Горы мира > Тянь-Шань >

ОТЧЁТ

О ПЕРВОВОСХОЖДЕНИИ НА ВЕРШИНУ ПИК КОЧЕВНИКОВ 3460м

ПО ЦЕНТРУ СЕВЕРО-ЗАПАДНОЙ СТЕНЫ «СТЕНА ТЕНЕЙ»,
СОВЕРШЕННОМ КОМАНДОЙ РОО «ФЕДЕРАЦИЯ АЛЬПИНИЗМА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ»

предположительно 6А кат. сл.

ПЕРВОВОСХОЖДЕНИЕ

• Панорама района
  • Карта схема района
  • График восхождения
  • Информация об объекте восхождения и действия команды
  • Рекомендуемый набор снаряжения

Рисованный профиль маршрута

Панорама района

Карта схема района

Карта-схема района составлена Александр Пуриковым.
    Оригинал заимствован с сайта www.westra.ru

График восхождения

Информация об объекте восхождения и действия команды

Район Верхняя Ала-Арча относится к национальному парку Ала-Арча, где находится известный одноименный альпинистский район. Несмотря на то, что эти два района достаточно близко расположены относительно друг друга, Верхняя Ала-Арча посещается значительно реже, в основном горными туристами и крайне редко альпинистами.

В прошлом, во время существования СССР, на основные вершины были проложены несложные маршруты. Вероятно, отсутствие «больших стен» повлияло на дальнейшее развитие района, т.к. восхождения здесь не сулили призовых мест в чемпионатах по альпинизму.

Несмотря на это, район Верхней Ала-Арчи был и остается интересным для альпинистов самого разного уровня. Помимо уже существующих учебно-тренировочных маршрутов, здесь можно проложить ряд интересных спортивных линий по стенам и гребням на вершины с высотой до 4000м. При этом достаточно простая логистика позволяет довольно быстро добраться до мест базовых лагерей.

В апреле 2021 года часть нашей команды (Фойгель, Ланге) посетили район Верхняя Ала-Арча. Еще на подходе наше внимание привлекли отроги пика Ала-Арча, а именно СЗ стена одной из безымянных вершин.

В течение последующих месяцев мы собирали информацию по этому району, консультировались с местными альпинистами и изучали существующие маршруты. Выяснилось, что интересующий нас объект восхождения не имеет ни названия, ни каких либо сведений о попытках восхождения.

В начале сентября 2022 года наша команда в составе Максим Фойгель (руководитель), Александр Ланге, Денис Сушко собралась вместе в Бишкеке. 2 сентября была осуществлена детальная разведка и намечена линия восхождения. 4 сентября мы выдвинулись из Бишкека и разбили базовый лагерь в непосредственной близости от объекта восхождения.

Несмотря на относительно небольшой перепад высоты, было очевидно, что СЗ стена имеет достаточно крутой рельеф и потребует максимальных усилий. Мы ориентировались на одну плановую ночевку, но имели необходимый запас провизии и газа для возможной второй ночевки. К этому стоит добавить, что на маршруте нет воды, поэтому нам пришлось нести достаточный ее запас на 3 дня.

Предпочитая максимально спортивный стиль, от обработки нижней части маршрута мы отказались. 5 сентября вышли из базового лагеря. Подход занял около 30 минут.

Первая часть маршрута образует цоколь стены. Это достаточно компактные скалы с ограниченным рельефом и скудной возможностью для страховки. Далее следует основная часть маршрута — собственно стена. Выбрав максимально прямую линию восхождения мы придерживались серии внутренних углов, которые тянутся от цоколя до верхней трети стены.

Рельеф на этом участке крутой. Щели под страховку в основном глухие, поэтому в работу шли в основном якорные крючья. Первые две веревки (R3-R5) были пройдены преимущественно свободным лазанием. Далее крутизна рельефа увеличилась и следующие две веревки (R5-R7) были практически полностью пройдены на ИТО.

Подойдя под верхнюю часть стены, которую мы за внешнее сходство назвали «Ромбом», мы обнаружили небольшую полочку. Это было практически единственное место, где можно было организовать ночевку. Нам удалось немного расширить площадку и организовать более-менее комфортную сидячую ночевку. Для большей безопасности забили шлямбурный крюк. Здесь же оставили записку (контрольный тур).

