Горы мира > Тянь-Шань >

ОТЧЁТ

О ПЕРВОПРОХОЖДЕНИИ НА ВЕРШИНУ ПИК КОЧЕВНИКОВ 3460м

ПО ЗАПАДНОМУ ГРЕБНЮ «А20»,
СОВЕРШЕННОМ КОМАНДОЙ РОО «ФЕДЕРАЦИЯ АЛЬПИНИЗМА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ»

предположительно 4Б кат. сл.

ПЕРВОПРОХОЖДЕНИЕ

• Общее фото вершины
  • Панорама района
  • Карта схема района
  • Информация об объекте восхождения и действия команды
  • Рекомендуемый набор снаряжения

Общее фото вершины

Панорама района

Карта схема района

Карта-схема района составлена Александр Пуриковым.
    Оригинал заимствован с сайта www.westra.ru

Информация об объекте восхождения и действия команды

Район Верхняя Ала-Арча относится к национальному парку Ала-Арча, где находится известный одноименный альпинистский район. Несмотря на то, что эти два района достаточно близко расположены относительно друг друга, Верхняя Ала-Арча посещается значительно реже, в основном горными туристами и крайне редко альпинистами.

В прошлом, во время существования СССР, на основные вершины были проложены несложные маршруты. Вероятно отсутствие «больших стен» повлияло на дальнейшее развитие района, т.к. восхождения здесь не сулили призовых мест в чемпионатах по альпинизму.

Несмотря на это, район Верхней Ала-Арчи был и остается интересным для альпинистов самого разного уровня. Помимо уже существующих учебно-тренировочных маршрутов, здесь можно проложить ряд интересных спортивных линий по стенам и гребням на вершины с высотой до 4000м. При этом достаточно простая логистика позволяет довольно быстро добраться до мест базовых лагерей.

В апреле 2021 года один из участников данного восхождения (Фойгель) посетил район Верхняя Ала-Арча. Большой интерес привлекли отроги пика Ала-Арча, а именно самый северный безымянный пик.

В течении последующих месяцев собиралась информацию по этому району, проводились консультации с местными альпинистами и изучались существующие маршруты. Выяснилось, что интересующий нас объект восхождения не имеет ни названия, ни каких либо сведений о попытках восхождения.

В начале сентября 2022 года наша команда в составе Максим Фойгель (руководитель), Александр Ланге, Денис Сушко собралась вместе в Бишкеке. 2 сентября была осуществлена детальная разведка и намечена линия основного восхождения. 4 сентября мы выдвинулись из Бишкека и разбили базовый лагерь в непосредственной близости от объекта восхождения.

С 5 по 6 сентября команда работала на СЗ стене и успешно совершила сложное первовосхождение на вершину. Маршрут был назван «Стена теней» и предварительно оценен как 6А. Отчет о первовосхождении был подан в ФАР.

Т.к. вероятнее всего мы были первыми альпинистами поднявшимися на вершину, было решено дать ей название — пик Кочевников. Примерная высота вершины по GPS 3460м. Координаты вершины 42.47996° N, 74.47557° E.

После дня отдыха двойка Фойгель-Сушко совершила еще одно восхождение на эту же вершину по З гребню (маршрут представлен в данном отчете).

Маршрут по З гребню получился интересным учебным маршрутом умеренной категории сложности. Практически на всем протяжении скалы достаточно монолитны. Однако есть два небольших участка с разрушенным рельефом. Об этом будет отдельно упомянуто в описании ниже.

Пройденную линию можно охарактеризовать как интересный учебный маршрут, который на наш взгляд, соответствует маршрутам 4Б категории сложности.

Рекомендуем набор снаряжения дается для двойки:

• Веревка 1х50м (вторая веревка необходима для спуска дюльфером)
    • Френды/камалоты 1 набор (7-8шт) от маленьких до крупных размеров
    • Стоппера 3-4шт от маленьких до средних размеров
    • Петли/оттяжки 60см (с карабинами) 6-8шт
    • Станционные петли 180см 2шт
    • Набор карабинов для развески снаряжения и блокировки страховочных станций
    • Якорные крючья 3-4шт и скальные молотки (опционально)
    Схема маршрута в символах UIAA

