании использованы термины, принятые в немецкоговорящих регионах. Подробное описание Вы можете найти в специальной литературе.
Внимание: альпинистское снаряжение подчинено нормированию по EN.

Что такое Via Ferrata / Klettersteig?

Это скальный участок, специально оборудованный металлическими конструкциями, помогающими преодолевать его с большей скоростью и меньшими затратами энергии, чем при традиционном способе передвижения по скале. Как правило, этот участок оборудован страховочным тросом, идущим вдоль этого участка и фиксированным на скале находящимся на некотором расстоянии друг от друга крепежами в виде штырей, скоб или крюков. Упоры для ног – либо естественные (скала), либо стальные скобы, штыри или рифлёные пластины небольшого размера, в некоторых случаях также тросы или подвесные мосты (например, при движении над пропастями). Участок может быть выполнен и в виде металлических лестниц (как, к примеру, на многих страховочных участках в южнотирольских Доломитах). Самостраховка осуществляется посредством универсальной страховочной системы и системы поглощения энергии (сокр. "EAS", схема дана ниже), состоящей из динамической верёвки, амортизатора (шок-абсорбера) и двух карабинов, надеваемых на страховочный трос.

Техника движения (страховки): постоянная "связь" с тросом посредством как минимум одного карабина. Между 2 смежными креплениями троса к скале должны находиться (на тросе) оба карабина (Y-EAS, слева на схеме, см. ниже ) или один карабин (U-EAS, справа на схеме, см. ниже). На следующем крепеже троса оба карабина поочерёдно переносятся за крепёж троса (Y-EAS), или сначала за крепежом надевается свободный карабин, после чего освобождается второй, т.е задний карабин (U-EAS).

Самый первый такой участок был построен в 1843 г. в массиве Дахштайн в Австрии, через 30 лет за Дахштайном последовала гора Цугшпитце. Интенсивное строительство этих участков наблюдается в последние 10 лет, наиболее активны в этом деле французы и швейцарцы. Некоторые участки-рекордсмены достигают длины более 2 километров, с перепадом высот более 1000 метров.

В переводе с немецкого языка Klettersteig означает "крутой и узкий подъём для скалолазания".
В переводе с итальянского языка Via Ferrata означает "дорога из железа".
Во французский язык Via Ferrata было заимствовано из итальянского.
Поскольку Klettersteig и Via Ferrata - явление, типичное в основном для европейских Альп, русские спортсмены часто путают эти понятия с определёнными карабинами или универсальными страховочными системами. Вызвано это тем, что карабины и страховочные системы имеют соответствующую маркировку (на самом изделии или также на упаковке), обозначающую область их применения, в данном случае "Klettersteig" или "Via Ferrata".

Как зовутся спортсмены, двигающиеся по таким участкам?

В современном альп-жаргоне прижились 2 названия для "фанатиков" этих участков: "Ferratist" или "Verticalo".

Где находятся эти участки?

Италия, Германия и Австрия были основоположниками этих участков. Итальянские Доломиты, например, известны как настоящее Эльдорадо для "ферратистов" - здесь обилие сложных, длительных, часто "лестничных" via ferrata. Франция и Швейцария стали строить такие участки в последнее время, поэтому в этих 2 странах эти участки технически самые совершенные.

Как оценивается сложность этих участков?

Не существует никакой корреляции между существующими шкалами сложности Via Ferrata и шкалой UIAA, хотя неоднократно делались попытки сопоставить эти шкалы. Упоминание шкалы UIAA чаще всего встречается в описаниях экстремальных (сложнейших) Via Ferrata, например, в информациях о Via attrezzata Rino Pisetta (Италия), считающемся сложнейшим Via Ferrata в Альпах, часто ссылаются на категорию сложности 5+ UIAA. Нижеследующее описание шкал сложности дано только для общей ориентации, на случай, если в описаниях страховочных участков Вам встретится непонятная кодировка. Узнать настоящую "цену" участка можно только на личном опыте.

В немецкоговорящих регионах приняты 3 шкалы: одна "словесно-описательная", и две с буквенно-цифровой кодировкой.

