Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Вне трасс
Mountain.RU
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)

 

Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU

Горные лыжи

На фоне Эльбруса. Ибрай. Из серии "Боги Терскола"
Владимир Копылов, г. Москва

 Читайте на Mountain.RU:

Наталья Перлова, г. Днепропетровск
Путешествие в Тайлан

"Самый хороший сезон в Таиланде – это декабрь, январь и февраль. У них там зимой прохладно +30 градусов, а летом жарковато +50 и дожди. Так что мы поехали туда в феврале. Единственное, о чём мы очень жалеем, так это о том, что были там только 2 недели, самое дорогое – это, всё-таки, перелёт. У нас получилось замечательное путешествие, отдых и тренировки в удовольствие..."
Автор: Сергей Веденин, Москва

Несколько советов перед открытием сезона в Сибири

Горные лыжи и скитур – это всегда в горах и по снегу, и часто бывает не жарко. Но все-таки, одно дело, скитур в Сибири в начале зимы, и совсем другое – прогулки по солнечным весенним склонам где-нибудь в Грузии.

Во время одной из наших программ в Лужбе мы и соседние группы довольно успешно продолжали ходить и кататься при температуре до – 37. О чем стоит подумать, если приходится ходить скитур и кататься в столь суровых условиях?


Сам по себе холод часто не кажется очень страшным – оделся чуть по теплее, взял темп на подъем чуть быстрее, привалы – чуть покороче. Но все не так просто.

Сильный мороз – это один из факторов риска, который усиливваеи и увеличтвает все остальные риски и опасности в горах. На морозе хуже работает и легче ломается снаряжение, на порядок хуже работает клей на камусах, быстрее разряжаются батарейки в рациях и других приборах, замерзает вода в гидраторах и не кусаются шоколадки. Холод не способствует точности движений и гибкости, то есть плохо сказывается на безопасности спуска. А любые задержки и остановки из-за сломавшегося крепежа, отклеившегося камуса, или по любым другим причинам, в мороз могут стать причиной переохлаждений и обморожений.

Поэтому, при прочих равных, в сильный мороз, стоит еще больше внимания уделять планированию маршрута, проверке снаряжения, и выбирать более консервативные варианты маршрута.
Советы по тактике:

  • После похолодания не выходите сразу на длинный линейный маршрут. Человеку необходимо привыкнуть к новым условиям, протестировать снаряжение, понять, как вести себя при такой погоде. Особенно это важно, когда морозная погода установилась после нескольких дней снегопада.

  • Выбирайте более короткие маршруты с возможностью в любой момент срезать петлю и быстро оказаться в домике. В тепле можно согреться самим и наклеить камуса.

  • Камуса, ботинки, крепления и даже лыжные палки по-другому ведут себя при низких температурах, количество поломок резко растет. Планируйте пути отступления и варианты маршрутов.

  • Обязательно контролируйте тепловой режим на подъемах. При сильном морозе возникает желание идти слишком быстро, или после отдыха начать движение в теплой куртке. Не делайте этого – это тяжелая ошибка! Под теплой курткой вы вспотеете и на следующем привале замерзнете еще сильнее, но теперь уже без возможности согреться, т.к. теплая куртка будет мокрой.

  • Берите с собой запасную теплую одежду и перчатки. Перед выходом группы проверьте, что все осознали, что на улице холодно и готовы к этому.

  • Постоянно контролируйте чувствительность пальцев на ногах и руках. Если им не холодно, но вы их не чувствуете, это может быть симптомами обморожения.

  • На привалах посмотрите в лица окружающих вас друзей - нет ли у кого-нибудь следов обморожения на лице?

  • Еще несколько рекомендаций по снаряжению:
    Ноги

    Производители современное скитурного снаряжения устроили настоящую гонку в борьбе за граммы веса. Мне нравятся легкие крепления и даже легкие лыжи, но вот легкие ботинки для сибирских морозов – однозначное зло.

    Вес в современных ботинках как правило экономят за счет толщины подошвы и внутреника. У многих ботинок внутреники уже похожи на толстые носки да еще и с перфорацией… Ни о каком утеплении говорить, увы, не приходится.

    Мой выбор - это достаточно толстые и теплые внутреники из материала EVA, и если у Вас родные внутренники не такие, то я настоятельно советую их поменять на кастомные. Intuition или Sidas со шнуровкой - отличный выбор.

    При исплользовании легких и холодных ботинок дополнительное утепление крайне желательно - бахилы, неопреновые гамаши или теплые стельки.

    Крайне не рекомендую надевать вторые или очень толстые носки. Эффект будет обратным – посадка ботинка станет плотнее и ноги станут сильнее мерзнуть.

    Электрические стельки или носки с подогревом – хороший выбор в дополнение к теплому ботинку – согреть замерзшие ноги они не смогут, а вот поддержать тепло в теплом ботинке получается.