Техническая фотография маршрут
    а

Описание маршрута по участкам
    От базового лагеря нашей команды пройти вверх по долине (по тропе) до места, где реку перекрывает крупноблочная осыпь. Отсюда начать подъем влево-вверх по осыпным склонам в небольшую крутую долину между пиком Кочевников и безымянной вершиной 3750м Примерно на уровне 3100м повернуть налево и начать движение в сторону З гребня, при этом траверсируя небольшие скальные контрфорсы. Ориентир движения характерное плечо З гребня. Немного не доходя этого плеча, начинается маршрут. Траверс и начало маршрута маркировано туриками. Подход занимает 45 мин — 1 час.
    R0-R1 45м II-III (2-3)
    По широкой щели верх на гребень. По правой стороне гребня (плитообразные скалы) вверх до большой полки под крутой стенкой рыжего цвета. Чуть ниже этой полки есть небольшой участок скал (~5м) III к.с. Здесь оставлен один якорный крюк.
    R1-R2 60м I-III (1-3)
    От станции перейти на левую часть гребня и по короткой стенке снова подняться на гребень (5м III). Продолжить движение по правой стороне гребня и выйти на простые скалы (5м III). Далее по вверх под крутой взлет гребня. Под ним станция.
    R2-R3 55м IV-VI (4a-5c)
    От станции вправо за перегиб во внутренний угол и по нему вверх, выше по стеночке на полку, по ней траверс 5м вправо (25м IV+). Отсюда сложное лазание прямо вверх (5м VI). Далее по более простому рельефу подняться на большую террасу (10м IV-). Принять напарника удобнее на краю террасы, однако для дальнейшего движения удобно перенести станцию выше к основанию монолитной плиты «Лопаты» с характерной широкой щелью (10м Н/К).
    R3-R4 40м IV+ (4c)
    По широкой наклонной щели вверх под рыжие нависающие скалы. Под ними станция на большом блоке.
    R4-R5 25м III-VI (3-5с)
    От станции станции влево-вверх по внутреннему углу, образованного полого плитой слева и нависающими рыжими скалами справа, на гребень (10м VI). По нему немного вверх, затем перейти на его правую сторону и подняться на вершину жандарма (15м III).
    R5-R6 65м II (2)
    С жандарма вниз по гребню к следующему маленькому жандарму. Обойти его справа и снова выйти на гребень за ним. Здесь оставлен якорный крюк. Далее по острому монолитному гребню до очередного крутого взлета. Отсюда по полкам правой стороны гребня вверх-вправо (параллельно гребню) подойти под внутренний угол.
    R6-R7 25м V+ (5b)
    По углу вверх (в углу есть живые блоки) на гребень (15м V+), перейти на его левую сторону и по осыпной полке подойти под крутую стенку (10м II). Здесь станция.

Это место можно описать как «тупик», с трех сторон станцию окружают крутые стены, при этом напарника плохо слышно.

Живые блоки во внутреннем углу можно сбросить. Это сделает маршрут безопаснее и значительно приятнее для последующих восхождений.
    R7-R8 15м VI (5c) A1
    Из «тупика» влево-вверх по отколу (3м VI). Затем перейти на основную стену и двигаться вверх-вправо к разрушенному внутреннему углу (5м VI). По углу вверх за перегиб на более простой рельеф (2м А1). Отсюда на правую сторону гребня чуть вверх и вправо на маленькую полочку (5м III).

Сам внутренний угол в целом монолитен, есть хорошая щель под френды средних размеров, однако подлаз под угол и само лазание по нему осложнено живыми блоками, которые можно сбросить. Если это место почистить от живых камней, то участок будет без проблем проходиться свободным лазанием, что сделает маршрут значительно безопаснее и приятнее для последующих восхождений.
    R8-R9 25м III- V- (2-5а)
    От станции по стеночке вверх на более простой рельеф (5м V-). Далее вверх-вправо ко внутреннему углу, по нему влево-вверх подняться на перемычку в гребне (20м III). Станция на больших блоках.
    R9-R10 30м II-III (2-3)
    С перемычки перейти на левую сторону гребня по простым скалам подняться на вершину.
    Спуск с маршрута
    Спуск с вершины достаточно простой. За исключением одного дюльфера (40м) все проходится пешком. Лишь в паре мест нужно аккуратно спуститься по бараньим лбам лазанием.

С вершины по простому гребню в южном направлении до первого жандарма в гребне. Обойти его слева и начаться спуск с седловины за ним по сыпным склонам в юго-западном направлении. Спустившись на большую террасу, чуть выше скального пояса преграждающего дальнейший спуск, пройти к ее левой части (относительно направления спуска) к дюльферной петле на большом выступе. Путь к петле маркирован туриками.

Отсюда дюльфер 40м на осыпной склон. Далее пешком по осыпным склонам прерываемыми выходами бараньих лбов (участки лазания 1-2) до выхода на тропу у реки.

Фотографии участков маршрута

Вид с участка R5-R6 на 1й жандарм

Отчет в ФАР о первом восхождении на пик Кочевников 2022

2 новых маршрута в Ала-Арче

Горная болезнь — что это такое и как с ней бороться?

Горная школа. Скальные крючья

Ски-тур. Советы и снаряжение для начинающих

Про категории трудности в альпинизме, скалолазании и ледолазании

Категории трудности в альпинизме, скалолазании и ледолазании. Часть I

Tour Ronde по северной стене «North Face» — видео инструкция + описание

3 способа как вщелкивать оттяжки

Арко. «46 Parallelo»

Маршрут восхождения на Matterhorn по гребню «Hornli»

10 советов начинающему скалолазу

Простейший полиспаст 3:1

Ледолазание в Val di Cogne (Италия)

Мини гайд по району Монблана

Скитур – Альпы – Валле д'Аоста

Максим Фойгель. Проушина Абалакова

Страховочные устройства для альпинизма и скалолазания. Плюсы и минусы разных систем

Как снять оттяжки

Фактор рывка — просто о сложном

Ледовый каскад Renkfall. Видео

Dent du Geant «Normal Route»
    Видео инструкция + описание

Вильдшпитце — красавица Тироля

Случайностей не бывает

Отчет о первопрохождении на вершину Тютю 2-я Западная 4420 м по Юго-Восточной стене Южного ребра