На следующий день продолжили восхождение. Как оказалось, первая веревка (R7-R8) от ночевки является самой сложной на всем маршруте. Сразу от станции необходимо преодолеть разрушенные нависающие скалы, выше – сложное ИТО по глухим щелям. Примерно чуть выше середины участка был забит еще один шлямбурный крюк, т.к. закончились щели и необходимо было сделать несколько ходов на скайхуках. Гладкая плита без рельефа не оставила выбора, пришлось выбить 3 дырки под скайхуки. Далее снова можно было использовать якорные крючья.

Следующая веревка (R8-R9) хоть и проще предыдущей, тем менее так же потребовала применения ИТО. Заключительная часть маршрута «Крыша» это достаточно простые скалы.

На вершине был сложен контрольный тур и оставлена записка. Спуск с вершины в западном направлении технически прост, лишь в одном месте мы организовали дюльфер. Во время всего восхождения стояла хорошая теплая погода.

После дня отдыха двойка Фойгель-Сушко совершила еще одно восхождение на эту же вершину по З гребню. Об этом восхождении будет подан отдельный отчет.

Т.к. вероятнее всего мы были первыми альпинистами поднявшимися на вершину, было решено дать ей название — пик Кочевников. Примерная высота вершины по GPS 3460м. Координаты вершины 42.47996° N, 74.47557° E.

Пройденный маршрут можно охарактеризовать как технически сложный, который на наш взгляд, соответствует маршрутам 6А категории сложности. При этом относительная малая протяженность с лихвой компенсируется крутым рельефом. Для прохождения этого маршрута необходим большой арсенал снаряжения и солидный альпинистский опыт, равно, как и умение работать на ИТО.

Рекомендуемый набор снаряжения

Рекомендуем набор снаряжения дается для двойки:
    • Веревка 2х50м
    • Френды/камалоты 1,5 набора (10-12шт) от маленьких до крупных размеров
    • Стоппера 6-8шт от маленьких до средних размеров
    • Якорные крючья 12-15шт
    • Скайхуки под дырки 2шт
    • Петли/оттяжки 60см (с карабинами) 15шт
    • Станционные петли 180см 2шт
    • Набор карабинов для развески снаряжения и блокировки страховочных станций
    • Скальный молоток 2шт
    Ряд станций рекомендуется усилить шлямбурными крючьями, в особенности это касается пунктов R1, R3, R4 и R5. В этом случаем необходим шлямбурный пробойник и 5-6 шлямбурных крючьев.

Вполне вероятно, что для последующих восхождений может потребоваться меньше времени. Это позволит избежать сидячей ночевки на стене. Однако мы считаем, что пройти маршрут без ночевки крайне сложно. Даже если удастся пройти стенную часть маршрута за световой день, скорее всего бивак придется организовать на участке R9-R10. Поэтому наличие бивачного снаряжения и воды также должно входить в комплект снаряжения.

Схема маршрута в символах UIAA

Техническая фотография маршрута

Описание маршрута по участкам

R0-R1 50м 50°-70° V- (5а)
    По простым скалам вверх (III). Далее вверх-влево по серии стенок ко внутреннему углу-промоине (IV+). По нему вверх под пояс крутых скал (V-). Здесь станция на якорных крючьях.

R1-R2 50м 45° IV (4)
    От станции по плитам вверх-вправо вдоль крутого скального пояса за перегиб. Далее вверх по бараньим лбам на правый край большой террасы. Станция под выступающей скалой желтого цвета.

R2-R3 35м 45°-65° II-III (2-3)
    Выйти на террасу, подойти под мокрую стенку, обойти ее по разрушенному внутреннему углу слева и выйти на покатую полку выше нее. Станция под небольшим Внутренним углом, левая стенка которого мокрая, а правая образована небольшим нависанием.

R3-R4 40м 75° VII (6b) А1
    От станции вверх по внутреннему углу с живыми блоками до его конца (VI). Перейти из этого угла направо, за перегиб, к серии небольших внутренних углов, которые следуют друг за другом. По ним верх до небольшой полочки. Лазание по углам от VI+ до VII с короткими ходами на ИТО A1.

R4-R5 30м 65°-75° VI+ (6а) A1
    От станции чуть вправо ко внутреннему углу. По нему вверх на выполаживание (А1). Далее по плитам вверх-влево к основанию следующего внутреннего угла (VI). Здесь станция на якорных крючьях.

R5-R6 35м 80° A2
    Вверх по углу до места, где на правой стенке угла скалы имеют рыжий цвет. Здесь, под рыжим пятном, можно организовать надежную станцию на френдах и якорных крючьях.