    Одноразовые или многоразовые химические грелки – достаточно неудобны и работают не долго, но как аварийный вариант вполне функциональны. Ими можно отогреть замерзшие конечности. Если вам придется при катании испольховать химические грелки в ботинках - то клейте их СВЕРХУ на пальцы ног, а не снизу. Тепла будет столько же, а вот дискомфорта от их толщины гораздо меньше.

    И еще про ботинки. На морозе пластик «дубеет» и ботинки набирают дополнительную и часто излишнюю жесткость. Это не очень критично для катания, но при ходьбе слишком жесткие ботинки часто вызывают образование мозолей. Снять на морозе ботинки, чтобы заклеить ноги можно, а вот надеть потом замерзшую и задубевшую мыльницу получается не сразу и не у всех. В Лужбе мы это делали в пятером – в восемь рук раскрывая ботинок.

    Еще одной проблемой является передвижение по пологим склонам или равнине - скитурные ботинки для это плохо приспособлены и пролблемы с мозолями случаются регулярно. Особенно обидно, когда ноги "стираются" в первый день на подходе.

    Также очень важно каждый вечер полностью просушивать внутреники ботинок, влажные ботинки гораздо хуже "держат тепло".

    Руки

    До -10 я хожу в тонких перчатках из виндстопера, они хотя и намокают слегка, но держат ветер и в них не холодно. Но при более сильных морозах во влажных перчатках становится крайне некомфортно, поэтому я беру с собой несколько таких пар и меняю их при первых признаках намокания. При более низких температурах и/или ветре поверх перчаток, я надеваю варежки верхонки, они значительно повыщают комфорт.


    На спуск и на случай сильного ветра я беру теплые двойные перчатки. И еще беру легкие и очень теплые варежки - для привалов и экстренных ситуаций. Химические грелки полезны и для рук , как аварийное средство, чтобы согреться.

    Теплая одежда

    Никаких тяжелых курток/комбинезонов с утеплителем (горнолыжных, сноубордических) - они вообще безусловное зло для скитура, когда необходимо иметь максимальную вариативность за счет добавления/удаления слоев одежды, но на сильном морозе проблемы с промокшей от пота курткой особенно опасны. Ищите свой набор одежды, особенно на подъем, пробуйте разные варианты, берите больше тонких слоев и комбинируйте их, тут не бывает единых рекомендаций – все воспринимают холод и потеют по-разному.

    Я кроме обычного комплекта (описан в статье ) дополнительно беру еще одну теплую куртку с капюшоном. Иногда в особо холодных условиях и при катании с канатной дороги или со снегохода - надеваю утепленные штаны. Нахожкой последних лет стали утепленные шорты самосбросы и утепленные бкюки самосбросы длиной 3/4. Они защищают самую важную часть организма, занимают мало места в рюкзаке и их можно надеть/снять не снимая лыж или лыжных ботинок.


    Особенностью катания с использованием подьемников становятся такжк низкие температуры и ветер. Когда вы разгоряченный запрыгивваете в кресло канатки, забыв одеться, и уже к середине подьема становится очень холодно. Однажды я поторопился и плохо оделся катаясь на "Сатане" - и мало того, что замерз, но еще и получил серьезные обморожения на лице. Не повторяйте мой неудачный опыт. В холодную и ветренную погоду на канатке пригодится: теплая куртка с капющоном, варежки, балаклава, защищающая лицо от ветра и мороза.

    Но надевать это все нужно заранее - в кресле канатной дороги это делать очень сложно и неудобно.

    Камус

    Даже очень хороший камус со свежим клеем на морозе -30 ведет себя не лучшим образом. После снятия крючка с пятки камус с характерным хрустом отпадает от лыжи и больше к ней не приклеивается. Каму с ненизкотемпературным клеем отваливаются уже в процессе движения. Бороться с этим можно несколькими способами.

    Во-первых, правильный выбор камуса (описан в статье Камус – некоторые нюансы и лайфхаки). Во вторых, наклеивайте камус в тепле на теплые и сухие лыжи. Если это невозможно, то возите камус не в рюкзаке, где он гарантировано замерзнет, а сложенным в просторную бухту на животе. Наклеивать надо быстро и точно - второго шанса может не быть. Если клей на камусе совсем не работает, то на помощь приходят эластичные стяжки, которыми вы дополнительно крепите камус перед и за креплениями. Скольжение, конечно, ухудшается, но идти можно.

    Но, как везде и всегда, самым главным инструментом для безопасного катания является собственная голова.

    Желаю всем безаварийных приключений в снежной Сибири!


    Читайте на Mountain.RU:

    Видеоучебник по скитуру

    © 1999-2024Mountain.RU
    Пишите нам: info@mountain.ru