  • Лёгкий (leicht) или "A" или "KS1"

    Сюда относятся трассированные участки, расположенные на естественных карнизах, на искусственно созданных тропах или на надёжно зафиксированных мостах. Присутствует страховка в виде стальных тросов, цепей или перил лестницы, если таковые имеются, имеют незначительную крутизну и преодолеваются без особых мышечных усилий. Технической необходимости в самостраховке нет, поэтому чаще всего её не используют, держась одной рукой за трос или цепь из "естественного, природного чувства". Тросы и цепи служат на данных участках скорее следующей цели: дать идущему чувство безопасности. Использование самостраховки для детей рекомендуется (на участке несчастный случай не исключён - иначе здесь не было бы троса). участке несчастный случай не исключён - иначе здесь не было бы троса).

  • Средней сложности (mittel schwierig) или "B" или "KS2"

  • Достаточно сложный (ziemlich schwierig) или "C" или "KS3"

  • Сложный (schwierig) или "D" или "KS4"

  • Очень сложный (sehr schwierig) или "E" или "KS5"

  • Крайне сложный (extrem schwierig) или "F" или "KS6" ("экстремальный спортивный участок")

    Сюда относятся предельно сложные спортивные участки, проходящие по крутому, Сюда относятся предельно сложные спортивные участки, проходящие по крутому, нередко вертикальному рельефу, иногда с отрицательным уклоном. Присутствующая страховка в основном в виде стального троса и довольно редко расположенных искусственных упоров для ног вследствие этого большая нагрузка на ноги и руки. Самостраховка необходима, необходим также достаточный опыт и хорошие знания техники скалолазания.

Какое снаряжение необходимо для Via Ferrata?

Помимо отсутствия головокружения и боязни высоты, уверенности "в ногах", хорошо развитого чувство равновесия, рюкзака, провианта, соответствующей погоде одежды и (пока ещё! – см. ниже) знания "вязки" страховочных узлов абсолютно необходимы:

  • Каска для защиты головы не только от камней, падение которых чаще всего вызвано идущим выше, а также и от касания о скалу в узких местах.

  • Горная обувь, легкая, но обладающая достаточной прочностью для движения в горах также и за пределами страховочных участков. Тяжелая горная обувь, как, например, для движения по льду, на страховочных участках не рекомендуется, но может быть применена в случае, когда подход к участку или уход с него осуществляются по ледовым поверхностям.

  • Перчатки (мягкие, свободно сидящие, хорошо подходят "копеешные строительные") во избежание образования пузырей и ранений распустившимися жилами страховочных тросов.

  • Страховочная система, желательно универсальная (комбинированная система, нем. Kombigurt (Komplettgurt), см. фото слева), то есть комбинация универсальной беседки с регулируемым поясом и петлями для ног и грудной страховочной системы. Допустимо также применение связанных друг с другом грудной системы и беседки. Употребление только грудной страховочной системы или только беседки недопустимо. При движении с нагруженным рюкзаком в любом случае необходима универсальная страховочная система (Kombigurt).

  • Главнейший элемент – так называемая EAS, или "СИСТЕМА ПОГЛОЩЕНИЯ ЭНЕРГИИ" (EAS = Energy Absorbing System, наименование согласно Стандарту Безопасности UIAA 128, июль 2004 г. ), крепящаяся к страховочной системе. По-немецки эта система называется Klettersteigset. Два существующих конструктивных варианта этой системы и их описание приведены ниже.
    EAS (Klettersteigset) состоит из следующих элементов:

    - Две (или одна) динамические верёвки/лямки, каждая из которых оканчивается карабином (см. ниже). Общая длина всей верёвки - около 3,5 метра.
    - Два специальных карабина, маркировка "К" или „Klettersteig“ (на упаковке), обладающие большими размерами и более высокой прочностью (более 30 kN макс. допустимой продольной нагрузки) по сравнению с нормальными карабинами. Защёлкивание карабина автоматическое с предохранителем от раскрытия. Наилучшим образом зарекомендовали себя на Via Ferrata (несмотря на дороговизну) карабины системы Attac фирмы Salewa (надёжный замок, простота в обращении и высокая прочность - маскс. доп. продольная нагрузка 33 kN, поперечная - 12 kN, в незащёлкнутом виде - 12 kN) - см. фото.
    - "Тормоз" (амортизатор, шок-абсорбер - металлическая пластина с несколькими отверстиями, через которые проходит страхующая верёвка). При срыве за счёт протягивания верёвки "змейкой" через тормозную пластину, значительно снижается энергия рывка, передаваемая на сорвавшегося. На схеме EAS (см.ниже), этот тормоз виден.