R6-R7 30м 80°-95° А2
    Далее вверх по углу с удобной щелью под маленькие френды (А1). Далее по углу с глухим щелям под небольшое нависание (А2). Перейти его (А2) и выйти на выполаживание. Отсюда вверх-вправо на полку под нависанием (III). Станция на шлямбуре и якорных крючьях.

Здесь была оборудована ночевка. Место для трех человек под сидячую ночевку. Для большей безопасности забили шлямбурный крюк.

R7-R8 35м 85°-95° А3е
    От станции влево-вверх через нависание к системе стенок с глухими щелями (А2). По ним вверх до небольшого внутреннего угла (А2). По нему вверх до шлямбура (А2). От шлямбура три перехода по дыркам на скайхукак к глухой щели (А3). Далее по ней вверх-вправо во внутренний угол (А2). По нему вверх до его конца (А2). Далее угол переходит в небольшой камин. По камину вверх на небольшой уступ под карнизом (VI-). Здесь станция.

R8-R9 50м 70°-80° V (5a) A2
    От станции на уступе вверх к характерной щели по ней вверх до ее конца (А2). Далее начинаются серые стенки с глухими щелями. По ним вверх до места, где щели заканчиваются (А2). Далее лазанием вверх-вправо на небольшое скальное ребро. По нему вверх под крутой скальный пояс рыжего цвета (IV+). Отсюда траверс влево к Небольшому отколу (А2). От него лазанием вверх-влево на большую осыпную полку-кулуар (V). По ней вверх-влево под северное ребро вершины, до места где возможно организовать станцию.

R9-R10 150м 40° I-II (1-2)
    Далее по полкам и коротким стенкам перейти на восточную сторону ребра. Отсюда по вверх вдоль ребра подняться на пердвершинное плечо и по нему выйти на вершину.

Спуск с маршрута

Спуск с вершины достаточно простой. За исключением одного дюльфера (40м) все проходится пешком. Лишь в паре мест нужно аккуратно спуститься по бараньим лбам лазанием.

С вершины по простому гребню в южном направлении до первого жандарма в гребне. Обойти его слева и начаться спуск с седловины за ним по сыпным склонам в юго-западном направлении. Спустившись на большую террасу, чуть выше скального пояса преграждающего дальнейший спуск, пройти к ее левой части (относительно направления спуска) к дюльферной петле на большом выступе. Путь к петле маркирован туриками.

Отсюда дюльфер 40м на осыпной склон. Далее пешком по осыпным склонам прерываемыми выходами бараньих лбов (участки лазания 1-2) до выхода на тропу у реки.

Фотографии участков маршрута

Участок R0—R1

Станция R3

Денис Сушко на участке R3—R4

Александр Ланге поднимается по перилам, участок R3—R4

Денис Cушко на участке R4—R5

Максим Фойгель работает на участке R5—R6, Денис Сушко и Александр Ланге на станции R5

Cтанция R6

Максим Фойгель работает на участке R6—R7

Сидячая ночевка у станции R7

Максим Фойгель работает на участке R7—R8

Максим Фойгель работает на участке R7—R8, Денис Сушко и Александр Ланге на станции R7

Станция R8

Максим Фойгель работает на участке R8—R9

На вершине, слева на право: Максим Фойгель, Денис Сушко, Александр Ланге

2 новых маршрута в Ала-Арче

Горная болезнь — что это такое и как с ней бороться?

Горная школа. Скальные крючья

Ски-тур. Советы и снаряжение для начинающих

Про категории трудности в альпинизме, скалолазании и ледолазании

Категории трудности в альпинизме, скалолазании и ледолазании. Часть I

Tour Ronde по северной стене «North Face» — видео инструкция + описание

3 способа как вщелкивать оттяжки

Арко. «46 Parallelo»

Маршрут восхождения на Matterhorn по гребню «Hornli»

10 советов начинающему скалолазу

Простейший полиспаст 3:1

Ледолазание в Val di Cogne (Италия)

Мини гайд по району Монблана

Скитур – Альпы – Валле д'Аоста

Максим Фойгель. Проушина Абалакова

Страховочные устройства для альпинизма и скалолазания. Плюсы и минусы разных систем

Как снять оттяжки

Фактор рывка — просто о сложном

Ледовый каскад Renkfall. Видео

Dent du Geant «Normal Route»
    Видео инструкция + описание

Вильдшпитце — красавица Тироля

Случайностей не бывает

Отчет о первопрохождении на вершину Тютю 2-я Западная 4420 м по Юго-Восточной стене Южного ребра