Схемы EAS: Y–вариант (слева) и U–вариант (справа)
EAS (Klettersteigset) существует (пока ещё! – см. ниже) в двух вариантах:

Y–вариант * (две верёвки). На схеме такой вариант находится слева.
U–вариант * (одна верёвка). На схеме такой вариант находится справа.

EAS или Klettersteigset (верёвка + карабины + шок-абсорбер) выпускаются различными фирмами как пакет "в сборе" ("set" = "комплект").

Таким образом, полный страховочный комплект, необходимый на страховочных скальных участках, состоит из 2 частей:
1) желательно универсальная страховочная система (Kombigurt)
2) система поглощения энергии (EAS, Klettersteigset)

Каковы особенности страховочных материалов, выпускаемых для таких участков?

Главное условие успешного прохождения страховочного участка: человек должен быть абсолютно всё время своего пребывания на участке "связан" с тросом как минимум одним карабином (этот "минимум", например, в момент "переключения" в точке крепления троса к скале). Даже кратковременное снятие обоих карабинов создаёт опасность для жизни.

Согласно "Дополнительным Требованиям" Стандарта Безопасности EAS, принятыми UIAA (UIAA 128, июль 2004 г.):
1. Узловые соединения карабинов к верёвке не допускаются в связи с риском развязывания узлов. Допущены только вшитые в текстильные лямки карабины.
2. Не допускается использование U-варианта EAS как менее надёжного, чем Y-вариант: при использовании его на трос всегда должен быть надет только один карабин (исключение: точка "переключения" через крепёж троса), так как при обоих "включённых" карабинах шок-абсорбер в случае срыва будет блокирован. При Y-варианте EAS на трос надеты оба карабина, что создаёт дополнительную безопасность в случае поломки одного из них в самой опасной для карабина ситуации - при боковом (поперечном) ударе о крепёж страховочного троса.
Вывод: в будущем скорее всего будет допускаться только Y-вариант EAS с лямками вместо узлов, например, как на фото слева.

Info:
UIAA (Union Internationale des Associations d'Alpinisme) - Международным Союзом Ассоциаций Альпинизма - разработан Стандарт Безопасности альпинистского снаряжения (UIAA Safety Standard), который базируется на Европейском Стандарте EN (например, стандарт EN 958 "отвечает" за безопасность систем поглощения энергии, EAS). Европейский Стандарт, в свою очередь, основан на прежнем Стандарте UIAA, который являлся первым в мире стандартом безопасности альпинистского снаряжения.
По сравнению с EN, UIAA Стандарт предьявляет более высокие требования к снаряжению, которые отражены в "Дополнительных Требованиях" (Additional Requirements).

Информация по снаряжению

Немецкий альпийский журнал "Bergsteiger" в своём мартовском номере 2005 г. (Bergsteiger 03/2005, вышел 16.02.2005) проводит тест новейшего снаряжения для Vie Ferrate. Протестированы 10 лучших моделей касок, страховочных систем и систем EAS (Klettersteigsets). Все испытанные образцы нормированы по EN.
1. Каски представлены следующими фирмами: Edelrid, Kong, Petzl, Salewa, Stubai, VauDe. Цены варьируются от 50 до 119 Евро. Лучшей каской в этом тесте признана модель Elios фирмы Petzl, на удивление самая дешёвая среди протестированных (вес 354 гр., 50 Евро, хорошо продуманная вентилляция и форма).
2. Страховочные системы были представлены следующими фирмами: Edelrid, Mammut, Petzl, Salewa, Stubai, Edelweiß, Kong. Из 10 протестированных образцов 4 являются комбинированными системами. Цены варьируются от 45 до 72 Евро. Лучшие образцы: модель Peak Side Bloc фирмы Mammut (беседка, вес 540 гр., 55 Евро, неправильное использование системы полностью исключено за счёт конструктивных особенностей застёжек) и модель Brenta фирмы Edelweiß (комбинированная система, вес 830 гр., 72 Евро).
3. Системы поглощения энергии (EAS, Klettersteigset) представлены фирмами AustriAlpin, Edelrid, Kong, Mammut, Petzl, Salewa, Stubai, VauDe. Только одна модель из 10 имеет динамическую верёвку, остальные 9 систем - с лямками. Абсолютно все протестированные модели имеют Y-систему ("две верёвки", см. выше). У карабинов бросается в глаза популярность вышеупомянутой системы Attac: она употреблена не только в системе фирмы Salewa, породившей Attac, но и в системах других фирм, употребляющих аналогичные (производные) системы карабинов. Цены на EAS варьируются от 62 до 100 Евро лучшим производителем признана фирма Salewa (модель без названия, вес 460 гр., 65 Евро).

Какие опасности существуют на этих участках?

  • Гроза (металл – проводник электричества). Находиться в грозу на таком участке равносильно самоубийству необходимо незамедлительно покинуть страховочный участок.

  • Обгон идущего, а также встречное движение. Они всегда связаны с опасностью срыва из-за вынужденного отстегивания карабинов от троса. В этом случае, чтобы пропустить другого, один из идущих может удлинить одну верёвку с помощью дополнительной веревки с карабином при этом всё равно неизбежна кратковременная страховка только одним карабином. При обгоне другим лицом вполне естественным будет не допускать того, чтобы обгоняющий вынуждал Вас снимать карабины с троса. Обгон затеял он, импровизировать в данной ситуации должен тоже он. В любом случае советуем достичь компромисса путём спокойных "переговоров".

  • Несоблюдение безопасного расстояния между идущими друг за другом – основная причина несчастных случаев на таких участках: срыв одного "ферратиста" влечёт за собой срыв идущего за ним. Между двумя крепежами троса должен находиться всегда только один человек. Помимо этого, идущий за ним должен держать дистанцию до находящегося перед ним (по ходу движения) крепежа, достаточную, чтобы избежать срыва, когда сорвавшийся над ним "зависнет" на этом крепеже (желательно не менее 5 метров из-за динамического тормоза в EAS). Это правило необходимо соблюдать также и на горизонтально-диагональных участках (из-за возможного маятникообразного раскачивания сорвавшегося).

  • Падение камней. Для защиты служит каска.

  • Ранение не только рук, но и других частей тела распустившимися жилами троса. Избежать ранений помогут перчатки + внимательность.

  • Разорванные (от коррозии или вследствие ударов молний) тросы. В любом случае перед навешиванием карабина на трос рекомендуется "опробирование" последнего сильным натяжением рукой.

  • Участки троса, изолированные изолентой. Сделано с самыми добрыми намерениями (закрыть торчащие рваные жилы троса), однако под изоляцией собирается влага, разъедающая трос.

Тенденции в строительстве этих участков?

Тенденция одна – строительство экстремальных спортивных участков высшей сложности. Речь идет, естественно, о спортивных достижениях, а не об отпусках на свежем воздухе. Новые "Via Ferrata" (особенно во Франции и Швейцарии) оснащены в соответствии с самыми высокими требованиями безопасности и с применением более надежных материалов и технологий. Поскольку при строительстве спортивных участков целенаправленно не "перебарщивают" с материалом, для обычных "ферратических" походов по скалам такие участки не рекомендуются.

В специальной литературе для обозначения вариантов Klettersteigset чаще употребляют буквы "Y" и "V". Для лучшего запоминания двух вариантов здесь сознательно использована буква "U" вместо "V".

Поисковые системы альпийских Via Ferrata / Klettersteig

http://www.via-ferrata.de
Поисковая система Via Ferrata / Klettersteig. Подробнейшее описание этих участков в Германии, Австрии, Италии, Швейцарии, Франции и Словении: длина укреплённого участка, среднее время на преодоление участка, сложность участка. Поиск как по региону / стране, так и по названию страховочного участка. Языки: английский / немецкий

http://www.klettersteige-online.de
Немецкие Klettersteig по следующим 3 регионам: Allgäuer Alpen, Karwendelgebirge, Wettersteingebirge. Язык: немецкий.

Отзывы (оставить отзыв)
Сортировать по: дате рейтингу

Виа ферата в России

Спасибо за публикацию! Такие маршруты есть и в России http://www.extreme-sochi.ru/index.php/home/Nick/viewpost/482_
 
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru